Слайд 1«Психологические
аспекты работы
с гиперактивными детьми.»
Автор: Лисина С.С.
МБДОУ №24
«Малыш»
2015 г.
Слайд 2Проблема гиперактивности в настоящее время приобретает особую актуальность, т.к. число
гиперактивных детей с каждым годом увеличивается. Педагоги говорят:
«Один расторможенный ребенок
– это проблема, два – это беда»
Слайд 3Актуальность проблемы и в том, что гиперактивность представляет собой расстройство,
имеющее множество разнообразных аспектов: неврологические, психиатрические, двигательные, языковые, воспитательные, социальные,
психологические и т.д.
Слайд 4Причины гиперактивности:
Причины гиперактивности очень индивидуальны и в большинстве случаев это
сочетание различных факторов, среди которых:
Слайд 5Наследственность. Как правило, у гиперактивных детей кто-то из близких родственников
гиперактивен.
Здоровье матери. Гиперактивные дети часто рождаются у матерей, страдающих аллергическими
заболеваниями, например сенной лихорадкой,
астмой экземой или мигренью.
Слайд 6Беременность и роды. Проблемы, связанные с беременностью (стрессы, аллергия), осложненные
роды также могут привести
к гиперактивности у ребенка.
Дефицит жирных кислот в организме. Исследования показали, что многие гиперактивные дети страдают
от нехватки основных жирных
кислот в организме.
Слайд 7 Окружающая среда. Некоторые исследователи высказывают предположение, что экологическое неблагополучие,
которое сейчас переживают все страны, вносит определенный вклад в рост
количества нервно-психических заболеваний.
Слайд 8 Причиной формирования гиперактивности может стать и микросоциальная среда ребенка
– его семья. Гиперактивные дети имеют огромный дефицит физического и
эмоционального контакта с матерью. В силу своей повышенной активности они как бы сами «уходят», отстраняются от таких контактов с матерью, но на самом деле глубоко нуждаются в них.
Слайд 9Из-за отсутствия этих важных контактов чаще всего и возникают нарушения
в эмоциональной сфере: тревожность, неуверенность, возбудимость, негативизм. А они, в
свою очередь, отражаются на умении ребенка контролировать себя, сдерживаться, быть внимательным, переключаться на другое.
Слайд 10Основные проявления гиперактивности можно разделить на три блока:
1. Дефицит
активного внимания
2. Двигательная расторможенность 3. Импульсивность.
Слайд 11Дефицит активного внимания:
1. Непоследователен, ему трудно долго удерживать внимание.
2. Не
слушает, когда к нему обращаются.
3. С большим энтузиазмом берется за
задание, но так и не заканчивает его.
4. Испытывает трудности в организации.
5. Часто теряет вещи.
6. Избегает скучных и требующих умственных усилий заданий.
7. Часто бывает забывчив.
Слайд 12Двигательная расторможенность.
1. Постоянно ерзает.
2. Проявляет признаки беспокойства (барабанит пальцами, двигается
в кресле, бегает, забирается куда-либо).
3. Спит намного меньше, чем другие
дети, даже во младенчестве.
4. Очень говорлив.
Слайд 13Импульсивность:
1. Начинает отвечать, не дослушав вопроса.
2. Не способен дождаться своей
очереди, часто вмешивается, прерывает.
3. Плохо сосредоточивает внимание.
4. Не может дожидаться
вознаграждения (если между действием и вознаграждением есть пауза).
5. Не может контролировать и регулировать свои действия.
Поведение слабо управляемо
правилами.
Слайд 146. При выполнении заданий ведет себя по-разному и показывает очень
разные результаты. (На некоторых занятиях ребенок спокоен, на других —
нет, на одних уроках он успешен, на других — нет).
Если в возрасте до 7 лет проявляются хотя бы шесть из перечисленных признаков, педагог может предположить (но не поставить диагноз!), что ребенок, за которым он наблюдает, гиперактивен.
Слайд 15Одной из важных задач работы с гиперактивными детьми является создание
комфортной психологической атмосферы, в которой ребенок не только ощущает себя
в безопасности, но и успешно реализует свой потенциал. Поэтому усилия специалистов должны быть направлены на выявление сильных сторон ребенка- его умений, навыков, черт личности. Игры и упражнения помогут ребенку ощутить себя успешным, повысят самооценку и мотивацию достижений.
Слайд 16Для работы с гиперактивными детьми необходимо использовать комплекс игр и
упражнений:
Растяжки - для нормализации гипертонуса и гипотонуса мышц( “ Лучики”,
“ Травинка
на ветру”, “ Кошечка”, “Половинка”;
Дыхательные упражнения – для улучшения ритмирования организма, развития
самоконтроля и произвольности ;
- Глазодвигательные упражнения - для расширения поля зрения и улучшения
восприятия ;
-
Слайд 17Функциональные упражнения- для развитие внимания, произвольности и самоконтроля ( “
Черепаха”, “ Руки-ноги”. “ Считалочки - бормоталочки”, “ Буратино” .
“ Шалуны”);
Упражнения для развития мелкой моторики рук ( “ Колечки”, “ Кулак-ребро-ладонь”, “Лезгинка”, “ Ухо-нос”, “ Зайцы”);
Коммуникативные упражнения- восстановление и дальнейшее углубление контакта с собственным телом (“ Тряпичная кукла”, “Животные”, “Головомяч”);
Слайд 18- Массаж – рассказывание сказки, стихотворения
на спине;
- Музыкальные игры - упражнения
с лентами, хороводные игры.
Чаще всего работа проводится индивидуально или небольшими подгруппами.
Слайд 19В подборе упражнений и игр учитываются все факторы, выявленные при
диагностике. В коррекционной работе по проблеме гиперактивности должен участвовать психолог,
педагог и гиперактивный ребенок и его родители сразу, ибо только комплексное воздействие способно избавить ребенка и его семью от этого недуга.