Слайд 1Формирование толерантности у подростков
Слайд 2
На современном этапе развития любое государство претерпевает крупномасштабные изменения, как
в области политики, экономики, права, так и в сфере духовной
жизни общества, и в сфере образования. Подобная ситуация стимулирует общество на поиск новых отношений, окрашенных в цвета сотрудничества и диалога, акцентирует внимание на ценностях, формирующих гуманное сознание членов общества, взаимопонимание, личная ответственность, свобода, абсолютная ценность жизни и ортодоксальные библейские заветы: не убий, не укради, возлюби ближнего, как самого себя. Все это свидетельствует о том, что общество осознает необходимость обеспечения толерантного мироустройства.
Именно толерантность должна стать сегодня тем сильнейшим регулятором жизни людей, который направляет государственное устройство, социальные структуры и индивидуальные стратегии поведения и существования по пути гуманизации и социально-культурного равновесия.
Слайд 3
Толерантность - нравственное качество, определяющее активную нравственную позицию и психологическую
готовность к построению конструктивного взаимодействия личности с другими людьми, отличающимися
от нее социальной, культурной, конфессиональной принадлежностью, интересами, потребностями, мировоззрением. Нравственная позиция в данном контексте приобретает понимание выработанных в сознании индивида ценностных ориентаций, личностно-значимых образцов бесконфликтного или компромиссного поведения. Психологическая готовность понимается как доминантная направленность сознания на выполнение данных образцов.
Слайд 4
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении
потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами
людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения.
Слайд 5Функции толерантности
Мирообеспечивающая:
определяет многомерность среды и разнообразных взглядов;
обеспечивает гармоничное
мирное сосуществование представителей, отличающихся друг от друга по различным признакам;
служит общественным гарантом неприкосновенности и ненасилия по отношению к различного рода меньшинствам и легализует их положение с помощью закона
Слайд 6Функции толерантности
2. Регулирующая:
позволяет сдержать неприязнь в сочетании с
отложенной позитивной реакцией, либо заменить ее на позитивную;
предоставляет
конструктивный выход из конфликтных ситуаций;
ориентирует отношения на соблюдение равноправия, уважения, свободы
Слайд 7Функции толерантности
3. Психологическая:
служит основой для нормализации психологической атмосферы в
группе, обществе (атмосфера доверия, уважения, признания, поддержки);
формирует и развивает
этническое самосознание;
обеспечивает этническую и социальную самоидентификацию;
поддерживает и развивает самооценку личности, группы;
снижает порог чувствительности к неблагоприятным факторам, фрустрационным ситуациям
Слайд 8Функции толерантности
4. Воспитательная:
обеспечивает передачу опыта позитивного социального взаимодействия и
опыта человечества в целом;
является совершенным образцом организации жизнедеятельности в
социуме;
обеспечивает успешную социализацию;
развивает нравственное понимание, сопереживание, умение лояльно оценивать поступки других
Слайд 9Функции толерантности
5. Коммуникативная:
развивает готовность к общению, сотрудничеству и пониманию;
позволяет установить конструктивное общение с представителями различных групп, иного мировоззрения
Слайд 10Функции толерантности
6. Культуросохраняющая:
обеспечивает сохранение и преувеличение культурного
опыта группы, этноса, общества
Слайд 11Функции толерантности
7. Креативная:
обеспечивает возможность творческого преобразования окружающей действительности;
создает условия для безопасного проявления дивергентности, творческой активности;
создает условия
для творческого самоутверждения
Слайд 12Подходы к воспитанию толерантности
Личностно-ориентированный:
признание права каждой личности на свободу,
самоопределение, индивидуальность и самовыражение;
признание и выполнение своих обязанностей перед собой
и другими;
опора при взаимодействии на мотивацию, ценности, опыт, "Я-концепцию" партнера;
индивидуальный подход
Слайд 13Подходы к воспитанию толерантности
Деятельностный:
опора на активность, сознательность и
самостоятельность;
ориентация не на вербальное воздействие, а на деятельность самого ребенка;
обеспечение
субъективной свободы в выборе деятельности и ее компонентов;
построение воспитания через специально организуемую деятельность и общение детей
Слайд 14Принципы воспитания толерантности :
Принцип целенаправленности;
Учет индивидуальных и половозрастных особенностей;
Принцип
культуросообразности;
Принцип связи толерантности с жизнью;
Принцип уважительного отношения к личности;
Принцип опоры
на положительное в ребенке
Слайд 15Принципы воспитания толерантности :
Принцип социальной обусловленности процесса воспитания толерантности;
Принцип
завуалированности педагогических воздействий и опоры на активность ребенка;
Принцип единства знания
и поведения;
Принцип создания толерантной среды в образовательном учреждении;
Принцип диалогичности и сотрудничества;
Принцип воспитывающей рефлексии
Слайд 16
Являясь нравственным качеством, толерантность не возникает на пустом
месте и не является врожденным, как и практически любое нравственное
качество. Толерантность подвергается развитию, стимулированию (прежде всего самостимулированию) и коррекции, а целью ее формирования является позитивное взаимодействие со всеми субъектами обитания.
Слайд 17 Формирование толерантности следует начинать еще в раннем
детстве, когда закладывается первооснова человеческого общения и основные нравственные категории
(доброта, чуткость, отзывчивость, честность и т.д.) Однако мы часто наблюдаем несформированность толерантности у школьников. Извечные житейские неурядицы, поразительно стремительный темп жизни, социальные проблемы и природные катаклизмы, воспитательная инерция родителей по отношению к детям, агрессия, царящая с экранов телевизоров, - далеко еще не все причины несформированности толерантности у ребенка. Вряд ли кто-нибудь из нас сможет устранить все эти причины, но вот не дать им «затмить» развивающееся чуткое отношение и активную преобразующую позицию ребенка к миру, мы обязаны.
Слайд 18 В работе по данной теме исхожу из
следующих положений:
* Возраст
участников воспитательной работы 10-16 лет (подростковый период).
Данный возрастной этап характеризуется интериоризацей (познанием себя) и социализацией (активным вхождением в общество), поэтому в содержание воспитательной системы включены проблемы, затрагивающие вопросы понимания и принятия себя, а так же осмысления себя в «культурном ландшафте».
* Важным моментом подросткового возраста является общение со
сверстниками, в котором на первый план выходит такая характеристика как «коммуникативная привлекательность».
Данная характеристика отражается в понятии «коммуникативная компетентность» (высоко развитые умения и навыки общения).
Следовательно, в содержании воспитательной работы весомое место занимают проблемы коммуникации.
* Подростки увлекаемы и часто меняют интересы, пытаются
осмыслить многие объекты, готовы к размышлению на разные темы (хотя часто им не хватает социального опыта). Это нашло отражение в многообразии тем, изучаемых проблем и в разнообразии форм воспитательной работы.
* Подросток, особенно старший, сознательно стремится к общению с
людьми, имеющими большой социальный опыт, поэтому к проведению многих форм воспитательной работы должны привлекаться интересные люди.
* Подросток стремится отгородить себя от семьи, не всегда
доволен сложившейся в семье системой взаимоотношений. Для преодоления этой проблемы необходимо участие семьи в организации и в проведении многих предлагаемых формах воспитательной работы.
Слайд 23 С целью целенаправленного формирования толерантности организую воспитательную
деятельность по следующим направлениям :
* познание
и принятие себя ( толерантность к себе )
* познание, принятие себя как субъекта семейной культуры, изучение семейной самобытности, обучение основам толерантного общения в семье
* определение и принятие культуры малой родины, своего этноса, осмысление себя полноправным участником этой культуры
* формирование толерантности к своему народу (только уважающий свою культуру будет уважать культуру другого)
* понимание мультикультурного пространства России и формирование толерантности к представителям народов и народностей России
* постижение идей культуры мира и определение стратегии толерантного взаимодействия в мировом культурном пространстве.
Слайд 24 В работе реализую следующие формы воспитательной деятельности:
Информационно-познавательные
часы;
Беседы;
Дискуссии;
Игровые тренинги;
Коммуникативные тренинги;
Праздники;
КТД;
Игровые и конкурсные программы;
Викторины;
Выставки;
Познавательные игры;
Акции
Слайд 25 В работе реализую следующие методы воспитания:
Пример;
Поощрение;
Создание социальных проб;
Убеждение
(самоубеждение);
Внушение (самовнушение);
Игровые методы;
Требование;
Метод саморегулирования;
Метод воспитывающих ситуаций;
Метод соревнования;
Метод анализа деятельности и
общения ребенка;
Поручения
Слайд 26Результаты работы
У учащихся класса сформировано понятие о
Признании – способности видеть
в другом именно другого, как носителя других ценностей, другого мышления,
других форм поведения
Принятии – положительном отношении к отличиям
Понимании – умении видеть другого изнутри, способности взглянуть на его мир с двух точек зрения: своей собственной и его