Слайд 1Повышение качества образования на основе компетентностного подхода
Семинар-практикум
(Теоретическая часть)
Январь
2012 г.
Слайд 2 В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010
года» зафиксировано положение о том, что «…общеобразовательная школа должна формировать
целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющее современное качество образования».
Слайд 3Следует отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и «компетентность».
Слайд 4Компетенция в переводе с латинского языка означает круг вопросов, в
которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом.
Слайд 5По мнению доктора педагогических наук Германа Селевко, компетенция – готовность
субъекта эффективно организовать внутренние и внешние ресурсы для постановки и
достижения цели.
Слайд 6Компетентности – качества, приобретенные через проживание ситуаций, рефлексию опыта.
Слайд 7 Компетентностный подход предполагает
четкую ориентацию на будущее, которая проявляется в возможности построения своего
образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор, исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связанна с мотивацией на непрерывное образование.
Слайд 9Под ключевыми компетенциями подразумеваются наиболее универсальные по своему характеру и
степени применимости компетенции. Их формирование осуществляется в рамках каждого учебного
предмета, по сути, они – надпредметны.
Слайд 10Образовательная компетенция – требование к образовательной подготовке, выраженное совокупностью взаимосвязанных
смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по
отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
Слайд 11Ключевые компетенции отечественного образования
Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции, связанные с ценностными
ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться
в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
Слайд 12Ключевые компетенции отечественного образования
Общекультурные компетенции. Познание и опыт деятельности в
области национальной и общечеловеческой культуры; духовно-нравственные основы жизни человека и
человечества, отдельных народов; культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций; роль науки и религии в жизни человека; компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере.
Слайд 13Ключевые компетенции отечественного образования
Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в
сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности.
Сюда входят способы организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками: добыванием знаний непосредственно из окружающей действительности, владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях.
Слайд 14Ключевые компетенции отечественного образования
Информационные компетенции. Навыки деятельности по отношению к
информации в учебных предметах и образовательных областях, а также в
окружающем мире. Владение современными средствами информации (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир и т.п.) и информационными технологиями (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет). Поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование, сохранение и передача.
Слайд 15Ключевые компетенции отечественного образования
Коммуникативные компетенции. Знание языков, способов взаимодействия
с окружающими и удаленными событиями и людьми; навыки работы в
группе, коллективе, владение различными социальными ролями. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию.
Слайд 16Ключевые компетенции отечественного образования
Социально-трудовые компетенции. Выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя,
представителя, потребителя, покупателя, клиента, производителя, члена семьи. Права и обязанности
в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данные компетенции входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
Слайд 17Ключевые компетенции отечественного образования
Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов
физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. Ученик
овладевает способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражаются в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения.
Слайд 18Основные функции компетенций
отражать социальную востребованность на молодых граждан, подготовленных к
участию в повседневной жизни;
быть условием реализации личностных смыслов ученика
в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования;
задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности;
задавать опыт предметной деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности в отношении к реальным объектам действительности;
Слайд 19Основные функции компетенций
быть частью содержания различных учебных предметов и образовательных
областей в качестве метапредметных элементов содержания образования;
соединять теоретические знания
с их практическим использованием для решения конкретных задач;
представлять собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся и служить средствами организации комплексного личностно и социально значимого образовательного контроля.
Слайд 20Компетенции различаются по своей значимости.
В соответствии с разделением содержания
образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла
предметов или образовательных областей) и предметное (для каждого учебного предмета).
Слайд 21Выстраиваются три уровня:
ключевые компетенции - относятся к общему (метапредметному) содержанию
образования;
общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов
и образовательных областей;
предметные компетенции - частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.
Слайд 22Динамика развития предметной компетенции.
1.Увеличивается количество и качество освоенных учеником элементов
компетенции, например, в начальной школе ученик овладевает навыком обоснованного выбора
варианта контрольной работы, а в старшей профильной школе умеет отбирать для себя оптимальное количество контрольных нормативов.
Слайд 23Динамика развития предметной компетенции.
2. Происходит изменение или расширение объектов, к
которым относится данная компетенция, например, в младших классах носителем информации
ученика служит школьный дневник, а в старших классах уже будет в скором времени электронный органайзер.
Слайд 24Динамика развития предметной компетенции.
3. Компетенции интегрируются, взаимодействуют между собой, образуя
комплексные личностные новообразования, например, компетенции проектной работы.