Слайд 1
Коковина Е.Ю., учитель русского языка и литературы НОУ гимназия во
имя Св.
Николая Чудотворца
Основы метапредметного обучения русскому языку
и
формирование лингвистической
компетентности всех участников образовательного процесса
Слайд 2«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,
коммуникативные)», а также способность применять их на практике.
Из 12 названных
во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:
умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение
ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения
Слайд 3Смысловое чтение
(по А.А. Леонтьеву)
процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и
ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей
Слайд 4Метапредметные результаты, на достижение которых нацелен курс языкознания в современной
школе:
освоение универсальных учебных действий при работе с языком разных предметных
областей,
прежде всего – личностных и познавательных УУД, под которыми подразумеваются действия смыслоообразования на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также «общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем»
(см.: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010).
Слайд 5
Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих,
которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство
обучения в других предметных областях.
Метапредметный объект:
язык, на котором происходит обучение школьников
Слайд 6понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей
личности, в процессе образования и самообразования;
расширение и
систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
(из метапредметных результатов) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.
Из указанных в Примерных программах по русскому языку результатов обучения:
Слайд 7Из Примерных программ по иностранным языкам
1) формирование дружелюбного и толерантного отношения
к ценностям иных культур…,
2) формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение
и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса…,
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка…
Слайд 8Из Примерных программ по математике:
(из личностных результатов) умение ясно, точно,
грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать
смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
(из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
(из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.
Слайд 9Из Примерных программ по физике:
(из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать,
перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать
и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
(из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.
Слайд 10Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них
термины) полностью понятными школьникам?
Как научить их выражать (и воспринимать)
нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке?
Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания?
Как помочь запомнить то или иное правило?
Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса
Общие языковые проблемы учителей разных предметов
Слайд 11Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет
школьникам:
освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных
областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат);
осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностные результаты)
Слайд 12Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет
учителям:
повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также
межпредметной интеграции,
модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками)
использование совместной яз. работы для объединения коллектива.
Слайд 13Что изменится в образовательном процессе:
для школьников и учителей становится
привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета,
у них
формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии,
язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения
Слайд 14Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:
овладение средствами языка и
применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации,
овладение знаниями
о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях,
освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных),
формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения,
освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры,
языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.
Слайд 15Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия
формирование у школьников и учителей
лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда
на мир через язык);
повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка);
систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками
Слайд 16Метапредметное обучение русскому языку: методические установки
содержательная связь в обучении русскому
и иностранным языкам (использование элементов сравнительного языкознания),
специальное внимание к фактам
отражения жизни народа и отдельного человека в языке,
обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей),
выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.
Слайд 17Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных
областях)
Лингвистическая активность -
деятельность, связанная с восприятием, анализом, сопоставлением
лингвистического содержания, а в некоторых случаях –
и созданием соответствующего языкового продукта
Слайд 18Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы
с развивающим лингвистическим содержанием:
Второе издание (первое было в изд-ве ВЛАДОС:
2001г. – пособие для учащихся, 2003 г. – книга для учителя)
Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений.
– М.: Просвещение, 2009
Дроздова О. Е.
Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - – М.: Просвещение, 2009
Можно заказать книги на сайте: umlit.ru
Слайд 191 направление:
внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных
конструкций)
Пример 1. Сопоставление частей слов при изучении сказки «Маленький
принц»
«телескоп», «астероид», «монарх»
Сопоставление со словами «телевизор», «микроскоп», «астра», «монолог»
теле- - далеко, -скоп – смотрю, астер- - звезда, моно- - один, архо- власть
Слайд 201 направление:
внутриязыковые и межъязыковые сопоставления
Пример 2. Сопоставление слов
на уроках биологии
(греч.) биос - жизнь mus-culus (латин.)
био-логия mus (мышь)
био-масса мыш-ца (славян.)
био-сфера мышь
анти-био-тики
пре-био-тики
А.А. Быков «Анатомия терминов» (М.: ЭНАС, 2008), 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого языка
Слайд 212 направление:
выяснение этимологии слов и выражений
(названий ключевых понятий текста,
необычных слов, вызвавших интерес учащихся)
На уроке физики:
электрон (греч.) –
янтарь
gintaras (литов.) – ginti – защищать
На уроке биологии:
en-tom-on (греч.) энтомология
in-sec-tum (латин.) дезинсекция
на-сек-омое (рус.)
Слайд 223 направление:
выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других
народов
а-том – греч. «неделимое» (заблуждение ученых):
«томос» - часть,
«а-» - отрицание
_________________________________
bug (комп. термин) – ошибка (буквально: англ. «насекомое; клоп, жук) (по одной из версий - история из жизни Билла Гейтса)
__________________________________
Использование пословиц, содержащих указание на какое-то физическое явление
С.А.Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках» (М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с.)
Слайд 23Воспитательный потенциал лингвокультурологического материала
Знаете ли вы, как появились эти
прозвища?
Прозвище русских
у украинцев
кацап
Прозвище украинцев
у русских хохол
Слайд 24Постоянное внимание к языковым аспектам обучения вырабатывает языковое чутье, позволяющее
выявлять псевдонаучные факты
Пример лженаучного рассуждения, обсуждавшегося на семинаре «Лингвистический компонент
в обучении истории» (пример академика РАН А.А. Зализняка)
Украинцы – потомки укров?
укрАина – место у края
окрАина – место вокруг краев
Утверждения украинских националистов:
Племя УКРОВ – потомки троянцев
Троянцы - teukrai (по-русски «тевкры»)
teukrai – это ТЕ УКРЫ, которые стали украинцами
Слайд 284 направление:
фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным
словом
Классические: «Говорящие фамилии» - Держиморда, Простакова
Переход имени собственного
в нарицательное – Плюшкин, Митрофанушка
Индивидуальные: центробежная и центростремительная сила (к центру – стремятся, а от центра – бегут)
_______________________________________
Приемы мнемотехники
Математика: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»
Биология: «Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками» (для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза)
Слайд 295 направление:
включение слова, выражения в языковую игру, использование его в
шутке
Математика. Теорема Пифагора
Пифагоровы штаны —
На все стороны равны.
Химия. Научная шутка
(ученые Э.Лехнер, Л.Норпченер, М.Кауфман): предупреждение о заражении кампуса Калифорнийского университета дигидрогеном монооксида
Литература.«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории…»
Слайд 306 направление:
выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов,
сжатие и
разворачивание текста
Задание: передайте разными словами смысл фразы «Через несколько
лет он уехал из деревни в город».
(Нельзя вносить новые элементы смысла и терять какие-то части содержания, заложенного в этом предложении)
Типичные ошибки при пересказе задания. Химия.
Используя понятие «металл», учащиеся 8 класса часто произносят: «железо»; перманганат калия называют «марганец».
Слайд 31Пример работы учителя математики.
Из статьи учителя ОУ инновационной сети -гимназии
№1567 Шилейко С.Е.
Ряд недостатков, которые являются общими для фрагментов текстов
разных учебников:
Фразы в учебных текстах очень длинные, плохо структурированные, со сложной иерархией, неоправданными инверсиями;
Некоторые утверждения оказываются многозначными (что совершенно недопустимо в учебных текстах);
Основные факты часто «теряются» среди примеров, вводных предложений и менее значимой информации;
Определения некоторых терминов или их расшифровка даются внутри текста, описывающего их свойства;
Отдельные утверждения некорректны.
Слайд 32Примеры применения методических приемов.
Прочитать данную фразу и изложить ее своими
словами.
Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости,
перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49).
Вариант упрощения (предложен учащимися): «Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей».
Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов.
На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача).
Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : «у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи?
Слайд 33Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети
Химия
(типичные
языковые
ошибки
школьников)
География
«К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию»
(ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом).
Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка).
«Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти».
Слайд 34Лингвистический компонент воспитательной работы
Классные часы с выделением лингвистического компонента: о
родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.),
о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу)
Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.)
Работа с родителями, например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)
Слайд 35Метапредметное обучение русскому языку может осуществляться не только во время
уроков, но в во внеклассной деятельности
Слайд 36Подготовка школьников. Примеры докладов
Основная школа
8 класс, «Лингвистические трудности
восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8
класс)»
6 класс, «Особенности формирования и функционирования спортивной терминологии в русском языке (на примере футбольной терминологии)»
6 класс, «Морская терминология в речи капитана Врунгеля»
Старшая школа
10 класс, «Терминология естественных наук, входящая в школьную программу»
10 класс«Невербальная коммуникация дирижеров и брокеров: опыт исследовательского поиска»
__________________________________________________________________В помощь учителю: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.