Слайд 1Артикуляционная гимнастика
Для учителей-логопедов.
Слайд 2Для чего нужна артикуляционная гимнастика
Гимнастика для рук, ног - дело
нам привычное и знакомое. Понятно ведь, для чего мы тренируем
мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными, подвижными. А вот зачем язык тренировать, ведь он и так "без костей"? Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для всякой мышцы, гимнастика просто необходима. Ведь язык должен быть достаточно хорошо развит, чтобы выполнять тонкие целенаправленные движения, именуемые звукопроизношением. Недостатки произношения отягощают эмоционально-психическое состояние ребенка, мешают ему развиваться и общаться со сверстниками. Чтобы эта проблема не возникла у ребенка в дальнейшем, стоит начать заниматься артикуляционной гимнастикой как можно раньше. Детям двух, трех, четырех лет артикуляционная гимнастика поможет быстрее "поставить" правильное звукопроизношение. Дети пяти, шести лет и далее смогут при помощи артикуляционной гимнастики во многом преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
Слайд 3Учимся делать упражнение, которое логопеды называют «Улыбка».
Широко разводим уголки губ,
обнажив сжатые зубы. Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку
время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 4 Учимся делать упражнение «Хоботок».
Вытягиваем губы
вперед, как для поцелуя, держим в таком положении 3—5 секунд.
Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 5
Учимся делать упражнение «Хомячок».
Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте
и подержать в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть,
расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 6Учимся делать упражнение «Лопата».
Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок
на нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем
ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 7Учимся делать упражнение «Чашечка».
Широко открываем рот, кладем широкий язык на
нижнюю губу, загибаем края языка «чашечкой» и медленно поднимаем ее
за верхние зубы. Затем предлагаем ребенку опустить язычок, закрыть рот, расслабиться, сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 8 Учимся делать упражнение «Качели».
Широко открываем рот, кладем на нижнюю
губу спокойный расслабленный язык, переводим его на верхнюю губу, возвращаем
на нижнюю, снова поднимаем на верхнюю. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 9Учимся делать упражнение «Маятник».
Открываем рот, растягиваем губы в улыбку, вытягиваем
язык, напрягаем его, касаемся острым кончиком языка то левого, то
правого уголков губ. Следим, чтобы язык двигался по воздуху, а не по нижней губе, чтобы не качалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 10Учимся делать упражнение «Вкусный мед».
Широко открываем рот, острым кончиком языка
проводим по верхней губе слева направо и обратно. Следим за
тем, чтобы не двигалась нижняя челюсть. Выполняем 6—8 раз. Убираем язычок, закрываем рот. Даем ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.
Слайд 11Учимся делать упражнение «Мостик».
Открываем рот. Выгнув спинку языка, упираем его
кончик в нижние зубы изнутри рта. Удерживаем в таком положении
3—5 секунд. Медленно сближаем и сжимаем зубы, закрываем рот. «Мостик» стоит за закрытыми зубами. Затем предлагаем ребенку выпрямить язычок, расслабиться
сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.