Слайд 1Выполнила
воспитатель МБДОУ
Детский сад №75 г.о. Самара
Лашина А.Ф.
Педагогическое мастерство
и авторитет педагога
Слайд 2ПЛАН:
Понятие авторитета педагога
Уровни педагогического авторитета
Структура педагогического авторитета
Стадии становления авторитета
Виды
ложного авторитета и их характеристика
Слайд 3Авторитет педагога
- это моральный статус педагога в коллективе учащихся и
коллег, своеобразная форма дисциплины, при помощи которой авторитетный и уважаемый
педагог регулирует поведение воспитуемых, влияет на их убеждения. Педагогический авторитет зависит от предшествующей морально-этической и психолого-педагогической подготовки педагога. Его уровень определяется глубиной знаний, эрудицией, мастерством, отношением к профессиональной деятельности и т.д.
Слайд 4Уровни педагогического авторитета:
- позиционный, обозначающий формальный уровень; его основу составляют
те властные полномочия, которыми наделен педагог согласно своим функциональным обязанностям;
-
функциональный, представляющий неформальный уровень. Он определяется мерой профессионализма со стороны педагога;
- личностный — это тоже неформальный уровень авторитета. К выше обозначенным характеристикам добавляются еще и личностные качества педагога.
Слайд 5В структуру педагогического авторитета включаются следующие компоненты:
1. профессиональный компонент: специальная
эрудиция, методическое мастерство, технологическое разнообразие;
2. личностный компонент:
‒ ценностная составляющая (носителем
каких конкретных нравственных, философских, эстетических и других ценностей является педагог);
Слайд 6‒ характерологическая составляющая (черты характера, создающие предпосылки для формирования авторитета);
‒
культурологическая составляющая (культура поведения, общая эрудиция, круг интересов, стиль общения);
3.
социальный компонент (социальная перцепция):
‒ социальная значимость профессии;
‒ социальный престиж профессии;
‒ социальные (профессиональные) стереотипы;
Слайд 74. ролевой компонент:
‒ занимаемая должность;
‒ права и обязанности.
Слайд 8Основные стадии становления авторитета педагога
(М. Ю. Кондратьев).
1. Педагог – источник
информации. Взаимоотношения между преподавателем и его подопечными основаны на значимости
педагога как источника необходимых сведений, он привлекает интерес объемом знаний, в некоторой степени лишен в глазах воспитанников личностной значимости, его индивидуальные качества не фиксируются. Такие отношения носят ситуативный характер, складываются в условиях дефицита информации и разрываются при достаточном ее объеме.
Слайд 9
2. Педагог – референтное лицо. Здесь отношения выстраиваются по-другому. Для
воспитанников становится важной личностная оценка преподавателем событий и педагогических фактов.
Его мнение признается важным и выступает основанием для осуществления действий, которые всегда соотносятся с позицией преподавателя. Референтность педагога для студентов играет роль своеобразного жизненного и профессионального ориентира.
3. Педагог - авторитетное лицо. Педагогу авансируется доверие, его мнение считается изначально верным и принимается как руководство к действию. Отношения носят характер ярко выраженного личностного предпочтения и имеют глубокую эмоциональную окраску.
Слайд 10Виды ложного авторитета и их характеристика:
(А.С.Макаренко)
Слайд 14Список использованных источников
Печатная периодика, книги:
1. Кондратьев М.Ю. Слагаемые авторитета. -
М.: Знание, 2015.
2. Макаренко А.С. О воспитании. - М.: Школьная
Пресса, 2017.
3. О значении авторитета в воспитании /История педагогики в России: Хрестоматия / Сост. С.Ф. Егоров. - М.: Академия,2016.
Электронные ресурсы:
4. https://infopedia.su/2xb1c3.html
5. https://studopedia.ru/8_166026_struktura-avtoriteta-prepodavatelya.html