Слайд 1Работа над ошибками как средство повышения орфографической грамотности четвероклассников, обучающихся
по УМК «Гармония»
Квалификационная работа по методике русского языка.
Выполнила студентка v
курса – Гринева Е.И.
Слайд 2Актуальность
проблемы
По мнению Н.Ф.Ивановой, во время обучения в начальных классах
у большей части детей орфографическая грамотность не формируется. Отсюда возникает
противоречие между необходимостью формирования орфографической грамотности и недостаточной работой в этом направлении
Слайд 3Проблема орфографической грамотности остаётся нерешённой в силу разных причин: трудности
самой орфографии, невнимания учащихся к слову, к родной речи, падения
интереса к чтению, неумения организовать работу по предупреждению орфографических ошибок и др.
Слайд 4
Выявить, обосновать и апробировать условия повышения орфографической грамотности младших школьников
Цель
Слайд 5Орфографическая грамотность
Относительная – это умение писать слова в соответствии с
изученными в школе правилами, включая часть слов с непроверяемыми орфограммами
Абсолютная
– это умение пользоваться всеми действующими правилами и умение безошибочно писать все без исключения слова
Слайд 6Учебные цели для достижения относительной орфографической грамотности:
познакомить учащихся с основными
орфографическими правилами,
сформировать у учащихся орфографические умения на основе этих понятий,
сформировать
у детей потребность и умение пользоваться орфографическим словарём,
создать необходимые условия обучения школьников орфографии.
Слайд 7Причины орфографических ошибок:
Организация работы над ошибками (отсутствие систематической работы над
ошибками, неумение ученика контролировать себя во время письма и проверять
написанное, недостаток методических приёмов и др.)
Усвоение учащимися знаний, умений и навыков (неумение применять полученные знания, затруднение в понимании смысла слова, недостаточное развитие орфографической зоркости, небольшой словарный запас, низкая техника чтения и т.д.)
Усвоение учащимися правил правописания ( заучивание правил без опоры на практику письма, неумение соотносить слова, которые они пишут, с правилом их правописания, непонимание цели действия, указанных в правиле).
Индивидуальные психофизиологические особенности учащихся (дефекты речи, свойств нервной системы учащихся, медленного действия и т.д.)
Слайд 8
Регулярное проведение грамматико-орфографической работы по предупреждению и исправлению орфографических ошибок,
Систематическое
осуществление работы над орфографическими ошибками
Самоконтроль учащегося;
Специальная работа по предупреждению
орфографических ошибок, организуемая учителем.
Условия:
Формы работы
Слайд 9Работа над ошибками предполагает объяснение, исправление и закрепление правильного написания
слов. Различают три методики организации исправления ошибок и закрепления орфографической
нормы: организация работы над ошибками в обучающих упражнениях, в контрольных диктантах, в изложениях и сочинениях.
Слайд 10В четвёртом классе заканчивается начальный этап освоения языка и речи.
Программа 4 класса ориентирована на то, чтобы обеспечить готовность учащихся
к успешному продолжению занятий языком в средней школе. Нами была проведена опытно-экспериментальная работа, которая осуществлялась в следующих направлениях:
Организация констатирующего этапа эксперимента;
Разработка и реализация опытного обучения, направленная на развитие орфографической грамотности школьников;
Организация контрольного этапа эксперимента.
Слайд 11В исследовании приняли участие учащиеся КК по программе Т.Г.Рамзаевой
Слайд 12 Учащиеся ЭК, которые обучаются по УМК «Гармония»
Слайд 14Работы учащихся КК на констатирующем этапе
Слайд 15Работы учащихся ЭК на констатирующем этапе
Слайд 16констатирующий этап эксперимента
результаты диктанта
Слайд 17Правило определения уровня эффективности работы над орфографической грамотностью четвероклассников (
методика В.П.Беспалько)
Таблица 2
Слайд 18Опытное обучение осуществлялось в ЭК
В ходе опытного обучения у учащихся
ЭК формировалось умение обнаруживать причину ошибок, затем предполагалось проанализировать, на
каком именно этапе решения орфографической задачи была допущена ошибка:
нахождение орфограммы;
обнаружения морфемы, в которой находится орфограмма;
решения орфографической задачи.
Детей учили обнаруживать те действия, которые не были совершены при написании текста.
Слайд 19Каждая ошибка свидетельствует о невыполнении определённого действия:
Если слово написано неправильно
и при этом не поставлено ударение, не указана морфема, значит,
ученик не обнаружил орфограмму (способ действия: поставь ударение, пропусти орфограмму, определи морфему, в которой находится орфограмма, вспомни правило, реши орфографическую задачу).
Если орфограмма указана, но не указана морфема, ребёнок должен понять, что не выделив морфему, он не сможет определить тип орфограммы (найди морфему и вспомни правило при работе с орфограммой такого типа).
Если орфограмма обнаружена, морфема указана, а правильная буква все-таки не написана, значит, ребёнок не вспомнил правило для решения орфографической задачи (определи тип орфограммы, вспомни правило, при этом можно пользоваться справочным материалом)
Слайд 20В ходе опытного обучения учащиеся ЭК учились дифференцировать орфографические умения
при осуществлении групповой работы
По методике М.С.Соловейчик, ошибки не исправлялись, а
только указывалось слово, в котором допущена ошибка. Каждый этап работы над орфограммой ребёнок обозначал соответствующей буквой:
Н (найти орфограмму),
М (обнаружить морфему),
РЗ (решить задачу).
Слайд 22Исходя из характерных для данного учащегося ошибок, предлагалось три типа
заданий:
Если ошибки были на этапе выделения орфограммы, то ребёнок получал
следующие задания: найти орфограммы в готовом тексте; исправить текст с ошибками.
Если ученику труднее всего ставить орфографическую задачу, он выполнял упражнение с пропущенной буквой, где нужно определить морфему, решить орфографическую задачу.
Если же ученик не освоил способ решения орфографической задачи, он выполнял традиционное упражнение на вставку пропущенных букв.
Слайд 23Работы учащихся КК на контрольном этапе обучения
Слайд 24Работы учащихся ЭК на контрольном этапе
Слайд 25Анализ диктанта показал
В среднем на 1 человека в КК –
3,5 ошибки
В ЭК на одного человека – 1,8 ошибок
Результат
улучшился с 3,8 ошибок на одного человека (на начало исследования)
Слайд 26На конец опытного обучения учащиеся ЭК должны уметь:
Находить имена существительные
и имена прилагательные;
Определять число, род, падеж имён существительных и прилагательных;
Определять
склонение имён существительных;
Освоить способ решения орфографических задач.
Слайд 27Правило определения уровня эффективности работы над орфографической грамотностью четвероклассников (
методика В.П.Беспалько)
Таблица 3
Слайд 28ДИНАМИКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ НАД ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТЬЮ
Таблица 4
Слайд 29Итог работы
Таким образом, работа по повышению орфографической грамотности в ЭК
оказалась эффективной. Этому способствовало систематическое осуществление грамматико – орфографической работы
по предупреждению и исправлению орфографических ошибок и регулярное проведение работы над орфографическими ошибками. Таким образом, наша гипотеза верна.