Слайд 1«Особенности организации образовательного пространства с учетом модальности восприятия информации учащимися»
ВАКШИНА
СЕРГЕЙ ГЕННАДЬЕВИЧ, студент 37 группы «МПК»
Слайд 2Актуальность
Школьное обучение для ребенка - это, в основном, процесс восприятия
и усвоения предложенной информации.
Слайд 3Введение:
Наше поведение берет начало в неврологических процессах:
видения,
слушания, обоняния, вкуса, осязания.
Мы воспринимаем мир через пять своих
органов чувств, мы извлекаем «смысл» из информации и затем руководствуемся им.
При этом учитывая особенности модальности.
Слайд 4Что же такое модальность?
МОДАЛЬНОСТЬ
- принадлежность канала восприятия к определенной
сенсорной системе;
Ведущая модальность — тот канал восприятия, запоминания, мышления,
который человек использует как преимущественный.
Слайд 6Типология:
В зависимости от того, какой из каналов восприятия лучше развит,
люди делятся на:
визуалов (В) - людей, воспринимающих большую часть информации
с помощью зрения;
аудиалов (A) - тех, кто в основном получает информацию через слуховой канал;
кинестетиков (K) - люди, воспринимающие большую часть информации через другие ощущения (обоняние, осязание и др.) и с помощью движений.
В А К
Слайд 7А нужно ли это учителю???
Учителю следует непременно учитывать индивидуальные особенности
восприятия учащихся и в процессе обучения и воспитания формировать у
них умения как можно более объективно отражать окружающий мир. А для этого необходимо знать, кто пред вами. Если вы знаете, какая ведущая система восприятия мира у вашего собеседника, то вам будет легче найти с ним общий язык, вы сможете выбрать те формы, методы и приемы, которые помогут творческому ребенку развиваться наиболее продуктивно.
Слайд 8ключевые слова:
видеть, показывать, обозревать, наблюдать, смотреть, ярко, туманно;
ХАРАКТЕРНО:
наблюдательны;
ориентированы на
внешний вид;
не отвлекаются на шум;
в чтении успешны;
хорошо запоминают образы;
движения резкие
и порывистые;
обладают высоким голосом;
глаза часто мигают;
прищуриваются;
хмурят брови;
во время молчания губы сжаты.
ВИЗУАЛЫ (55% населения)
Слайд 9В обучении:
- использовать: - слова (описывающие цвет, форму, размер, местоположение),
- схемы,
- таблицы;
выделять цветом важнейшие пункты или аспекты
содержания;
записывать действия;
сравнение образов и обращение к прошлому;
свободное выражение своих мыслей;
хорошее освещение.
Слайд 10ключевые слова:
слушать, звучать, настраивать, оглушить, скрипеть, звенеть…
ХАРАКТЕРНО:
разговаривают сами с
собой;
легко отвлекаются на шум;
говорят ритмично;
разговорчивы, любят дискуссии, споры, размышления;
легко повторяют
услышанное;
шевелят губами, проговаривая слова при чтении;
при общении руки сложены на груди;
дышат полной грудью.
АУДИАЛЫ (38 % населения)
Слайд 11
В обучении:
использовать вариации голоса(громкость, паузы, высота);
обстановка тишины;
рассказывать;
чтение стихов;
ответы хором;
анализ услышанного;
предпочтительны
счёт.
Слайд 12ключевые слова:
чувствовать, ощущать, касаться, вздох, потеплело, похолодало…
ХАРАКТЕРНО:
при чтении водит
пальцем;
слаб в деталях;
лаконичен;
используют слова, преувеличивающие описываемые события;
запоминают посредством мышечной памяти;
обладают
хорошей координацией движений;
часто наклоняются вперёд;
при общении стоят близко, касаясь людей.
КИНЕСТЕТИКИ ( ͌7% населения)
Слайд 13При обучении:
использовать жесты, прикосновения;
медленно излагать материал;
предлагать задания, связанные с практической
деятельностью;
отбивать ритм рукой или ногой;
иногда стоять во время урока или
отвечать сидя.
Слайд 14Организация учебно-воспитательного процесса с учетом ведущей модальности учащихся.
Слайд 15
Первый этап –
целеполагание – предполагает:
для аудиалов – устную постановку
цели;
визуалов – письменную;
для кинестетов – выделение цели из созданной
проблемной ситуации.
Слайд 16Третий этап – закрепление
Для аудиалов - устное решение задачи.
Для визуалов
- письменное решение задач.
Для кинестетов – отработка практических навыков.
Слайд 17Замечания ученикам на языке модальности:
визуалу – покачать головой или погразить
пальцем;
аудиалу – сказать
шёпотом: «Ш-ш-ш»,
«Потише»;
кинестетику
– легко прикоснуться к плечу.
Слайд 18На перемене:
Визуал: чаще всего остается в классе, если большинство учеников
из него выходит. Для него главное - возможность спокойно окунуться
в свои зрительные образы. Но ему могут помешать шумные диалоги аудиалов или подвижные игры кинестетиков. Тогда он предпочтет выйти в коридор, где будет наблюдать за другими детьми или рассматривать информацию на стенах.
Аудиалы используют перемену, чтобы наговориться и пошуметь. Особенно если на предыдущем уроке пришлось "держать рот на замке".
Для кинестетика перемена нужна, чтобы размяться, подвигаться.
Слайд 19ОБЩЕНИЕ на «его языке»
- с визуалом используя слова, описывающие цвет,
размер, форму, местоположение; выделяя цветом различные пункты или аспекты содержания;
записывая действия, используя схемы, таблицы, наглядные пособия и др.;
- с аудиалом используя вариации голоса (громкость, паузы, высоту), отражая телом ритм речи (особенно головой) со скоростью, характерной для этого типа восприятия;
- с кинестетиком используя жесты, прикосновения и типичную для них медленную скорость мыслительных процессов; помнить, что кинестетики обучаются посредством мышечной памяти; чем больше преувеличения, тем лучше для запоминания; позволять им проигрывать в ролях части вашей информации.
Слайд 20ТЕСТ «Кто ты? Визуал, аудиал или кинестетик?
Разделитесь на пары.
Первая
часть теста состоит в наблюдении
за движением глаз. Ответьте на
вопрос:
«Как бы вы хотели провести отпуск?».
А теперь проследите, в какую сторону вы отвели глаза, прежде чем начали отвечать. В зависимости от направления взгляда можно сказать, какие образы формирует человек: визуальные, аудиальные или кинестетические.
Слайд 21ТЕСТ «Кто ты? Визуал, аудиал или кинестетик?
1. Если взгляд направлен
наверх, то это говорит о формировании зрительных образов, рисовании картинки
– визуал.
2. Если взгляд направлен вниз, то это означает, что человек пытается прислушаться к своим чувствам и ощущениям – кинестетик.
3. Если взгляд направлен прямо, либо влево или вправо, без смещений вверх-вниз (как бы в сторону ушей), то это говорит о формировании звуковых образов – аудиал.
Слайд 22
Задание «Кто пришел к вам?»
Работа в группах.
Перед вами достаточно
много советов. Ваша задача – выбрать те из них, которые
касаются детей вашей команды.