Слайд 1Воспитательные возможности
современных образовательных технологий
деятельностного типа
Русецкая М.А., заместитель директора
по ВР НОУ СОШ «ЧаШа», г. Обнинск
Слайд 2Пути к ФГОС
ФГОС
УУД
Компетенции
Технологии
Слайд 3«Технология»
«techne» – искусство, мастерство, умение и
«logos» – наука,
закон.
Технология – наука о мастерстве,
педагогическая технология может рассматриваться
как «набор для педагогического конструирования» (А.К.Колеченко. Энциклопедия педагогических технологий.2004)
Слайд 4Педагогическая технология
1) комплекс современных технических средств;
2) процесс коммуникации;
3)
средства и процесс обучения
Слайд 5Политехнологизм
Г.К.Селевко «Энциклопедия образовательных технологий» НИИ школьных технологий
Герман Константинович Селевко
- заслуженный работник высшей школы, академик Международной академии педагогических наук,
профессор, автор 2-х-томной Энциклопедии образовательных технологий, автор технологии саморазвивающего обучения.
http://www.selevko.net/
Слайд 6Корни современной образовательной парадигмы
Развивающее обучение
Авторские методики
ШАТАЛОВ Виктор Фёдорович
Слайд 7Академик РАО Шалва Александрович Амонашвили
создатель Международного центра гуманной педагогики
«Основы гуманно-личностного
подхода
к детям в образовательном процессе»
http://amonashvili.com/
Слайд 8Тенденция образовательного сдвига
Поле знаний
вооружение личности готовностью
жить в современном
мире
Слайд 9Деятельностный подход
Теория деятельности, основанная А.Н. Леонтьевым (или деятельностный подход
(А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Л.С. Выготский)
Слайд 10Продуктивные технологии (или технологии деятельностного типа)
- технология проблемного обучения;
- технология
исследовательской деятельности;
- технология проектной деятельности;
- технология групповой работы;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии и т.д.
Слайд 11Воспитание личности ребенка
Целью системно-деятельностного подхода является воспитание личности ребенка как субъекта
жизнедеятельности. Быть субъектом – быть хозяином своей деятельности – в
первую очередь значит 1) научиться получать знания и 2) научиться жить вместе, работать в команде.
Слайд 13Компетенция и компетентность
Компетенция – это круг вопросов, в которых
кто-нибудь хорошо осведомлен, готовность действовать в неопределенной ситуации
Компетентность -
владение человеком соответствующей компетенцией,
навыковая составляющая образования,
стандарт на выходе) (Д.Л. Иванов АПКиППРО. 2005)
Слайд 14Ключевые компетенции
общекультурная (учебно-познавательная и информационная) – готовность к работе
с информацией;
коммуникативная – готовность к общению с другими людьми;
социально-трудовая (кооперативная)
– готовность к сотрудничеству с другими людьми;
личностного определения (проблемная) – готовность к решению проблем.
Слайд 15Основные социальные компетенции
Умение решать проблемы.
Умение работать в команде.
Умение осуществлять
деловую коммуникацию и участвовать в дискуссии.
(по Д.Л. Иванову)
Слайд 16Метод проектов
один из универсальных и многофункциональных подходов к обучению
и содержит возможности для формирования практически всего спектра социально-коммуникативных компетенций
6 П (проблема, планирование, поиск информации, продукт, презентация, портфолио)
Слайд 17Технология проблемного обучения
проблемно-диалогическое обучение или проблемный диалог
в рамках
Образовательной системы «Школа 2100»
Слайд 18Игровые технологии
1) игры направленные на формирование у детей умения
увидеть в другом человеке его достоинства и давать другому вербальное
и невербальное «поглаживание»;
2) игры и задания, способствующие углублению осознания сферы общения;
3) игры, обучающие умению сотрудничать
Слайд 19Технологии активного обучения или АМО
метод эвристических вопросов, «мозговая атака»,
драматизация и театрализация, приемы рефлексии и пр. Формы групповой работы
в рамках технологии интерактивного обучения (пары, ротационные (сменные) тройки, «карусель» (внутреннее и внешнее кольцо с разными заданиями), «аквариум», «броуновское движение», «Займи позицию»)
Слайд 20ТРИЗ
теория решения изобретательских задач) (Г.С. Альтшуллер, Н.Н. Хоменко, Т.А.
Сидорчук)
Система развивающего обучения с направленностью на развитие творческих качеств личности
(И.П. Волков, Г.С. Альтшуллер, И.П. Иванов)
Образный ТРИЗ
Слайд 21Учим доказывать, спорить
Метод дебатов,
кейс-технология,
учебная дискуссия, …
Слайд 22Социально-воспитательные технологии
Организация и проведение группового воспитательного дела (по Н.Е.Щурковой)
Педагогика сотрудничества
технология коллективного творческого воспитания И.П.Иванова
Личностно ориентированное развивающее обучение
(И.С. Якиманской)
Слайд 23Социально-воспитательные технологии
Технология целостного развития ребенка как субъекта детской деятельности (М.В.Крулехт)
Технология
саморазвития личности учащегося (А.А. Ухтомский - Г.К. Селевко)
Технология
самообразования и саморазвития человека (автодидактика В.А.Куринского)
Слайд 24Социально-воспитательные технологии
Технология развития театрального творчества
медийные технологии
(медиаобразовательные приёмы
для развития медиакомпетентности учащихся (Фёдоров А.В. и др.)
…
Слайд 25Воспитательные методы
метод «сократовской беседы»
метод «деловой игры»
метод развития интуиции
методы поддержки развития коммуникативных способностей :
метод «создания воспитывающих ситуаций»
метод
коммуникативного тренинга
метод «угашения отрицательных переживаний»
метод социального закаливания …
Слайд 26Библиографический список
Андреев В.И. Педагогика: учебный курс для творческого саморазвития. Центр
инновационных технологий. Казань- 2006
Дыбина О.В. Педагогическая технология: сущность, особенности ее
использования. - сб. Компетентностно-ориентированные педагогические технологии: сб. науч. работ / под ред. О.В. Дыбиной [и др.]. – Тольятти: ТГУ, 2009
Иванов Д.Л. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий: учебно-методическое пособие / Д.Л. Иванов, К.Г. Митрофанов, О.В. Соколов.- М. : АПКиППРО, 2005
Карелина, И.О. Эмоциональное развитие детей / И.О. Карелина. – Ярославль: Академия развития, 2006
Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994
Колеченко А.К. Энциклопедия педагогических технологий – СПб.: КАРО, 2004
Кудрявцева Н.Г. Системно – деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения /Н.Г. Кудрявцева //Справочник заместителя директора.- 2011.-№4
Мельникова Е.Л. Технология проблемного обучения //Школа 2100. Образовательная программа и пути её реализации.- Вып.3.-М.: Баласс, 1999
Молчанова, З.М., Тимченко, А.А. Личностное портфолио старшеклассника – М.: «Глобус», 2006
Селевко Г.К. Воспитательные технологии. – М.: НИИ школьных технологий, 2005
Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. – В 2 т. Т. 1. – М. : НИИ школьных технологий, 2006 (Серия «Энциклопедия образовательных технологий»)
Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогических вузов. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007
Электронные информационные ресурсы
Бермус А.Г.Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании // Интернет-журнал «Эйдос». - 2005. – 10.09.// http://eidos.ru/journal/2005/0910-12.htm
Компетентностный подход в воспитании.
http://schoola12.ucoz.ru/publ/kompetentnostnyj_podkhod_v_vospitanii/1-1-0-3
Глоссарий.
Федеральный портал "Российское образование"Федеральный портал "Российское образование". Сетевое объединение методистов (СОМ) http://www.edu.ru/index.php?page_id=50