Слайд 1ИЗУЧЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЕ ПЕРЕДОВОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА
(Формы презентации передового педагогического опыта)
Слайд 2Педагогический опыт – научная категория педагогики, заключающая в себе живую,
развивающуюся действительность обучения и воспитания, реальную практическую деятельность педагога и
отражающая знания о способах педагогической деятельности, о вариантах решения учебно-воспитательных задач в конкретных условиях.
Слайд 3Главные элементы опыта:
главная идея (основной замысел) опыта, отличающая его от
массовой практики;
спектр актуальных задач, успешно решаемых в опыте;
совокупность педагогических средств,
используемых для этого;
педагогическая технология (последовательность действий по использованию педагогических средств);
результативность опыта;
условия функционирования опыта;
степень новизны;
широта опыта (указать с какой частью образовательного процесса связан опыт: урок, система уроков, лекционно-семинарская система обучения, система урочной и внеурочной работы, система методической работы и т.д.);
адресная направленность опыта.
Слайд 4Формы обобщения передового педагогического опыта
Творческий отчет
Особенность: предусмотреть такую схему проведения
творческого отчета, которая полностью исключала бы превращение его в некий
единовременный акт пропаганды достигнутого в узкоотчетное время.
Слайд 5Творческий отчет
Обобщенная схема творческого отчета:
предварительная целостная характеристика опыта (введение в
тему творческого отчета);
сообщение программы мероприятий и сроков их проведения;
реализация программы;
заключительная
творческая встреча с авторами опыта.
Слайд 6Приложение 1
План мероприятий
Слайд 7Приложение 2
Содержание творческого отчета
Наблюдение фрагментов передового педагогического опыта в виде
уроков различных типов и внеклассных занятий кружков, факультативов, секций, клубов
и т.д.
Коллективный анализ их под руководством автора опыта или методиста, изучавшего опыт.
Тематические и персональные выставки авторов опыта.
Работа с документацией и другими материалами, представленными на выставке и раскрывающими особенности пропагандируемого опыта.
Встречи с авторами опыта и методистами и консультации по неясным вопросам.
Показ уроков панорам на основе моделирования элементов педагогической технологии, применяемой в опыте.
Встреча с учащимися класса или группы, где работает автор опыта.
Ознакомление с условиями, в которых функционирует опыт и дает результаты.
Слайд 8Приложение 3
Памятка посещающего открытый урок
Попытайтесь установить, какие педагогические средства были
применены учителем на данном уроке. Было ли эффективным их применение?
В чем, по-вашему, актуальность данного урока?
Какие элементы опыта, показанные на уроке, можно было бы использовать другим учителям?
Что необходимо сделать, чтобы облегчить процесс овладения новыми методическими приемами, применяемыми в данном опыте?
Что Вы можете посоветовать администрации образовательного учреждения, методическому объединению по изучению и распространению опыта, фрагмент которого Вы наблюдали?
Слайд 9Выставки
передового педагогического опыта
Подбор материала для экспозиции
Идея выставки
Логическая последовательность подачи
материала
Адресаты
Художественный замысел
Художественное оформление
Тематический план выставки:
содержание и порядок изложения вопросов, которые
необходимо осветить в экспозиции;
точное название выставки;
перечислить разделы и подразделы.
Слайд 10Встреча с авторами опыта
(форма «беседа за круглым столом»)
Вступительное слово ведущего
(подводится итог мероприятия).
Слово авторам опыта (что привело к возникновению опыта).
Участники
мероприятия обсуждают, уточнят некоторые детали, оценивают опыт.
Вручение сувениров.
Слайд 11Методический видеорепортаж –жанр педагогической видеосъемки, основное содержание которой составляет оперативная
фиксация появляющихся в педагогической практике нестандартных подходов к организации учебных
и внеучебных занятий, технологии применения отдельных приемов, вариантов оснащения учебных кабинетов, мастерских, спортивных залов; показ нестандартного оборудования в действии, сопровождаемые краткими комментариями новизны, актуальности и результативности опыта.
Отличительная особенность видеорепортажа – его оперативность.
Слайд 12 Видеоприложения к целостному описанию передового опыта – жанр педагогической съемки,
содержание и объем которой определяется новизной, системностью, широтой содержания опыта
и включает видеозапись как отдельных педагогических ситуаций, так и учебных занятий, их систем, интервью педагогов, учащихся, их родителей, администрации образовательного учреждения и др.
Слайд 13Графическая форма сценарного плана
Слайд 14 Методические рекомендации – разновидность методических материалов, опирающихся на лучший педагогический
опыт, на результаты его обобщения и содержащих советы, предписания, инструкции
по совершенствованию образовательного процесса.
Слайд 15 Методические указания – разновидность методических материалов, адресованных конкретному пользователю и
содержащих «строгие» предписания алгоритмического характера (нормативы деятельности).
Слайд 16 Методическое письмо – разновидность методических материалов, содержащих перечень конкретных мер
по совершенствованию отдельных сторон образовательного процесса, направлений методической работы, включая
самообразование педагогов.
Слайд 17 Методический плакат – вид методических материалов, использующихся для пропаганды передового
педагогического опыта, разъясняющий в лаконичной форме с помощью текст, фотографий,
диаграмм, схем, таблиц и других художественно-изобразительных средств основную идею, результативность, новые воспитательно-дидактические средства, применяемые в опыте.
Слайд 18 Методическая листовка – разновидность методических материалов, внешне похожая на методический
плакат, но отличающаяся объемом, содержанием и полиграфическим исполнением.
Слайд 19 Методический буклет – разновидность методических материалов, непериодическое издание в виде
листков печатного материала, складываемых параллельными сгибами, без папки или переплета
так, что их читают или рассматривают как ширму.
Слайд 20 Учебно-методическое пособие – разновидность методических материалов, сочетающих достоинства как методических
рекомендаций, так и методических указаний, имеющих четко выраженную дидактическую направленность
и предназначенных для использования на занятиях в системе повышения квалификации, в разнообразных формах методической работы (коллективных, групповых, индивидуальных).