Разделы презентаций


Презентация на тему Основы метапредметного обучения русскому языку и формирование лингвистической компетентности всех участников образовательного процесса

Содержание

«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на практике.Из 12 названных во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1 Коковина Е.Ю., учитель русского языка и литературы НОУ гимназия во

имя Св. Николая Чудотворца
Основы метапредметного обучения русскому языку
и
формирование лингвистической

компетентности всех участников образовательного процесса
Коковина Е.Ю., учитель русского языка и литературы НОУ гимназия во имя Св.

Слайд 2«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные,

коммуникативные)», а также способность применять их на практике.

Из 12 названных

во ФГОС результатов 3 имеют непосредственное отношение к работе с языком:
умение  определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,   самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить  логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное  и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение

ФГОС: метапредметные результаты школьного обучения

«освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные)», а также способность применять их на

Слайд 3Смысловое чтение

(по А.А. Леонтьеву)

процесс восприятия графически оформленной текстовой информации и

ее переработки в личностно-смысловые установки в соответствии с коммуникативно-познавательной задачей
Смысловое чтение          (по А.А. Леонтьеву)процесс восприятия графически оформленной

Слайд 4Метапредметные результаты, на достижение которых нацелен курс языкознания в современной

школе:

освоение универсальных учебных действий при работе с языком разных предметных

областей,
прежде всего – личностных и познавательных УУД, под которыми подразумеваются действия смыслоообразования на основе ценностно-смысловой ориентации учащихся, а также «общеучебные действия, включая знаково-символические, логические и действия постановки и решения проблем»
(см.: Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / [А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010).

Метапредметные результаты, на достижение которых нацелен курс языкознания в современной школе:освоение универсальных учебных действий при работе с

Слайд 5

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих,

которые объединяют русский язык как предмет изучения и как средство

обучения в других предметных областях.

Метапредметный объект: язык, на котором происходит обучение школьников

Метапредметное обучение русскому языку - совокупность содержательных и методических составляющих, которые объединяют русский язык как предмет изучения

Слайд 6понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей

личности, в процессе образования и самообразования;
расширение и

систематизация научных знаний о языке; осознание взаимосвязи его уровней и единиц; освоение базовых понятий лингвистики, основных единиц и грамматических категорий языка;
(из метапредметных результатов) способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Из указанных в Примерных программах по русскому языку результатов обучения:

понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и

Слайд 7Из Примерных программ по иностранным языкам

1) формирование дружелюбного и толерантного отношения

к ценностям иных  культур…,
2) формирование и совершенствование иноязычной  коммуникативной  компетенции; расширение

и систематизация знаний о языке, расширение  лингвистического кругозора и лексического запаса…,
4) создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком,  в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка…
Из Примерных программ по иностранным языкам1) формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных  культур…,2) формирование и совершенствование иноязычной 

Слайд 8Из Примерных программ по математике:
(из личностных результатов) умение ясно, точно,

грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать

смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
(из метапредметных результатов) умение находить в различных источниках информацию, необходимую для решения математических проблем, представлять ее в понятной форме, принимать решения в условиях неполной и избыточной, точной и вероятностной информации;
(из предметных результатов) умение работать с математическим текстом (анализировать, извлекать необходимую информацию), грамотно применять математическую терминологию и символику, использовать различные языки математики.

Из Примерных программ по математике:(из личностных результатов) умение ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и

Слайд 9Из Примерных программ по физике:

(из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать,

перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах, анализировать

и перерабатывать полученную информацию в соответствии с поставленными задачами, выделять основное содержание прочитанного текста, находить в нем ответы на поставленные вопросы и излагать его;
(из предметных результатов) коммуникативные навыки докладывать о результатах своего исследования, участвовать в дискуссии, кратко и точно отвечать на вопросы, использовать справочную литературу и другие источники информации.

Из Примерных программ по физике:(из метапредметных результатов) формирование умений воспринимать, перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной,

Слайд 10Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них

термины) полностью понятными школьникам?
Как научить их выражать (и воспринимать)

нужную мысль не только на уроке русского языка, но и на любом другом уроке?
Как привлечь внимание, вызвать интерес к языку того или иного предмета – главному инструменту изучения предметного содержания?
Как помочь запомнить то или иное правило?

Вывод: для решения общих проблем необходима технология комплексной работы с языком обучения в масштабе всего образовательного процесса

Общие языковые проблемы учителей разных предметов

Как сделать учебные тексты (а особенно – встречающиеся в них термины) полностью понятными школьникам? Как научить их

Слайд 11Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет


школьникам:

освоить универсальный инструментарий для работы с языком в разных предметных

областях и сферах жизни, что в дальнейшем отразится на их профессиональной успешности в любой области деятельности (метапредметный результат);

осознать ценность своего языка как национально-культурного феномена, свою национальную и культурную идентичность, сформировать толерантное отношение к чужим языкам и культурам (личностные результаты)

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет школьникам:освоить универсальный инструментарий для работы с языком

Слайд 12Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет


учителям:
повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего предмета, а также

межпредметной интеграции,

модернизировать содержание и формы сотрудничества (взаимоучет действий педагогов разных предметов, работа совместных методических объединений учителей русского и иностранных языков или учителей русского языка с другими предметниками)

использование совместной яз. работы для объединения коллектива.

Комплексная работа с языком обучения в разных предметных областях позволяет учителям:повысить уровень профессиональной компетентности и преподавания своего

Слайд 13Что изменится в образовательном процессе:
для школьников и учителей становится

привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого предмета,
у них

формируется лингвистическая зоркость и потребность в языковой рефлексии,
язык изучаемого предмета становится дополнительным фактором мотивации обучения

Что изменится в образовательном процессе: для школьников и учителей становится привычным постоянное внимание к языковым аспектам любого

Слайд 14Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:
овладение средствами языка и

применение их в речевой практике адекватно коммуникативной ситуации,
овладение знаниями

о языке и использование их для неформального понимания языковых процессов, повышения мотивации обучения в разных предметных областях,
освоение приемов, направленных на понимание смысла текстов (в том числе учебно-научных),
формирование представления о роли языка в разных областях жизни и обучения,
освоение языковых аспектов исследовательской работы, выделение лингвистических проблем в исследовании разных областей культуры,
языковые аспекты обучения в российской школе учащихся-инофонов.
Поле метапредметного обучения русскому языку очень широко:овладение средствами языка и применение их в речевой практике адекватно коммуникативной

Слайд 15Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условия
формирование у школьников и учителей

лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык и как взгляда

на мир через язык);
повышение уровня лингвистической компетенции учителей разных предметов (прежде всего – учителей русского языка);
систематизированное сотрудничество учителей русского языка с другими предметниками

Метапредметное обучение русскому языку: необходимые условияформирование у школьников и учителей лингвистического мировоззрения (как общего взгляда на язык

Слайд 16Метапредметное обучение русскому языку: методические установки
содержательная связь в обучении русскому

и иностранным языкам (использование элементов сравнительного языкознания),
специальное внимание к фактам

отражения жизни народа и отдельного человека в языке,
обращение в учебном процессе к собственному языковому опыту учащихся (или языковому опыту близких людей),
выделение языковых аспектов в обучении всем предметам.
Метапредметное обучение русскому языку: методические установкисодержательная связь в обучении русскому и иностранным языкам (использование элементов сравнительного языкознания),специальное

Слайд 17Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных

областях)
Лингвистическая активность -

деятельность, связанная с восприятием, анализом, сопоставлением

лингвистического содержания, а в некоторых случаях –
и созданием соответствующего языкового продукта
Приемы метапредметного обучения русскому языку (возможно применение в разных предметных областях) Лингвистическая активность - деятельность, связанная с

Слайд 18Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы

с развивающим лингвистическим содержанием:


Второе издание (первое было в изд-ве ВЛАДОС:

2001г. – пособие для учащихся, 2003 г. – книга для учителя)

Дроздова О.Е. Основы языкознания для школьников. Факультативный курс. 6-9 классы. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2009
Дроздова О. Е. Основы языкознания для школьников. Методические рекомендации. 6-9 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - – М.: Просвещение, 2009

Можно заказать книги на сайте: umlit.ru

Виды лингвистической активности были выделены на основе многолетнего опыта работы с развивающим лингвистическим содержанием:Второе издание (первое было

Слайд 191 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных

конструкций)

Пример 1. Сопоставление частей слов при изучении сказки «Маленький

принц»

«телескоп», «астероид», «монарх»
Сопоставление со словами «телевизор», «микроскоп», «астра», «монолог»
теле- - далеко, -скоп – смотрю, астер- - звезда, моно- - один, архо- власть
1 направление:  внутриязыковые и межъязыковые сопоставления (слов, их компонентов, словесных конструкций)  Пример 1. Сопоставление частей

Слайд 201 направление: внутриязыковые и межъязыковые сопоставления Пример 2. Сопоставление слов

на уроках биологии

(греч.) биос - жизнь mus-culus (латин.)

био-логия mus (мышь)
био-масса мыш-ца (славян.)
био-сфера мышь
анти-био-тики
пре-био-тики

А.А. Быков «Анатомия терминов» (М.: ЭНАС, 2008), 400 словообразовательных элементов из латыни и греческого языка
1 направление:  внутриязыковые и межъязыковые сопоставления  Пример 2. Сопоставление слов на уроках биологии(греч.) биос -

Слайд 212 направление: выяснение этимологии слов и выражений (названий ключевых понятий текста,

необычных слов, вызвавших интерес учащихся)
На уроке физики:
электрон (греч.) –

янтарь
gintaras (литов.) – ginti – защищать

На уроке биологии:
en-tom-on (греч.) энтомология
in-sec-tum (латин.) дезинсекция
на-сек-омое (рус.)
2 направление: выяснение этимологии слов и выражений  (названий ключевых понятий текста,  необычных слов, вызвавших интерес

Слайд 223 направление: выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других

народов
а-том – греч. «неделимое» (заблуждение ученых):
«томос» - часть,

«а-» - отрицание
_________________________________
bug (комп. термин) – ошибка (буквально: англ. «насекомое; клоп, жук) (по одной из версий - история из жизни Билла Гейтса)
__________________________________
Использование пословиц, содержащих указание на какое-то физическое явление
С.А.Тихомирова «Физика в пословицах, загадках и сказках» (М.: Школьная Пресса, 2002. – 128 с.)
3 направление: выявление отраженных в языке явлений культуры своего и других народов а-том – греч. «неделимое» (заблуждение

Слайд 23Воспитательный потенциал лингвокультурологического материала

Знаете ли вы, как появились эти

прозвища?
Прозвище русских
у украинцев

кацап
Прозвище украинцев
у русских хохол

Воспитательный потенциал лингвокультурологического материала Знаете ли вы, как появились эти прозвища? Прозвище русских  у украинцев

Слайд 24Постоянное внимание к языковым аспектам обучения вырабатывает языковое чутье, позволяющее

выявлять псевдонаучные факты
Пример лженаучного рассуждения, обсуждавшегося на семинаре «Лингвистический компонент

в обучении истории» (пример академика РАН А.А. Зализняка)
Украинцы – потомки укров?
укрАина – место у края
окрАина – место вокруг краев

Утверждения украинских националистов:
Племя УКРОВ – потомки троянцев
Троянцы - teukrai (по-русски «тевкры»)
teukrai – это ТЕ УКРЫ, которые стали украинцами

Постоянное внимание к языковым аспектам обучения вырабатывает языковое чутье, позволяющее выявлять псевдонаучные факты Пример лженаучного рассуждения, обсуждавшегося

Слайд 284 направление: фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным

словом
Классические: «Говорящие фамилии» - Держиморда, Простакова
Переход имени собственного

в нарицательное – Плюшкин, Митрофанушка
Индивидуальные: центробежная и центростремительная сила (к центру – стремятся, а от центра – бегут)
_______________________________________
Приемы мнемотехники
Математика: «Биссектриса – это крыса, которая бегает по углам и делит угол пополам»
Биология: «Днем работают с колбочками, ночью ходят с палочками» (для запоминания специфики работы фоторецепторов сетчатки глаза)
4 направление: фиксация языковых ассоциаций, цитат, устойчивых образов, связанных с определенным словом Классические: «Говорящие фамилии» - Держиморда,

Слайд 295 направление: включение слова, выражения в языковую игру, использование его в

шутке
Математика. Теорема Пифагора
Пифагоровы штаны —
На все стороны равны.

Химия. Научная шутка

(ученые Э.Лехнер, Л.Норпченер, М.Кауфман): предупреждение о заражении кампуса Калифорнийского университета дигидрогеном монооксида

Литература.«Ноздрев был в некотором отношении исторический человек. Ни на одном собрании, где он был, не обходилось без истории…»

5 направление: включение слова, выражения в языковую игру, использование его в шуткеМатематика. Теорема Пифагора Пифагоровы штаны —На все

Слайд 306 направление: выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов, сжатие и

разворачивание текста
Задание: передайте разными словами смысл фразы «Через несколько

лет он уехал из деревни в город».
(Нельзя вносить новые элементы смысла и терять какие-то части содержания, заложенного в этом предложении)

Типичные ошибки при пересказе задания. Химия.
Используя понятие «металл», учащиеся 8 класса часто произносят: «железо»; перманганат калия называют «марганец».

6 направление: выражение словесной конструкции другими словами, подбор синонимов,  сжатие и разворачивание текста Задание: передайте разными

Слайд 31Пример работы учителя математики. Из статьи учителя ОУ инновационной сети -гимназии

№1567 Шилейко С.Е.
Ряд недостатков, которые являются общими для фрагментов текстов

разных учебников:
Фразы в учебных текстах очень длинные, плохо структурированные, со сложной иерархией, неоправданными инверсиями;
Некоторые утверждения оказываются многозначными (что совершенно недопустимо в учебных текстах);
Основные факты часто «теряются» среди примеров, вводных предложений и менее значимой информации;
Определения некоторых терминов или их расшифровка даются внутри текста, описывающего их свойства;
Отдельные утверждения некорректны.
 

Пример работы учителя математики. Из статьи учителя ОУ инновационной сети -гимназии №1567 Шилейко С.Е.Ряд недостатков, которые являются

Слайд 32Примеры применения методических приемов.



Прочитать данную фразу и изложить ее своими

словами.
Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются две данные плоскости,

перпендикулярна к каждой из этих плоскостей (Атанасян и др. 2004, с. 49).
Вариант упрощения (предложен учащимися): «Если две плоскости пересекаются, а третья плоскость перпендикулярна к их линии пересечения, то она перпендикулярна и к каждой из этих плоскостей».

 Прочитать данную фразу и проверить, не имеет ли она несколько смыслов.
На дне рожденья у Васи было 10 ребят (включая Васю). Оказалось, что у каждых двух из этих ребят есть общий дедушка. Докажите, что у семи из них есть общий дедушка (ВОШпоМАТ, 2009, 2 этап, 8 класс, 6 задача).
Последняя фраза многозначна. Что подразумевается : «у семи из них есть»: ровно у семи; хотя бы у семи; не более чем у семи?

Примеры применения методических приемов.Прочитать данную фразу и изложить ее своими словами.Плоскость, перпендикулярная к прямой, по которой пересекаются

Слайд 33Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сети
Химия
(типичные
языковые


ошибки
школьников)



География
«К топливным ресурсам относят уголь, нефть, газ, электроэнергию»

(ошибочно использовано слово «электроэнергия»: она не является топливным ресурсом).

Употребление слова «Америка» вместо «США» (возможно только в разговорной речи). Америка – это не страна, а часть света, состоящая из двух материков (Северная Америка и Южная Америка).

«Места рождения нефти» вместо «месторождение нефти».
Примеры специальной языковой работы учителей школ инновационной сетиХимия (типичные языковые ошибкишкольников)География «К топливным ресурсам относят уголь, нефть,

Слайд 34Лингвистический компонент воспитательной работы
Классные часы с выделением лингвистического компонента: о

родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича, петербуржца и т.д.),

о выборе профессии (лингвистический компонент: анализ названий современных профессий, встречающихся в газетных объявлениях, например, офис-менеджер, мерчендайзер, логистик, менеджер по клинингу)
Формирование словаря школьника: знают ли учащиеся точное значение наименований качеств личности (открытость, замкнутость, аналитические способности, принципиальность, толерантность, внушаемость, снобизм, закомплексованность и др.)
Работа с родителями, например: «Какие слова в речи вашего ребенка должны вас насторожить?» (ознакомление с лексикой наркоманов)

Лингвистический компонент воспитательной работыКлассные часы с выделением лингвистического компонента: о родном городе (лингвистический компонент: особенности речи москвича,

Слайд 35Метапредметное обучение русскому языку может осуществляться не только во время

уроков, но в во внеклассной деятельности

Метапредметное обучение русскому языку может осуществляться не только во время уроков, но в во внеклассной деятельности

Слайд 36Подготовка школьников. Примеры докладов
Основная школа
8 класс, «Лингвистические трудности

восприятия терминологии на уроках физики (на примере учебника «Физика» 8

класс)»
6 класс, «Особенности формирования и функционирования спортивной терминологии в русском языке (на примере футбольной терминологии)»
6 класс, «Морская терминология в речи капитана Врунгеля»
Старшая школа
10 класс, «Терминология естественных наук, входящая в школьную программу»
10 класс«Невербальная коммуникация дирижеров и брокеров: опыт исследовательского поиска»
__________________________________________________________________В помощь учителю: Абрамова С.В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников. 9-11 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / С.В. Абрамова. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.

Подготовка школьников. Примеры докладов Основная школа 8 класс, «Лингвистические трудности восприятия терминологии на уроках физики (на примере

Слайд 37Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика