Слайд 1ШСП МОУ СОШ №15 г. Твери
Практика применения восстановительной медиации в
школе при решении конфликтных ситуаций с участием несовершеннолетних.
Педагог-психолог: Кузнецова С.Н.
Конфликты
в школе и восстановительная медиация
Слайд 2Школа – это универсальная арена, полигон для разрядки детьми своих
многочисленных накопившихся негативных импульсов.
Алла Баркан (педиатр и детский психолог)
Именно
в школе закладываются основы поведения человека в будущем, способность выйти из конфликтной ситуации.
Слайд 3ВИДЫ КОНФЛИКТОВ В ОО
Наиболее распространены среди учащихся конфликты лидерства,
в
которых отражается борьба двух-трех лидеров
и их группировок за первенство
в классе.
Слайд 4Путь к лидерству, особенно в подростковой среде, связан с демонстрацией
превосходства, цинизма, жестокости и безжалостности.
Подростки сами настроены на конфликты,
так как их природа более конфликтная, чем конструктивная..
Слайд 5В средних классах часто конфликтуют, группа мальчиков и группа девочек.
Слайд 6Конфликт трех-четырех подростков с целым классом или конфликтное противостояние одного
школьника и класса.
Слайд 7Массовые конфликты: «стрелки», «БуЛЛинг»
Слайд 8ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ
Медиация – это процесс, в котором участники (конфликтующие стороны)
с помощью беспристрастной третьей стороны (медиатора) разрешают свой конфликт.
Слайд 9А восстановительная медиация - это система, в которой медиатор создает
условия для восстановления способности людей понимать друг друга и договариваться
о приемлемых для них вариантах разрешения проблем, возникших в результате конфликтной ситуации.
Слайд 10Практика показывает, что Осознание случившегося и
договоренности, достигнутой на подобных
встречах, приводят к более существенным результатам, чем наказание.
Слайд 11Школьная служба примирения в нашей школе работает с 2014 года.
Но
для организации работы пришлось немало потрудиться, чтобы соответствовать технологии школьных
служб примирения как Российской модели школьной медиации.
Организация работы ШСП
в моу сош №15
Слайд 12В своей работе ШСП опирается на опыт Коновалова А.Ю. На
основе книги Коновалова А.Ю. «Школьные службы примирения и восстановительная культура
взаимоотношений» в нашей школе работает ШСП уже четвертый год.
Слайд 13
ШСП МОУ СОШ №15 сотрудничает с
- Межрегиональным общественным
центром «Судебно-правовая реформа» (МОО),
в частности с президентом ОЦ
Максудовым Рустемом Рамзиевичем уже третий год.
Так же МОУ СОШ №15 сотрудничает с
- институтом Государства и Права РАН г. Москвы.
В частности с Карнозовой Людмилой Михайловной, ведущим научным сотрудником cектра проблем правосудия Института государства и права РАН,, руководителем направления «Программы восстановительного правосудия по уголовным делам»
и Коноваловым Антоном Юрьевичем
Слайд 14Центром Судебно-правовая реформа проводится обучение медиаторов; межрегиональные и Всероссийские конференции,
научно-теоретические семинары, посвященные практикам разрешения конфликтов и примирению, профилактике правонарушений.
Межрегиональное взаимодействие
Помимо этого сотрудничаем с Путинцевой Натальей Владимировной -медиатором и тренером по медиации Центра «Перекресток» г. Москвы, ГБОУ ЦППП «Юго-Запад».
Слайд 15В марте, каждого года в Институте государства и права РАН
г. Москвы проводится (вот уже на протяжении восьми лет) межрегиональный
Всероссийский семинар по анализу программ восстановительного правосудия и иных восстановительных программ с участием несовершеннолетних, в котором принимают участие педагоги и нашей школы.
Семинары проводятся в рамках программы «Сообщества восстановительных практик: от ремесла к методической оснащенности» на основании Соглашения между Министерством развития РФ и Межрегиональной общественной организацией «Общественный центр «Судебно-правовая реформа».
Слайд 16Ведущие семинаров: Коновалов А.Ю., Максудов Р.Р., Карнозова Л.М., Путинцева Н.В.,
а так же коллеги из разных регионов страны.
Слайд 17За тесное сотрудничество с ОЦ «Судебно-правовая реформа» директор МОУ СОШ
№15 и руководитель ШСП имеют благодарности от руководителя и Председателя
Ассоциации кураторов служб примирения и медиаторов г. Москвы – Коновалова А.Ю.
Слайд 19Так же СП МОУ СОШ №15 сотрудничает с ГБОУ ДПО
ТОИУУ, совместно с педагогами института руководитель ШСП МОУ СОШ №15
проводит курсы повышения квалификации, поскольку имеет свидетельство медиатора и опыт работы в этой области, которое позволяет обучать как педагогов, так и учащихся, проведению восстановительных медиативных программ.
Помимо этого ШСП сотрудничает как с городскими, так и с региональными ОО, из таких городов как: Тверь, Бологое, Бежецк, Торжок, Конаково, Красный Холм.
Руководитель ШСП МОУ СОШ №15 является медиатором Ассоциации кураторов служб примирения.
Слайд 20
Командой СП организуются такие акции как «Прости», «Пойми меня»,
снимаются видеоролики о работе ШСП, осуществляется знакомство родителей с работой
ШСП, учащиеся-медиаторы осуществляют волонтерскую миссию.
ШСП с 2014 года основывается на восстановительной модели медиации и опирается на ее стандарты.
Слайд 21Педагогами школы разработано «Положение о школьной службе примирения», применяется план
работы, ШСП имеет свой устав и функциональные обязанности членов ШСП.
Правовая основа ШСП (школьной службы примирения) основывается на:
• Конституция Российской Федерации;
• Гражданский кодекс Российской Федерации;
• Семейный кодекс Российской Федерации;
• Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
• Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
• Конвенция о правах ребенка; Конвенции о защите прав детей и сотрудничестве, заключенные в г. Гааге, 1980, 1996, 2007 годов;
• Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»;
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об утверждении локального акта и составе комиссии от
01.09.2014 №66;
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе комиссии ШСП, утверждении положения о школьной службе примирения от 18.09.2015 №173 п.3».
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе комиссии ШСП на 2016-2017 учебный год».
• Приказ МОУ СОШ №15 «Об изменениях в составе ШСП на 2017-2018 уч.год».
Слайд 22
Деятельность ШСП направлена на формирование безопасного пространства (среды) не только
для детей, но и для взрослых, путем содействия воспитанию культуры
конструктивного поведения в различных конфликтных ситуациях.
В основе деятельности ШСП лежит:
разрешение разнообразных и разнонаправленных конфликтов, возникающих в ОО;
проведение просветительской работы среди обучающихся, коллег и родителей;
предотвращение возникновения конфликтов;
обеспечение формирования и обучения «групп равных» («группы равных» - это группы детей, которые объединены для обучения процедуре медиации и медиативному восстановительному подходу – дети-волонтеры).
Слайд 23 Основные направления деятельности школьной службы примирения:
Разбор уже случившихся
конфликтных ситуаций;
Профилактика и предупрекждение конфликтных ситуаций через волонтерскую деятельность и
команду ШСП.
Это направление является самым основным, так как профилактическая работа – это глобальный пласт системы безконфликтного взаимодействия всех участников образовательного процесса.
Слайд 24Основной целью работы СП является создание условий успешной социализации несовершеннолетних;
снижение количества конфликтов через внедрение модели реализации восстановительных технологий в
систему профилактики конфликтных ситуаций в школьной среде.
Слайд 25ШСП опирается на следующие принципы:
Слайд 27Типы и виды конфликтов, разрешаемые в результате деятельности ШСП МОУ
СОШ №15
Слайд 28сократить общее количество конфликтных ситуаций, в которые вовлекаются дети;
повысить эффективность
ведения профилактической и коррекционной работы, направленной на снижение проявления асоциального
поведения обучающихся;
сократить количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними;
обеспечить открытость деятельности образовательной организации в части защиты прав и интересов детей;
оздоровить социально-психологическую обстановку в образовательной организации.
Функционирование ШСП в образовательной организации позволяет:
Слайд 29На основе наработанного опыта опубликовано методическое пособие:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по организации
служб примирения
в образовательных организациях
на примере работы МОУ СОШ №15 г.
Тверь
Слайд 32Присоединяйтесь к нам! ШСП – путь к миру!
Спасибо за
внимание!