Слайд 1Основы правового регулирования системы образования
Слайд 2Курс «Образовательное право»
3 семестра, 88 часов: 28 – 20 –
40
Из них 30 % приходится на очные сессии, 70%
на заочные (в LMS).
контрольная работа в первом модуле,
домашнее задание во втором,
зачет в третьем модуле.
Слайд 3Цель курса:
Изучение правовых основ образовательной деятельности;
Приобретение навыков и опыта анализа
и оценки предложений, направленных на совершенствование законодательства об образовании;
Приобретение опыта
и навыков проектирования, разработки и анализа локальных нормативно-правовых актов.
Слайд 4Вопросы
Общие положения теории права
Понятие и общая характеристика образовательного права
Источники
права и законодательство об образовании
Система федерального законодательства об образовании
Соотношение федерального,
регионального и муниципального нормотворчества в сфере образования
Слайд 5Право – это
система общеобязательных, формально-определенных правил поведения, выражающих государственную
волю общества, принятых или одобренных государством, обеспеченных его принудительной силой
и направленных на регулирование общественных отношений.
Слайд 6«justitia» – «справедливость, законность, правосудие.
право – это совокупность норм, которые
регулируют наиболее важные отношения в обществе и за нарушение которых
взыскивает государство;
право – это личная возможность человека, которая гарантируется законом.
Слайд 7Нормы права – это
общеобязательные правила поведения, которые создает и
охраняет от нарушений государство, устанавливающее права и обязанности участников регулируемых
отношений.
Слайд 8Отрасль права
совокупность юридических норм, регулирующих относительно обособленную и качественно однородную
обширную сферу общественных отношений, которые составляют предмет правового регулирования (например:
конституционное право, административное право, гражданское право, трудовое право, уголовное право и др.)
Слайд 9Образовательное право
комплексная отрасль права, содержащая совокупность норм, регулирующих общественные отношения
в сфере образования
Слайд 10Формы проявления ОП
1. Объективное явление, максимально независимое от нашего сознания,
— совокупность нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере образования,
т. е. образовательное законодательство;
Слайд 11Формы проявления ОП
2. Совокупность норм права, правил поведения, содержащихся в
этих нормативных правовых актах,
т. е. отрасль образовательного права.
Слайд 12Формы проявления ОП
3. Система правоотношений в сфере образования, или реальные
отношения конкретных людей, урегулированные нормами права;
4. Правосознание, или представления людей
об образовательном законодательстве; науке образовательного права;
Слайд 13Формы проявления ОП
5. Представления людей о справедливости общественных отношений в
сфере образования;
6. Состояние свободы человека в системе образования;
7. Учебная дисциплина;
8.
Субъективное право человека на образование, естественное и неотчуждаемое.
Слайд 14Наука образовательного права изучает:
• нормативные правовые акты, регулирующие образовательные отношения,
в частности эффективность каждой нормы права;
• правоотношения в сфере образования;
•
правосознание людей по отношению к образовательному праву;
• образовательные отношения, т. е. отношения по обучению и воспитанию;
Слайд 15Наука образовательного права изучает:
• механизм правового регулирования;
• идеи различных политических
партий, групп по развитию и функционированию системы образования;
• потребности человека
в образовательных услугах;
• потребности различных групп людей в образовании;
• содержание образования и т. д.
Слайд 16Образовательное право как учебная дисциплина
Учебная программа по курсу "Образовательное право"
впервые разработана в России в 1996 г.
Такой курс ввела
Академия труда и социальных отношений в программу юридического факультета.
Слайд 17Сфера образования включает следующие виды отношений, которые регулируются образовательным правом:
•
педагогические отношения — отношения по воспитанию и обучению;
• конституционные отношения;
•
трудовые отношения;
• управленческие отношения;
• имущественные отношения;
• социальные отношения;
• земельные отношения;
• финансовые отношения;
• семейные и другие.
Слайд 18Управленческие отношения
важнейшая категория образовательного права, включающая отношения:
по поводу выборов руководителей
образовательных организаций;
между образовательным учреждением и органом управления образованием, местным органом
самоуправления, государственным органом.
по поводу разграничения компетенции между органами власти и управления.
по поводу образования между муниципальными органами и семьями, обучающимися.
Слайд 19Объектом регулирования образовательного права
являются общественные отношения, являющиеся элементом сферы
образования.
Система отношений, которые регулируются образовательным правом, называется образовательными отношениями.
Слайд 20Образовательные отношения
с 1992 г. (года принятия Закона РФ "Об
образовании") регулируются образовательным законодательством (оно выделилось из административного законодательства);
Основы законодательства
Союза ССР и союзных республик о народном образовании, принятые в 1973 г. (и действующие до 1992 г.) относились к административному законодательству СССР.
Слайд 21Международное образовательное право
— международные договоры, которые имеют различные формы
и названия: соглашения, конвенции, пакты, протоколы, письма, ноты, уставы, рекомендации
и др., включая международные обычаи.
Слайд 22источник права
- это формы выражения, объективизации нормативной государственной воли,
т.е. та официальная форма, в которой излагаются нормы права
Слайд 23основные виды источников (форм) права
Правовой обычай
Правовой прецедент (судебный и административный)
Юридическая
наука (правовая доктрина)
Договоры нормативного содержания
Нормативно-правовой акт
Слайд 24Нормативно-правовой акт
документ, принимаемый специально на то уполномоченным правотворческим органом государства
и устанавливающий новые нормы права либо изменяющий или отменяющий старые
правовые нормы
Слайд 25Индивидуальные правовые акты
это акты государственных органов, негосударственных организаций, должностных лиц,
выражающие решение по конкретному юридическому делу (приговор или решение суда,
приказ руководителя предприятия или учреждения и др.).
это акты применения права, поэтому их называют еще правоприменительными (как правило, имеют: разовое применение, адресуются конкретным лицам или организациям и обязательны для исполнения только ими).
Слайд 26Интерпретационные акты
Это акты разъяснения (толкования) норм права.
Они не содержат новых
юридических норм, а лишь разъясняют существующие.
Слайд 27Виды НПА
по юридической силе различают:
з а к о н
ы - акты, обладающие высшей юридической силой;
п о д
з а к о н н ы е а к т ы - акты, основанные на законах и им не противоречащие.
Слайд 28Закон - это
нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной
власти и обладающий высшей юридической силой.
В Российской Федерации действуют: Основной
Закон (Конституция), федеральные конституционные законы (ФКЗ), федеральные законы (ФЗ) и законы субъектов РФ.
Слайд 29Законы в России
Конституция РФ – Основной закон государства, определяющий, как
устроено общество и государство, как образуются органы государства, каковы права
и обязанности граждан; герб, гимн, флаг Российского государства.
Федеральные конституционные законы (ФКЗ) – принимаются в случаях, прямо предусмотренных Конституцией.
Слайд 30Законы в России
Федеральные законы (ФЗ) – акты текущего законодательства, распространяющие
свое действие на всю территорию РФ и посвященные различным сторона
социально-экономической, политической и духовной жизни общества.
Законы субъектов Федерации – издаются в пределах своей компетенции представительными органами субъектов и распространяют свое действие только на территорию соответствующего субъекта.
Слайд 31Подзаконные НПА
- Указы и распоряжения Президента РФ;
- Постановления и распоряжения
Правительства РФ;
-Приказы, инструкции, положения, нормативные письма, уставы министерств и иных
федеральных органов исполнительной власти;
-НПА органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
- НПА местных органов власти;
- Локальные нормативные акты.
Слайд 32Законодательство об образовании (п.1 ст. 4)
образуют нормативно-правовые акты, содержащие нормы,
регулирующие отношения в сфере образования
Слайд 33Система НПА, образующих законодательство РФ об образовании
Международные договоры РФ;
Конституция Российской
Федерации;
Федеральный закон «Об образовании» № 273 от 29.12.12г.;
другие федеральные законы
РФ;
иные нормативные правовые акты РФ;
законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ;
правовые акты органов местного СУ;
локальные НПА.
Слайд 34Международные договоры РФ
Акты ООН
Документы ЮНЕСКО
Правовые акты Совета Европы
Документы Международной Организации
Труда
Документы Болонского процесса
Совместные документы международных организаций
Документы СНГ об образовании
Слайд 35Акты ООН:
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция о правах ребенка;
Международный
пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Декларация о правах лиц,
принадлежащих к национальным, этническим, религиозным и языковым меньшинствам.
Слайд 36Документы ЮНЕСКО:
Конвенция о борьбе с дискриминацией в области образования;
Региональные конвенции
о признании учебных курсов, дипломов о высшем образовании и ученых
степеней;
Конвенция о техническом и профессиональном образовании;
Всемирная декларация об образовании для всех;
Рекомендации о развитии образования взрослых;
Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры
Слайд 37Правовые акты Совета Европы:
Конвенция о защите прав человека и основных
свобод
Европейская культурная конвенция
Европейская социальная хартия
Европейская конвенция об эквивалентности дипломов, эквивалентности
дипломов, открывающих доступ в университеты
Европейская конвенция об эквивалентности университетских периодов обучения
Европейская конвенция об академическом признании университетских квалификаций
Европейская хартия региональных языков или языков меньшинств
Слайд 38Документы Болонского процесса
Совместная декларация о гармонизации европейской системы образования (Сорбонская
декларация, 1998)
Совместная декларация европейских министерств образования «Европейское пространство высшего образования»
(Болонская декларация, 1999)
Слайд 39Документы СНГ об образовании
Соглашения о сотрудничестве в области образования
Соглашения о
сотрудничестве в области подготовки научных и научно-педагогических кадров и нострификации
документов об их квалификации в рамках СНГ
Соглашение о сотрудничестве в области распространения знаний и образования взрослых
Соглашение о сотрудничестве по формированию единого (общего) образовательного пространства СНГ
Слайд 40Конституция РФ
статья 43
П. «е» статьи 72: «Общие вопросы воспитания, образования,
науки, культуры, физической культуры и спорта» …находятся в совместном ведении
РФ и субъектов РФ
П. «в» статьи 114: Правительство РФ «обеспечивает проведение в РФ единой гос.политики в области… образования…»
Слайд 41Статья 43
Каждый имеет право на образование
Гарантируется общедоступность и бесплатность дошкольного,
основного общего и среднего профессионального образования
Каждый вправе на конкурсной основе
бесплатно получить ВО
Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми ООО
РФ устанавливает ФГОС, поддерживает различные формы образования и самообразования
Слайд 42Федеральные законы
разграничивают компетенцию и ответственность в области образования между ФОГВ,
ОГВС РФ и ОМСУ;
регулируют в рамках установленной федеральной компетенции вопросы
отношений в области образования, которые должны решаться одинаково всеми субъектами Российской Федерации;
вводят общие установочные нормы по вопросам, которые относятся к компетенции субъектов РФ и в соответствии с которыми осуществляется собственное правовое регулирование в области образования.
Слайд 43Федеральные законы
Федеральный закон «Об образовании в РФ» от 29 декабря
2012 г. № 273–ФЗ
ФЗ, содержащие нормы, регулирующие отношения в
сфере образования:
ГК РФ; ТК РФ; НК РФ
ФЗ «Об автономных учреждениях»; ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»
Слайд 44Подзаконные НПА
НПА Президента и Правительства по вопросам образования
НПА федеральных органов
исполнительной власти
Нормативные приказы Министерства образования и науки РФ
Нормативные приказы иных
министерств (Минобороны, МВД), регулирующих отношения в области образования
Слайд 45Субъекты Российской Федерации
могут принимать в области образования законы и иные
нормативные правовые акты, не противоречащие федеральным законам в области образования;
не
могут ограничивать права физических и юридических лиц по сравнению с законодательством Российской Федерации в области образования
Слайд 46Региональные источники ОП
Законы субъектов РФ об образовании
Региональные законы, регулирующие экономические
отношения в сфере образовательной деятельности
Законы, регулирующие трудовые, социальные и иные
отношения работников образовательных учреждений
НПА ОИВ субъектов РФ в области образования
НПА муниципальных образований в сфере образования
Слайд 47Локальные нормативные акты, содержащие нормы, регулирующие образовательные отношения
Образовательная организация принимает
локальные нормативные акты, в пределах своей компетенции в соответствии с
законодательством Российской Федерации в порядке, установленном ее уставом.
Слайд 48При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников
образовательной организации
учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся,
а также в порядке и в случаях, которые предусмотрены трудовым законодательством, представительных органов работников (при наличии таких представительных органов).
Слайд 49Локальные НПА принимаются по основным вопросам организации и осуществления образовательной
деятельности
в том числе регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий обучающихся,
формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся.
Слайд 50Нормы локальных нормативных актов,
ухудшающие положение обучающихся или работников образовательной организации
по сравнению с установленным законодательством об образовании, трудовым законодательством положением
либо принятые с нарушением установленного порядка,
не применяются и подлежат отмене образовательной организацией.