Слайд 1Преемственность начального
и основного общего
образования в условиях реализации ФГОС
(на примере уроков истории)
Слайд 2Постиндустриальная стадия развития общества декларирует основные ценности-
информацию, развитый интеллект и
креативность человека.
Основная цель внедрения ФГОС - формирование универсальных учебных действий
школьников.
Универсальные учебные действия направлены на реализацию возможностей учащихся самостоятельно ставить учебные цели, использовать соответствующие целям способы их реализации, проводить рефлексию и оценивать результаты собственной деятельности, а также создание в школе условий гармоничного развития личности на основе готовности к непрерывному образованию, формирования компетентностных навыков в любой предметной области.
Слайд 3
ФГОС НОО и ФГОС ООО
- преемственность и развитие
Слайд 4 В программе ООО
нашёл отражение принцип преемственности НОО, в
ней предусматривается дальнейшее развитие личностных, регулятивных, коммуникативных и познавательных УУД,
продолжается формирование умения учиться.
Слайд 5Образовательные результаты освоения предмета
Личностные
Метапредметные
Предметные
Слайд 6Личностные результаты
Развитие личностных и духовных качеств, позволяющих уважительно и доброжелательно
относиться к другим людям, их мнению, мировоззрению, культуре, языку, гражданской
позиции.
Слайд 7Метапредметные результаты
Умение формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение, использовать информационно-коммуникационные
технологии;
Формирование коммуникативной компетентности;
Умение формировать и осваивать универсальные учебные действия.
Слайд 8Предметные результаты
1) формирование основ самоидентификации личности обучающегося, осмысление им опыта российской
истории как части мировой истории, усвоение гуманистических и демократических ценностей;
2) овладение
базовыми историческими знаниями, а также представлениями о закономерностях развития человеческого общества с древности до наших дней; приобретение опыта историко-культурного, цивилизационного подхода к оценке социальных явлений;
Слайд 9Предметные результаты
4) формирование важнейших культурно-исторических ориентиров для самоидентификации личности, миропонимания и
познания современного общества на основе изучения исторического опыта России и
человечества;
5) развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого.
Слайд 10Роль личностных УУД для школьника
ОСМЫСЛЕНИЕ
Объяснять положительные и отрицательные оценки, в
том числе неоднозначных поступков, с позиции общечеловеческих и российских гражданских
ценностей.
САМООСОЗНАНИЕ
Объяснять самому себе ,что « во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты)
САМООПРЕДЕЛЕНИЕ
Умение ориентироваться в жизненных ценностях и поступать в соответствии с ними, отвечая за свои поступки (личностная позиция, российская и гражданская идентичность). Осознавать себя гражданином России и частью многоликого изменяющегося мира, в том числе объяснять, что связывает тебя с твоими близкими, друзьями, одноклассниками, земляками, народом, с твоей Родиной, со всеми людьми, с природой.
Слайд 11Как сформировать универсальные учебные
действия?
Учитель
показывает для чего нужно то
или иное знание, как оно пригодится в жизни;
привлекает детей к
открытию новых знаний при усвоении нового материала;
обучает детей приемам работы в группах, показывает, как можно прийти к единому решению в групповой работе, помогает детям решать учебные конфликты, обучая навыкам конструктивного взаимодействия;
всегда дает шанс исправить ошибку, показывает, что ошибка – это нормально , главное –уметь учиться на ошибках;
помогает ребенку найти самого себя, оказывая поддержку, создавая ситуацию успеха.
Слайд 12Требования к условиям реализации
В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход,
который обеспечивает:
формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;
активную учебно-познавательную
деятельность обучающихся;
построение образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
Слайд 13Формирование УУД на уроках истории осуществляется на основе системно-деятельностного подхода:
- преемственность учебных программ,
- реализации личностных, метапредметных и
предметных результатов.
Ученик должен научиться осуществлять учебную деятельность, находить, анализировать, систематизировать информацию и применять ее в необходимых практических условиях.
Для реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории, возможно применение следующих педагогических технологий:
Слайд 14Технология проектной деятельности
формирование навыков самостоятельной работы,
умение работать в
группе,
осмысление собственного опыта,
умение выделять причины успеха и неудач,
осознание проблем, возникающих в ходе работы,
поиск ресурсов их решения.
Основное средство достижения этих целей - выполнение каждым учащимся в группе или индивидуально в течение учебного года проектов и их последующая презентация с самоанализом. Темы проектов разнообразны: «Семейное древо», «Моя семья и тяжелые 90-е», «Отголоски Великой Отечественной войны для моей семьи», «Памятник для моего города» и т.д.
Слайд 15Технология дискуссии
- активное стимулирование инициативности, активности учащихся в образовательном процессе,
развитие критического мышления,
формирование уважительного обращения участников друг к другу.
столкновение точек зрения и поиск компромисса в их решении,
активизация интеллектуальной деятельности учащихся,
развивает умение слышать противоположную точку зрения ,
-аргументировано отстаивать собственное мнение,
- рефлексия.
Учебная дискуссия в процессе формирования УУД эффективна для закрепления сведений углубленного изучения материала, его творческого осмысления и формирования ценностных ориентаций.
Слайд 16Технология развития критического мышления
-целеустремленность и настойчивость в решении задач;
-готовность к проектированию и моделированию ситуаций;
гибкость позиции, предполагающая готовность к
восприятию нового, различных вариантов решения,
отбор и анализ информации для принятия оптимальных решений;
готовность исправлять собственные ошибки, искать новые решения. При формировании УУД используются
обобщение информации,
анализ, структурирование изучаемого,
эссе и др.
Слайд 17Информационно-коммуникативные технологии
- электронные тесты,
- презентации,
- ресурсы
сети Интернет.
Слайд 18
Вывод
Преемственность
– это двухсторонний процесс.
С одной стороны
− начальная ступень, которая формирует знания, умения и навыки, необходимые
для дальнейшего обучения в основной школе. С другой стороны – основная школа, которая развивает накопленный в начальной школе потенциал.