Слайд 1Посетитель в музее
Какими знаниями и умениями должен обладать современный музейный
педагог,
работающий с посетителем.
Слайд 2Музейно-педагогическая технология-
обобщённый опыт наиболее эффективной практики работы музейного педагога с
различными категориями посетителей.
Слайд 3Мера освоенности музейно-педагогической технологии характеризует и уровень профессионального мастерства, и
степень владения музейным педагогом необходимыми ему для работы с группой
знаниями в области музееведения, психологии, социологии, педагогики, культурологии и профильных дисциплин.
Слайд 4Процесс выбора темы может проходить через следующие стадии.
Обоснование целесообразности выбора
предлагаемой музейным педагогом темы, проблемы.
Главные содержательные составляющие темы. (краткая тематическая
структура)
Краткая характеристика возможностей её реализации (наличие фондового обеспечения, музейного пространства, технических и иных средств).
Краткий анализ основных особенностей данной темы и её восприятия предполагаемой аудиторией.
ВЫБОР ТЕМЫ
Слайд 5.
АУДИТОРИЯ
- группа, воспринимающая речь
Краткая характеристика
Младший школьный возраст,
Средний школьный
возраст,
Старший школьный возраст,
Студенческая аудитория,
Взрослая аудитория,
Детская дошкольная аудитория,
Дети с родителями,
Родители без детей,
Иностранцы.
Другие особенности:
Возрастные.
Интеллектуальные.
Психологические.
Побудительные.
Запросные.
Профессиональные.
Слайд 6Цель — осознанный образ предвосхищаемого результата, на который направлено действие
музейного педагога.
Поэтому ЦЕЛЬ, сформулированная музейным педагогом, является СИСТЕМООБРАЗУЮЩИМ элементом музейно-педагогической
задачи.
1. Образовательная
2. Воспитательная
3. Учебная
4. Познавательная
5. Ознакомительная
6. Развлекательная.
7. Рекреационная
ЦЕЛИ работы с группой
Слайд 7ЗАДАЧИ, ВЫТЕКАЮЩИЕ ИЗ ПОСТАВЛЕННОЙ ЦЕЛИ
Задача — то, что требует разрешения,
исполнения
1. Формирование исторического сознания.
2. Пробуждение интереса к истории России.
З.Воспитание бережного
отношения к культурно- историческому наследию Отечества.
4. Привитие музейной культуры.
5.3накомство с основами музееведения.
б. Обучение навыкам "добывания" знаний из исторических источников.
7. Воспитание личностного отношения и ценностного подхода к культурно-историческим явлениям.
8. Формирование уважительного отношения к музеям, как к уникальным хранилищам предметного мира истории и культуры.
Слайд 8ПРИНЦИПЫ музейной коммуникации
Принцип — руководящая идея, основное правило поведения.
ДИАЛОГ -
главный инструмент музейной коммуникации вообще и музейной педагогики в частности.
Профессиональное использование данного принципа обеспечивает равноправное и наиболее эффективное взаимодействие музейного педагога и посетителя и служит своеобразным приглашением к сопереживанию культурно-исторических событий.
Диалог в музейном пространстве многомерен - его участниками являются посетитель, музейный педагог, музейный предмет, музейное пространство, и, наконец, прошлое и настоящее.
ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ — в процессе музейной коммуникации позволяет предусмотреть и осуществить целенаправленный выбор комплекса мер и соответствующих методов и приёмов работы с группой для достижения конкретной цели.
АДРЕСНОСТИ, ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ — требует от научного сотрудника точного учёта в методике, приёмах, формах работы с посетителем его индивидуальны , возрастных, психологических, интеллектуальных, образовательных, физических и иных особенностей.
ВАРИАТИВНОСТИ - предполагает, что научный сотрудник в своём общении с группой, учитывая многовариантность отражения окружающего мира, исходит из своеобразия и специфики экспозиции, коллекции и профиля музея, его места расположения и, наконец, системы научных взглядов и сложившейся практики работы данного научного коллектива.
ПРЕЕМСТВЕННОСТИ - предполагает такую организацию работы с посетителями, при которой обеспечивается постепенное, поэтапное освоение музейного пространства, своеобразное восхождение по ступеням исторических, культурных и иных знаний. Это "восхождение" осуществляется с обязательной опорой на личный опыт посетителя, его знания и интеллект.
Слайд 9КОМПЛЕКСНОСТИ - предусматривает применение научным сотрудником знаний, фактического материала и
информации из различных областей человеческой деятельности. Одновременно с этим учёт
требований данного принципа обеспечивает в процессе работы с аудиторией необходимый и достаточный набор форм, методов и приёмов, позволяет предусмотреть их многообразные сочетания для эффективного решения поставленных задач.
ЭФФЕКТИВНОСТИ - позволяет предусмотреть и использовать в работе с аудиторией новейшие музейно-педагогические технологии, с одной стороны, и осуществлять проверку их эффективности в ходе самой работы музейного педагога, с другой стороны.
ИНТЕРАКТИВНОСТИ —предполагает, что его применение в музейно-педагогическом процессе обуславливает активное взаимодействие посетителя в музейном пространстве со средой, партнерами по группе, научным сотрудником.
ИНТЕГРАТИВНОСТИ - позволяет музейному педагогу показать, выявить такую особенность музейных предметов, как наличие в каждом из них интегрированного содержания, проявления одновременно свойств категорий общего, частного и особенного. Музейные предметы, предлагаемые научным сотрудником к обозрению и изучению в этом контексте, интерпретируются как своеобразная точка пересечения истории, культуры, социологии, эстетики и искусства.
УНИКАЛЬНОСТИ своеобразия социокультурного потенциала музея - действие этого принципа проявляется в том, что почти каждый посетитель любого музея настроен на встречу с чем-то редким, загадочным, символичным, на то, что в музее он получит новую, необычную, как по форме, так и по содержанию информацию. Этот принцип требует от музейного сотрудника конструирования такой методики работы с группой, которая позволит оправдать эти ожидания.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ- предполагает определённую логику и целесообразный порядок в подаче материала, в освоении его посетителем, в определении ему места в долгосрочных программах работы с посетителем циклы, абонементы и т. д.
КРЕАТИВНОСТИ -подразумевающий такое поведение научного сотрудника, при котором посетитель вовлекается в процесс извлечения из музейного предмета и музейной среды нужной исторической информации и её самостоятельного творческого освоения.
СМЫСЛОВОГО И ЭМОЦИАЛЬНОГО ЕДИНСТВА - следование этому принципу требует от музейного педагога выстраивания такого диалога с посетителем, при котором объём, характер и способ подачи материала находятся в гармонии с его эмоциональным чувственным содержанием.
ПРИНЦИП ОБРАТНОЙ СВЯЗИ - предполагает, что научный сотрудник закладывает в сценарий работы с группой такие формы и приёмы, которые обеспечат проверку освоения посетителями поставленных задач.
Слайд 10ФОРМЫ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЕМ
Форма — способ организации образовательно-воспитательного, рекреационного и
других процессов общения музейного педагога
с посетителем.
Экскурсия: обзорная, тематическая, проблемная,
учебная, иллюстративная, специализированная и т.д.
Музейная лекция (в т. ч. за пределами музея ).
Музейный урок.
Музейное занятие.
Музейная игра.
Досуговое мероприятие.
Цикловое занятие. Абонемент.
Публичное мероприятие.
Слайд 11МЕСТО РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЕМ
Экспозиция.
Выставка.
Музейно-педагогическая среда.
Рекреационная зона музея.
Комплексная среда.
Специальная
среда фонды, библиотека, комната для занятий и др.
Слайд 12М Е Т О Д Ы
используемые музейным педагогом для реализации
поставленной цели
1 ."Погружение" в историческую среду - позволяет обеспечить посетителю
символический доступ в пространство иной культуры. Этот метод позволяет аудитории не только ощутить аромат эпохи, но и "задействовать" почти все органы чувств посетителя.
2.Ролевое "проживание "исторических событий -предполагает такую форму пребывания посетителей в музейном пространстве, при которой каждый из них или большинство получают роль исторических персонажей. В ходе общения друг с другом, с помощью научного сотрудник посетители исполняют соответствующие социальные функции. Этот метод позволяет включить в работу и разум, и чувство, и фантазию посетителя.
З.Информационный — сообщение готовой информации.
4.Продуктивный - предусматривающий постановку проблемы.
5.Репродуктивный - предусматривающий использование в работе с посетителем системы заданий.
6.Исследовательский -побуждающий посетителей обращаться к первоисточнику, к музейному предмету, к Добыванию и обобщению информации своими силами, предполагающий активизацию деятельности собственного интеллекта посетителя и опору на его жизненный личный опыт.
Метод — способ достижения цели, система музейно-педагогических приёмов для решения образовательно-воспитательных задач.
Слайд 137.Реконструкции - предусматривающий как умозрительное, так и предметное, при помощи
экспонатов, макетов, вспомогательных материалов, компьютерных технологий, воссоздание конкретного исторического факта,
ситуации, события.
8.Сравнительных аналогий — предполагающий такую форму диалога, при которой знания, полученные на основании рассмотрения сходства известных фактов, событий, понятий в прошлом и в настоящем, позволяют сделать новые умозаключения и выводы об исторических явлениях в более широком, обобщённом виде.
9.Ассоциативный - предусматривающий выстраивание научным сотрудником в процессе общения с группой временных, пространственных или иных ассоциаций, которые помогают посетителю выявить реальные связи предметов, событий, явлений.
10. Моделирования - это такой тип музейного диалога, когда научный сотрудник предлагает группе осуществить музейное исследование при помощи мысленного построения ситуаций, событий, явлений, исторических процессов, включая в работу память и воображение посетителей. Моделирование позволяет группе не только проверить полноту своих знаний, но и способствует развитию умения свободно пользоваться ими.
11. Сравнительного анализа - требует от музейного педагога умения направить познавательные, мыслительные усилия членов группы на рассмотрение и сопоставление отдельных сторон, свойств, составных частей тех предметов и явлений, которые являются главной темой данного музейного диалога.
12.Опережающего поощрения - чаще всего используется при работе с дошкольниками и младшими школьниками. Однако при тактичном использовании даёт положительный эффект и в работе с более старшими категориями посетителей! Метод состоит в том, что музейный сотрудник выстраивает свой диалог с группой на поощрении и стимулировании любой активности посетителя, пытаясь вызывать положительные эмоции, добиваясь у детей и подростков чувства радости и переживания успеха. Коротко сформулировать требования этого метода можно так опираясь на поощряемую в процессе общения уверенность посетителя в себе превратить возможность в действие. Такой подход в работе с посетителем, по нашему мнению, может вызвать у него положительные эмоции, желание самосовершенствования.
Слайд 14ПРИЁМЫ РАБОТЫ С ПОСЕТИТЕЛЕМ
1. Беседа - приглашение группы посетителей к
равноправному сотрудничеству в музейном пространстве, к размышлению, к использованию в
рассуждениях жизненного личного опыта посетителя, имеющихся у него знаний.
2. Коллективная дискуссия - целенаправленное вовлечение посетителей в активный диалог, в обмен мнениями, взглядами, идеями. Дискуссия наиболее эффективна в работе со старшеклассниками, которые в этом возрасте охотно не только провозглашают, но и отстаивают свою точку зрения на окружающий мир и его историю. Этот приём также может быть использован и с детьми среднего и младшего возраста, если дискуссию проводить в конце музейного занятия, в виде краткого подведения итогов, одновременно закрепляя полученные знания. В этом случае этот приём может служить и подведением итогов и закреплением пройденного.
Недостатком данного приёма является то, что в дискуссии участвуют не все и задача музейного педагога включить в диалог и "молчаливых" посетителей.
3. Комментарий - приём, при котором осуществляемый посетителем самостоятельный осмотр экспозиции, выставки, музейной среды, сопровождается объяснениями, помогающими определить смысл музейных экспонатов.
4. Диспут - сознательные действия музейного педагога, научного сотрудника, способствующие столкновению различных точек зрения посетителей. Отстаивание ими друг перед другом своих взглядов, использование в процессе общения музейных сведений для аргументации своих позиций. При этом ведущему важно помнить, что его преждевременная оценка может помешать развитию диспута.
5. Тест - разработанная научным сотрудником система заданий, рассчитанных на вполне определённый уровень знаний и подготовленности музейного посетителя. Этот приём позволяет ему проверить и самостоятельно оценить свои творческие способности, объём и качество знаний.
Слайд 156. Игра - своеобразная форма пребывания в музейном пространстве, позволяющая
музейному педагогу смоделировать, воссоздать условную ситуацию и обеспечить посетителю возможность
условного проживания, прочувствования исторического опыта. Эффективность этого приёма во многом зависит от режиссёрских и актёрских способностей музейного педагога, от умения точно выбрать игровой сюжет, яркие и привлекательные исторические персонажи, включить в музейное действо посетителя и включиться самому.
7. Локализация — приём концентрации внимания группы, сё познавательного интереса на чём-то конкретном, за счёт каких-либо условно принимаемых ограничений (пространственные, временные, другие).
8. Активизация внимания группы — обращение к особо интересным, особо эмоциональным фактам, наиболее аттрактивным экспонатам .
9. Обращение к знаниям посетителя - от общеизвестного факта - к более сложным явлениям.
10. Обращение к первоисточнику - цитирование документа, самостоятельное или с помощью научного сотрудника извлечение информации из музейного предмета, экспозиции, выставки, музейного пространства.
11. Задания (коллективные, командные, индивидуальные, устные,
письменные, разовые, долговременные, домашние).
12. Объяснение — совокупность приемов, позволяющая установить достоверность, истинность исторической информации, обеспечивающая доступность и более чёткое и понятное представления о малоизвестных фактах, событиях, явлениях.
13. Анализ и разбор проблемных ситуаций.
14. Сочетание показа и рассказа.
15. Проверка реакции на музейно-педагогическое воздействие.
16. Включение нового понятия в ряд уже известных фактов.
Слайд 16СРЕДСТВА, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МУЗЕЙНЫМ ПЕДАГОГОМ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ
Основные и вспомогательные
музейные предметы.
Иконографические материалы (Под иконографией понимают также совокупность изображений какого-либо
лица (писателя, политического деятеля и т. д., например В. И. Ленина, А. С. Пушкина). Иконографией называется и совокупность сюжетов, характерных для какой-либо эпохи, направления в искусстве и т. д. Иконграфией называется также совокупность изображений однотипных биологических объектов (например, насекомых), выполненных по определённым правилам).
Аудио и видео аппаратура.
Программный продукт.
Различные технические средства и приспособления.
Наглядные пособия.
Рабочие тетради и творческие задания.
Под музейно-педагогическими средствами мы подразумеваем всю совокупность вещественных предметов, используемых музейным педагогом для реализации образовательно-воспитательных и рекреационных целей. К тому могут быть отнесены музейные экспонаты, муляжи, копии, наглядные пособия, модели, макеты, технические средства и, наконец, среда.
Слайд 17ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ
Краткое обоснование необходимого времени.
Распределение бюджета времени по маршруту, проблемам,
задачам и формам работы.
Слайд 18ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОЦЕНКА
Под музейно-педагогическим результатом необходимо понимать относительно
устойчивые ассоциации, представления, образы, знания, навыки, умения, сформированные у посетителя
в процессе музейных занятий, уроков, экскурсий. От музейного педагога на этом этапе требуется умение определять и объективно оценивать степень решения поставленной им предварительно музейно-педагогической задачи.