Слайд 1АГРЕССИЯ И ЭКСТРЕМИЗМ
Докладчик:
Михалкина Евгения Германовна
канд. пед. наук, доцент,
Зав.каф. ГСЭД
ФГБОУ ВПО РГГУ филиал в г. Балашиха
Слайд 2Агрессия
Агрессия – форма , биологического деструктивного индивидуально людского, биологического или
социального поведения (Википедия)
Агрессия – это системное социально-психологическое свойство, которое формируется
в процессе социализации человека, это форма реакции на психический и физический дискомфорт
(БСЭ)
Слайд 3Дети приходят в наш мир, обладая единственным чувством
Это чувство –
любовь!
Слайд 4Здравствуй, мир!
Не надо! Я боюсь!
Защитите меня!
Слайд 5
макросреда
макросреда
микросреда
микросреда
Защитите меня!
Не хотите? Тогда я буду защищаться сам!
Агрессия – это
функция защиты
Слайд 6Теория поколений Н. Хоув и У. Штрауса
Поколение Gl или «поколение
победителей» (годы рождения 1901-1922)
Поколение «молчаливое» (годы рождения 1923-1942)
Поколение беби-бумеров или
«трудоголики» (годы рождения 1943-1964)
Поколение Х или Неизвестное поколение (годы рождения 1965-1982)
Поколение Y или поколение Сети, поколение Миллениум (годы рождения 1983-2000)
Поколение Z (годы рождения с 2001)
Слайд 7Деструктивная агрессия
Рост деструктивной агрессии вызывают:
Стрессовые состояния, депрессии
Отсутствие стабильности
Рост цен, инфляция,
социальная незащищенность
Негативная информация в СМИ, некоторые компьютерные игры
Семейные проблемы, нереализованные
потребности
Многие ищут утешение в алкоголе, но он вызывает ослабление запретов, а значит агрессию
Слайд 8«Круг замкнулся»
Агрессия берет начало из врожденного инстинкта борьбы за выживание,
присутствующего у людей так же, как и у других живых
существ
Агрессивная энергия, имеющая своим источником инстинкт борьбы за выживание, генерируется в организме спонтанно, непрерывно, в постоянном темпе, регулярно накапливаясь с течением времени
(К. Лоренц)
Херлуф Бидструп
Слайд 9Структура телепередач за неделю 29.08 – 04.09 2014 г. «Первый
канал»
Слайд 10Цитата
«…Все 26 миллионов детей России продолжают ежедневно подвергаться разрушительному влиянию
кровавых и беспредельно жестоких компьютерных игр, телепередач с бесчисленными убийствами
и сексуальными извращениями
Специалисты утверждают: достаточно двух-трёх секунд такого “кино”, чтобы человек на всю жизнь получил психическую травму
Тем более дети…»
А. Минкин
Слайд 11Цитата
«…Может быть, кто-нибудь из вас знает, что делается с мальчиками
и девочками, которые к 3-летнему возрасту уже тысячу раз увидали
убийства и порно?
Сейчас растет, уже почти выросло первое поколение, сформированное рейтинговым ТВ. Дети, которые к 18 годам увидели свыше 20 тысяч убийств. Такого народа в истории цивилизации еще не было.
Не надо иллюзий. Это теперь народ России…»
А. Минкин
Слайд 12Каков мир, таково и подрастающее поколение
Проявление доброты в реальном мире
- аномально
Агрессия становится нормой поведения в обществе
По мнению работников детских
дошкольных учреждений количество детей с агрессивным поведением неуклонно растет
Слайд 13Факторы, обусловливающие проявление агрессивного поведения
Индивидуальный
Психолого-педагогический
Социально-психологический
Личностный
Социальный
Слайд 14Результаты тестирования (Опросник Л. Г. Почебут)
Слайд 15Экстремизм
Экстремизм – это приверженность крайним взглядам и мерам, это всегда
противостояние, размежевание и даже борьба
Виды экстремизма:
политический
религиозный
национальный
государственный
бытовой
возрастной
поведенческий
и пр.
Слайд 161. Влияние политических взглядов, политического сознания молодежи, степени поддержки националистов
и террористов на распространение экстремизма
Слайд 192. Зависимость отношения к экстремизму от стремления оказывать воздействие на
власть, на положение дел в городе, в стране
Слайд 223. Связь экстремизма с личным отношением к террористам
Слайд 23Наблюдается эффект кумуляции экстремизма и отношения к террористам
Слайд 24Цитата
«…современной молодежи нужны спортивные клубы, музыкальные тусовки, компьютерные центры, и
в этой, привлекательной для молодежи сфере, есть «слэнг» и нет
национальной идеи. Ее нет даже в архитектуре, ежедневно влияющей на людей, - ни истории, ни национальных традиций»
«…материальная и социальная неудовлетворенность требует выплеска энергии. Вспышки, даже нелепые, притягивают молодых – и бездельников, и авантюристов, и желающих разобраться»
Станислав Хахалкин
Председатель правления «Союза ветеранов Афганистана» Республика Коми
Слайд 25Основные причины экстремистского поведения молодежи
ослабление и отсутствие воспитательной работы в
школах, училищах, институтах и на предприятиях
упразднение массовых детских и молодежных
общественных организаций
разлагающее влияние средств массовой информации, в первую очередь телевидения, с его пропагандой насилия всех видов, преступности
снижение уровня жизни
смена подлинных общечеловеческих ценностей ценностями мнимыми, суррогатными;
отсутствие высоких идеалов у молодежи и взрослого населения
массовое распространение и доступность для детей и подростков алкоголя и наркотиков
Слайд 26Основные причины экстремистского поведения молодежи
уничтожение доступной, демократичной культурно-досуговой сферы, коммерциализация
центров досуга, спортзалов, работы музыкальных школ, школ
эстетического воспитания, различных кружков
и студий
массовая безработица
общее снижение культурного уровня
массовая миграция населения
политическая нестабильность
ухудшение физического и психического здоровья подрастающего поколения
снижение политической активности молодёжи, отказ от участия в политических партиях и движениях умеренной направленности
Слайд 27Этапы становления личности
10-12 лет
формируются
суждения
14-16 лет
возникают
убеждения
18-20 лет
возникает
мировоззрение
«Несовершеннолетние,
не приспособленные и
не адаптированные к
определенным условиям жизни ни в социальном, психологическом, правовом, ни в
каком-либо другом плане, ищут свое
самовыражение в неформальном общении»
И.А. Бурмистров
возраст
Слайд 28Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием
1. Случайная
группа, например, затевающая драки часто в местах скопления людей, имеющая
свои групповые нормы и ценности
Вхождение в группу воспринимается как сигнал об освобождении от социального контроля, возможность «отпустить тормоза»
Действия, совершенные индивидом в группе, кажутся ему анонимными, обезличенными
Слайд 29Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием
2. Ретристская
группа. Обычные занятия этих групп – бесцельное времяпрепровождение, сомнительные развлечения,
токсикомания, наркомания
Слайд 30Примерная типология объединений с девиантным поведением и антиобщественным сознанием
3. Агрессивная
группа – основана на наиболее примитивных представлениях об иерархии ценностей
и минимуме культуры
Характерные особенности - жесткая иерархическая структура, сильное групповое давление на участников, серьезные санкции за нарушение групповых норм, психологической основой которых является резкое противопоставление: «мы – они»
Слайд 31Диаграмма К. Исикавы
Формирующий
процесс
Влияющая
личность
Макросреда
Микросреда
технологии
воспитания
методы
воспитания
и обучения
принципы
воспитания
и обучения
здоровье
общекультурные ценности и
компетенции
образованность
нравственность
духовность
Личность
патриотизм
Близкое
окружение
родители
друзья
СМИ
качество, цензура,
достоверность
учреждения ДО и
В
спорт
творчество
культура
досуг
общественные организации
и учреждения
религия
субкультура
политические
объединения
связь
поколений
социализация
мифы, легенды, традиции
органы гос.власти
политика,
законы,
контроль
образовательные
учреждения
Слайд 32Российский образовательный форум 2011
Образовательные материалы и услуги
Рона Хаббарта
Слайд 33Российский образовательный форум 2011
Кто заинтересован в деятельности тоталитарных сект?
На каком основании саентологи допущены на форум такого уровня?
Кто
разрешил им открыто вербовать в свои ряды адептов?
Задумайтесь, – внедрение саентологии идет на высшем уровне образовательной системы Российской Федерации…
Какая она – школа завтрашнего дня?
Это вопросы министру образования
Слайд 34Из контрольной работы по педагогике
«… какая-то сила создала условия, при
которых статус Учителя – и не статус вовсе, педагог перестал
быть человеком «ведущим», он стал человеком «сопровождающим», как в заключении
Школы превратились в закрытые режимные объекты. Не верится, что ребенок чувствует себя защищенным там, куда его главным защитникам – родителям, закрыт доступ
Духовные и нравственные принципы педагога, влияющей личности, его любовь к детям, собственная духовность, честность, справедливость отходят на задний план, уступая место планам бумажным, формальностям и стяжательству
А если принципы нарушены, никакие совершенные методики, технологии, стандарты не помогут …»
Слайд 35Борьба противоположностей
Любовь
– это энергия созидания
Агрессия
– это энергия разрушения
Слайд 36Просто – любите детей!
Они в этом нуждаются!
Слайд 37Благодарю
за внимание
mhlkn@yandex.ru