Слайд 1Педагогический проект
Роль дидактической игры
в формировании
учебно-познавательной
компетенции
младших школьников
.
Авторы:
Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня; Наумова Маргарита Александровна, учитель музыки.
Слайд 2
Важно не то,
во что играть,
а как и что
при этом чувствовать.
Я.
Корчак
Слайд 3Компетенция
– отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма)
к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности
в определенной сфере.
Компетентность
– совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
А.В. Хуторский
Слайд 4Учебно-познавательная компетенция — это
совокупность умений и
навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки
успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Слайд 5Познавательный интерес
Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая
направленность личности на осознание
целей деятельности;
способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному
и глубокому отображению действительности.
Познавательная деятельность
овладение содержанием учебных предметов;
необходимыми способами или умениями и навыками,
при помощи которых ученик получает образование.
Познавательная активность –
качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности.
Слайд 6Самостоятельная познавательная деятельность
умение получать знания;
умение сравнивать, анализировать;
умение
обобщать и систематизировать;
умение учиться всю жизнь (ориентация на
развитие и саморазвитие);
умение получать знания из различных источников информации;
умение выделять главное из потока информации;
умение организовать «презентацию» информации.
Слайд 7Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования.
Гуманизация образования
на современном этапе в формировании ценностных ориентиров.
Востребованность современным обществом
личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Слайд 8Противоречия
между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и
новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;
между стремлением личности к
творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы;
между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи.
Слайд 9Цель проекта
Одной из главных целей воспитательной работы
становится формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта, расширение
кругозора, любознательности младших школьников, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Слайд 10Задачи проекта
изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
спрогнозировать развитие учебно-познавательной
компетенции у обучающихся;
смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых
технологий;
проанализировать эффективность использования дидактических игр;
создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).
Слайд 11Гипотеза
Возможно ли формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников средством использования дидактической
игры?
Слайд 12Этапы и сроки реализации проекта
Слайд 13Планируемые результаты:
повышение результативности обучения;
формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым
предметам;
формирование устойчивой учебно-познавательной компетенции младших школьников;
укрепление психологического здоровья учащихся.
Слайд 14Методы исследования
изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
проектирование педагогического эксперимента;
проведение
работы по проекту;
наблюдение, сравнение, обобщение;
подведение итогов проекта.
Слайд 15
Дидактическая игра
- является одним из источников речевого и умственного развития
детей;
- способствует закреплению знаний;
- пробуждает интерес к познанию нового;
-
развивает любознательность.
Роль дидактической игры
- в воспитании детей;
- в расширении кругозора об окружающем мире;
- привитии любви к чтению книг;
- развитии интереса к учёбе.
Слайд 16Развитие формы
«Игровая программа»
1930-1950– е годы: истоки, возникновение предпосылок;
1960-1970-е годы:
активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам
игровых взаимодействий;
1970-1990-е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных;
1990-2000-е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры , поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций;
2000 год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия.
Слайд 17Отличительные черты формы
«Игровая программа»
многообразие используемых игровых форм деятельности, через
которые реализуется комплекс воспитательных задач;
сюжетность;
целенаправленность;
активизация;
включенность участников в события программы;
зрелищность и
сотворчество организаторов и участников.
Слайд 18Игра-
форма комфортного общения
Требования современной педагогики
к
цели игры:
- полнота;
- точность;
- конкретность
- достижимость;
- побудительность.
Слайд 19Принципы
деятельности учащихся в игре
Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению
детей, планируя проведение игры.
Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть
конечный результат выполняемого ими дела.
Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования.
Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей.
Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение.
Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать.
Слайд 20Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и
способностей младших школьников в игре
прогулки;
экскурсии;
спортивные часы;
кружковая работа;
клубные часы;
время самоподготовки;
моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.
Слайд 21
Функции игры
Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.
Развлекательная – создание
благоприятной атмосферы.
Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.
Релаксационная
– снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.
Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.
Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.
Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.
Слайд 22
Игры
на различных этапах занятий:
- организационный момент, сообщение темы и
целей занятий (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверке домашнего задания
(игра-лото, графический диктант или тестовые задания);
- изучение нового материала (игры-предположения);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).
Основная форма работа во время игры – фронтальная,
с чёткой инструкцией учителя.
Слайд 23Игра как дидактический приём с большой долей наглядности
игры-загадки;
игры-поиски;
игры-поручения;
игры-сказки;
анимированные кроссворды
и другие.
Слайд 24Дидактическая игра
как один из способов формирования учебно-познавательной компетенции
Структурные компоненты
дидактической игры:
дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия и правила;
результат.
Слайд 25Преимущества использования дидактических игр
Игра – средство познания действительности.
Игра формирует учебно-познавательную
компетенцию.
Игра – школа социальных отношений.
Игра обеспечивает межличностное общение.
Недостатки:
Трудно оценить работу
каждого ученика во время дидактической игры.
Много времени уходит на подготовку дидактической игры.
Слайд 26С каким настроением
учащиеся идут на игру
Слайд 27
Тематика дидактических игр
Игра-сказка «В стране сказочных животных»;
Экологический марафон;
Игра-поручение «Экскурсия
по цветочной галерее»;
«Соблюдай правила дорожного движения»;
Игра-поиск «Каким я
вижу мир, в котором я живу»;
«Легенды и предания о возникновении мира»;
Игра-загадка «Крестики-нолики»;
Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»;
Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ;
Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»;
Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?»
Викторина «Что такое»?
Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов).
Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать».
Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».
Слайд 28Тип проекта
Проект является инновационным на технологическом уровне.
Реализация проекта находится
на стадии моделирования и апробации.
Промежуточное подведение итогов позволяет говорить
о некоторых результатах.
Состояние познавательной активности по результатам диагностики:
2010-2011 учебный год – 1 класс –
высокий уровень - 5 человек;
средний уровень - 10 человек;
низкий уровень – 6 человек.
Слайд 29Выводы
Промежуточное подведение итогов.
Проект способствует:
формированию положительной мотивации
к обучению младших школьников ;
развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников;
раскрытию интеллектуального
и творческого потенциала учащихся;
развитию интереса к изучаемым предметам;
повышению качества знаний.
Проект может быть использован учителями других школ
Слайд 30Информационные источники
1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем,
воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.
2. Лингвистический энциклопедический словарь.
– М., 1990.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования 2007. – 222 с.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с.
6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании».
7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990.
8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).