Слайд 1Формы пренебрежения нуждами ребенка:
оставление ребенка без присмотра;
не предоставление ребенку
медицинской помощи;
отсутствие должного внимания, опеки, защиты (безнадзорность);
отсутствие получения
адекватного образования.
Слайд 2Признаки пренебрежения основными нуждами ребенка:
недостаточный возрасту вес и рост;
санитарно-гигиеническая запущенность;
попрошайничество;
воровство пищи;
непосещение школы, плохая успеваемость;
повышенная утомляемость, апатичность;
задержка в развитии: моторного, речевого, интеллектуального, социального, поведенческого компонентов;
беспокойство, сниженный эмоциональный фон, слезливость, молчаливость, склонность к одиночеству.
Слайд 3Физическое насилие -
это преднамеренное нанесение ребенку побоев, травм, повреждений,
вследствие чего страдают его физическое и психическое здоровье и развитие,
в особо тяжких случаях наступает летальный исход.
К нему относится также вовлечение ребенка в употребление алкоголя, наркотиков, токсических веществ, дачу ему отравляющих веществ или «медицинских препаратов, вызывающих одурманивание» (например, снотворных, не прописанных врачом).
Слайд 4Заподозрить физическое насилие в отношении ребенка можно, если наблюдаются:
Неоднократное
обращение за медицинской помощью в связи с повреждениями у детей
(исключение – гиперактивные дети).
Несоответствие характера повреждения обстоятельствам случившегося по рассказам родителей.
Немотивированный отказ родителей от обращения за медицинской помощью для ребенка.
Наличие у ребенка особенностей поведения, которые могут провоцировать жестокое обращение (соматические или психологические заболевания, неусидчивость, …)
Предъявление со стороны родителей требований к ребенку, которые не соответствуют его физическому или интеллектуальному развитию.
Слайд 5Особенности поведения детей, подвергшихся физическому насилию:
Возраст до 3 лет: боязнь
родителей или взрослых; редкие проявления радости, плаксивость; реакция испуга на
плач других детей; плохо развитые навыки общения; крайности в поведении - от агрессивности до полной безучастности.
Возраст от 3 до 7 лет: заискивающее поведение, чрезмерная уступчивость; пассивная реакция на боль; негативизм, агрессивность; жестокость по отношению к животным; лживость, воровство; отставание речевого развития.
Младший школьный возраст: стремление скрыть причину повреждений и травм; боязнь идти домой после школы; одиночество, отсутствие друзей; плохая успеваемость, неспособность сосредоточиться; агрессивность.
Подростковый возраст: побеги из дома; употребление алкоголя, наркотиков; попытки самоубийства; криминальное или антиобщественное поведение.
Слайд 6Распознание физического насилия по типу травм:
следствием физического насилия у
детей раннего возраста является «синдром сотрясения», который характеризуется внутренним кровоизлиянием
без наружных признаков повреждения и проявляется в виде потери сознания, рвоты, головных болей;
на теле - множественные повреждения, имеющие специфический характер (синяки, ссадины, раны, следы от ожогов сигаретами или горячими жидкостями, от ударов ремнем, повреждения травматического характера внутренних органов или костей и т.д.) и различную степень давности (свежие и заживающие);
на голове – кровоизлияния в глазное яблоко, участки облысения, расшатанные или выбитые зубы, разрывы или порезы во рту, на губах.
Слайд 7
Факторы, связанные с семьей, на основании которых можно предполагать применение
физического насилия по отношению к ребенку:
известно, что в данной семье
детей или конкретно данного ребенка и раньше подвергали физическому насилию;
родитель относится к ребенку с необъяснимым презрением, пренебрежительно;
родитель применяет жестокие приемы для дисциплинирования ребенка (удары кулаком или рукой, ногой, избиение предметом, ремнем и т. д.);
в случае физической травмы ребенка родитель не обращается к врачу;
известно, как родитель угрожал ребенку физической расправой («Ты у меня сегодня заработаешь...») или вспоминал прежние насильственные действия («Ты у меня получишь, как тогда...»);
описание родителем происшествия не совпадает с характером травмы у ребенка, дает противоречивые объяснения.
Слайд 8Основные последствия физического насилия:
агрессивность;
пассивность;
замкнутость, отсутствие друзей;
псевдовзрослое проведение;
эмоциональная нестабильность;
плохая школьная успеваемость.
Слайд 9Сексуальное насилие –
вовлечение ребенка с его согласия
или без такового в прямые или непрямые действия сексуального характера
с взрослым с целью получения последним сексуального удовлетворения или выгоды.
Слайд 10Формы сексуального насилия:
Не связанные с физическим контактом:
Эксгибиционизм (демонстрация половых органов).
Вуайеризм (систематическое подглядывание за другими людьми)
Принуждение к порнографии, детская
порнография (использование детей в качестве моделей для съемок порнографических материалов).
Словесные оскорбления и затрагивающие чувство собственного достоинства замечания.
"Грязные" телефонные звонки.
Связанные с физическим контактом:
Развратные действия (насильственный петтинг (ласки), манипуляция с половыми органами или принуждение к ним жертвы).
Инцест (сексуальные действия с родственниками).
Изнасилование.
Принуждение к анальному сношению.
Принуждение к оральному сношению.
Принуждение к сексуальным контактам с третьим лицом.
Слайд 11Направления сексуального насилия:
Сексуальная эксплуатация – взрослый злоупотребляет беспомощностью, либо силой
для удовлетворения собственного сексуального влечения.
Эротизация ребенка – стимуляция сексуального развития
в ущерб другим сторонам развития.
Подавление детской сексуальности – формирование негативного отношения к любым проявлениям сексуальности и сексуальных интересов.
Вовлечение ребенка в проституцию, порнобизнес.
Слайд 12Признаки перенесенного сексуального насилия:
повреждения генитальной, анальной областей в виде синяков,
ссадин, припухлостей, разрывов, кровоизлияний или нарушения целостности девственной плевы;
заболевания,
передающиеся половым путем;
инфекции мочевыводящих путей;
энурез и/или энкопрез;
нервно-психические расстройства;
психосоматические болезни (необъяснимые хронические боли внизу живота, дерматиты и др.).
Слайд 13Поведенческие признаки:
необычные сексуальные познания, неадекватные возрасту;
чрезвычайный интерес к играм
сексуального содержания;
сексуальные действия с другими детьми (начиная с младшего школьного
возраста);
сексуализированные выражения привязанности к родным и друзьям;
соблазняющее поведение по отношению к противоположному полу и взрослым;
имитация полового акта с братьями, сестрами, животными;
неожиданные, резкие перемены в отношении к конкретному человеку или месту;
свидетельство того, что между ребенком и более старшим человеком имеется некая секретная связь: особенно тревожно, если у ребенка появляются подарки, деньги.
Слайд 14Также существуют и дополнительные признаки:
рассказы в третьем лице: «Я знаю
одну девочку….»
частая бессонница, ночные кошмары;
саморазрушающее поведение, причинение вреда себе,
попытки суицида.
общее недоверие, страх к взрослым определенного типа: пола, возраста, внешности;
утрата туалетных навыков (чаще всего касается малышей), у более старших – равнодушие к своей внешности, плохой уход за собой, либо, напротив, навязчивое мытье (желание «отмыться»);
возврат к детскому, инфантильному поведению, либо, наоборот – слишком «взрослое» поведение;
хроническая депрессия, уход в себя, страхи, фобии.
беспорядочная половая жизнь, уход из дома, наркотическая зависимость (у подростков).