Разделы презентаций


Роль дидактической игры в формировании учебно-познавательной компетенции младших школьников

Содержание

Важно не то, во что играть, а как и что при этом чувствовать. Я. Корчак

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Педагогический проект
Роль дидактической игры

в формировании
учебно-познавательной

компетенции
младших школьников
.

Авторы:
Тарабрина Нелли Александровна, воспитатель группы продленного дня; Наумова Маргарита Александровна, учитель музыки.



Педагогический проектРоль дидактической игры       в формировании учебно-познавательной

Слайд 2 Важно не то, во что играть, а как и что

при этом чувствовать. Я.

Корчак
Важно не то,  во что играть,  а как и что при этом чувствовать.

Слайд 3Компетенция
– отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма)

к образовательной подготовке ученика, необходимой для его эффективной продуктивной деятельности

в определенной сфере.

Компетентность
– совокупность личностных качеств ученика (ценностно-смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков, способностей), обусловленных опытом его деятельности в определенной социально и личностно-значимой сфере.
А.В. Хуторский

Компетенция   – отчужденное, заранее заданное социальное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, необходимой для его

Слайд 4Учебно-познавательная компетенция — это
совокупность умений и

навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки

успешности собственной деятельности. Владение приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. Владение измерительными навыками, использование статистических и иных методов познания.
Учебно-познавательная компетенция — это    совокупность умений и навыков познавательной деятельности. Владение механизмами целеполагания, планирования,

Слайд 5Познавательный интерес
Форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая
направленность личности на осознание

целей деятельности;
способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми фактами, более полному

и глубокому отображению действительности.


Познавательная деятельность
овладение содержанием учебных предметов;
необходимыми способами или умениями и навыками,
при помощи которых ученик получает образование.




Познавательная активность –
качество, характеризующее интеллектуальные способности школьника к учению, которые проявляются и развиваются в деятельности.


Познавательный интересФорма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности на осознание целей деятельности;способствующая ориентировке в ознакомлении с новыми

Слайд 6Самостоятельная познавательная деятельность
умение получать знания;
умение сравнивать, анализировать;
умение

обобщать и систематизировать;
умение учиться всю жизнь (ориентация на

развитие и саморазвитие);
умение получать знания из различных источников информации;
умение выделять главное из потока информации;
умение организовать «презентацию» информации.
Самостоятельная познавательная деятельность умение получать знания; умение сравнивать, анализировать;умение обобщать и систематизировать; умение учиться всю жизнь (ориентация

Слайд 7Актуальность проекта
Реализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования.

Гуманизация образования

на современном этапе в формировании ценностных ориентиров.

Востребованность современным обществом

личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.
Актуальность проектаРеализация компетентностного подхода в рамках модернизации образования. Гуманизация образования на современном этапе в формировании ценностных ориентиров.

Слайд 8Противоречия
между старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и

новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;

между стремлением личности к

творчеству, оригинальности, самовыражению и обязательным учебно-тематическим планом и режимом общеобразовательной школы;

между воздействием на учащихся агрессивного языка современной «информационной среды» и необходимостью сохранения точности и выразительности речи.

Противоречиямежду старой методикой преподавания, рассчитанной на репродуктивное восприятие материала, и новыми методическими подходами, способствующими творческому усвоению знаний;между

Слайд 9Цель проекта
Одной из главных целей воспитательной работы

становится формирование потребности в образовании и развитии детского интеллекта, расширение

кругозора, любознательности младших школьников, а основой развития умственных способностей в младшем школьном возрасте является целенаправленное развитие познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления.
Цель проекта   Одной из главных целей воспитательной работы становится формирование потребности в образовании и развитии

Слайд 10Задачи проекта
изучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;
спрогнозировать развитие учебно-познавательной

компетенции у обучающихся;
смоделировать и апробировать структуру занятий с использованием игровых

технологий;
проанализировать эффективность использования дидактических игр;
создать условия для оптимального развития личности каждого ученика путем включения его в учебно-познавательную деятельность творческого характера;
развивать память, речь, мышление, воображение, внимание у детей;
воспитывать в детях потребность в здоровом образе жизни (соблюдение гигиенических норм, режима дня).

Задачи проектаизучить и систематизировать психолого-педагогическую и методическую литературу;спрогнозировать развитие учебно-познавательной компетенции у обучающихся;смоделировать и апробировать структуру занятий

Слайд 11Гипотеза
Возможно ли формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников средством использования дидактической

игры?


ГипотезаВозможно ли формирование учебно-познавательной компетенции младших школьников средством использования дидактической игры?

Слайд 12Этапы и сроки реализации проекта

Этапы и сроки реализации проекта

Слайд 13Планируемые результаты:
повышение результативности обучения;
формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым

предметам;
формирование устойчивой учебно-познавательной компетенции младших школьников;
укрепление психологического здоровья учащихся.


Планируемые результаты:повышение результативности обучения;формирование положительной мотивации младших школьников к изучаемым предметам;формирование устойчивой учебно-познавательной компетенции младших школьников;укрепление психологического

Слайд 14Методы исследования
изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы;
проектирование педагогического эксперимента;
проведение

работы по проекту;
наблюдение, сравнение, обобщение;
подведение итогов проекта.

Методы исследованияизучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы; проектирование педагогического эксперимента;проведение работы по проекту;наблюдение, сравнение, обобщение; подведение итогов

Слайд 15 Дидактическая игра

- является одним из источников речевого и умственного развития

детей;
- способствует закреплению знаний;
- пробуждает интерес к познанию нового;
-

развивает любознательность.

Роль дидактической игры
- в воспитании детей;
- в расширении кругозора об окружающем мире;
- привитии любви к чтению книг;
- развитии интереса к учёбе.








Дидактическая игра - является одним из источников речевого и умственного развития детей; - способствует закреплению знаний;-

Слайд 16Развитие формы «Игровая программа»
1930-1950– е годы: истоки, возникновение предпосылок;

1960-1970-е годы:

активизация игровых технологий, поиск, формирование новых подходов к разным вариантам

игровых взаимодействий;

1970-1990-е годы: рождение, развитие, становление некоторых видов игровых программ, в том числе сюжетных;

1990-2000-е годы: формирование педагогических взглядов на новый тип игры , поиск педагогической эффективности данной формы через организацию конкурсов, семинаров, конференций;

2000 год и по настоящее время: осмысление и утверждение формы «игровой программы» как системы педагогического взаимодействия.

Развитие формы  «Игровая программа»1930-1950– е годы: истоки, возникновение предпосылок;1960-1970-е годы: активизация игровых технологий, поиск, формирование новых

Слайд 17Отличительные черты формы «Игровая программа»
многообразие используемых игровых форм деятельности, через

которые реализуется комплекс воспитательных задач;
сюжетность;
целенаправленность;
активизация;
включенность участников в события программы;
зрелищность и

сотворчество организаторов и участников.



Отличительные черты формы  «Игровая программа»многообразие используемых игровых форм деятельности, через которые реализуется комплекс воспитательных задач;сюжетность;целенаправленность;активизация;включенность участников

Слайд 18Игра- форма комфортного общения
Требования современной педагогики
к

цели игры:
- полнота;
- точность;
- конкретность
- достижимость;

- побудительность.



Игра-  форма комфортного общения  Требования современной педагогики к цели игры: - полнота; - точность; -

Слайд 19Принципы деятельности учащихся в игре
Принцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению

детей, планируя проведение игры.
Принцип привлекательности будущего дела. Учащиеся должны видеть

конечный результат выполняемого ими дела.
Принцип деятельности. Предлагать учащимся разнообразные внеклассные мероприятия: конкурсы, праздники, соревнования.
Принцип свободы учащихся. У учащихся должна быть возможность выбора задания с учетом своих интересов и возможностей.
Принцип обратной связи. Каждое игра должна заканчиваться рефлексией. Необходимо каждый раз обсуждать, что получилось, что не получилось, изучать мнение детей, настроение.
Принцип успешности. Необходимо видеть участие каждого ребенка в проводимой работе и по достоинству ее оценивать.
Принципы  деятельности учащихся в игреПринцип открытости. Необходимо прислушиваться к мнению детей, планируя проведение игры.Принцип привлекательности будущего

Слайд 20Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и

способностей младших школьников в игре
прогулки;
экскурсии;
спортивные часы;
кружковая работа;

клубные часы;
время самоподготовки;
моделирование и апробация занятием с применением дидактических игр.
Условия для организации систематической работы по развитию познавательных интересов и способностей младших школьников в игре прогулки; экскурсии;спортивные

Слайд 21 Функции игры

Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.

Развлекательная – создание

благоприятной атмосферы.

Коммуникативная – объединение учащихся в коллектив, установление эмоциональных контактов.

Релаксационная

– снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении.

Психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Развивающая – гармоничное развитие личностных качеств для активизации резервных возможностей.

Воспитательная – психотренинг и психокоррекция поведения в игровых моделях жизненных ситуаций.

Функции игры Обучающая – развитие общеучебных умений и навыков.Развлекательная – создание благоприятной атмосферы.Коммуникативная – объединение учащихся

Слайд 22 Игры на различных этапах занятий:
- организационный момент, сообщение темы и

целей занятий (кроссворды, загадки, ребусы);
- при проверке домашнего задания

(игра-лото, графический диктант или тестовые задания);
- изучение нового материала (игры-предположения);
- физкультминутка (имитация движения того или иного животного);
- закрепление изученного (игры-поручения, игры-поиски).


Основная форма работа во время игры – фронтальная,
с чёткой инструкцией учителя.


Игры  на различных этапах занятий: - организационный момент, сообщение темы и целей занятий (кроссворды, загадки,

Слайд 23Игра как дидактический приём с большой долей наглядности
игры-загадки;
игры-поиски;
игры-поручения;
игры-сказки;
анимированные кроссворды

и другие.

Игра как дидактический приём с большой долей наглядностиигры-загадки; игры-поиски;игры-поручения;игры-сказки;анимированные кроссворды и другие.

Слайд 24Дидактическая игра как один из способов формирования учебно-познавательной компетенции
Структурные компоненты


дидактической игры:

дидактическая задача;
игровая задача;
игровые действия и правила;
результат.

Дидактическая игра  как один из способов формирования учебно-познавательной компетенцииСтруктурные компоненты дидактической игры: дидактическая задача; игровая задача;игровые

Слайд 25Преимущества использования дидактических игр
Игра – средство познания действительности.
Игра формирует учебно-познавательную

компетенцию.
Игра – школа социальных отношений.
Игра обеспечивает межличностное общение.

Недостатки:
Трудно оценить работу

каждого ученика во время дидактической игры.
Много времени уходит на подготовку дидактической игры.

Преимущества использования дидактических игрИгра – средство познания действительности.Игра формирует учебно-познавательную компетенцию.Игра – школа социальных отношений.Игра обеспечивает межличностное

Слайд 26С каким настроением учащиеся идут на игру

С каким настроением  учащиеся идут на игру

Слайд 27 Тематика дидактических игр
Игра-сказка «В стране сказочных животных»;
Экологический марафон;
Игра-поручение «Экскурсия

по цветочной галерее»;
«Соблюдай правила дорожного движения»;
Игра-поиск «Каким я

вижу мир, в котором я живу»;
«Легенды и предания о возникновении мира»;
Игра-загадка «Крестики-нолики»;
Игра – сказка с использованием принципа матрёшки по теме «Планета Земля»;
Игра-поиск «Тайны осеннего леса» ;
Игра-поиск «Зимний лес и его тайны»;   
Игра-загадка « Что растёт вокруг нас?»
Викторина «Что такое»?     
Игра-загадка «Почемучкин тупик». (Вечер вопросов и ответов).
Анимированные кроссворды « Ответы на вопросы, которые ты всегда хочешь задать».
 Звездный час по теме «Природные зоны нашей Родины».

Тематика дидактических игр Игра-сказка «В стране сказочных животных»; Экологический марафон; Игра-поручение «Экскурсия по цветочной галерее»; «Соблюдай правила

Слайд 28Тип проекта
Проект является инновационным на технологическом уровне.
Реализация проекта находится

на стадии моделирования и апробации.
Промежуточное подведение итогов позволяет говорить

о некоторых результатах.
Состояние познавательной активности по результатам диагностики:
2010-2011 учебный год – 1 класс –
высокий уровень - 5 человек;
средний уровень - 10 человек;
низкий уровень – 6 человек.
Тип проектаПроект является инновационным на технологическом уровне. Реализация проекта находится на стадии моделирования и апробации. Промежуточное подведение

Слайд 29Выводы
Промежуточное подведение итогов.
Проект способствует:
формированию положительной мотивации

к обучению младших школьников ;
развитию учебно-познавательной компетенции младших школьников;
раскрытию интеллектуального

и творческого потенциала учащихся;
развитию интереса к изучаемым предметам;
повышению качества знаний.
Проект может быть использован учителями других школ


Выводы   Промежуточное подведение итогов. Проект способствует:формированию положительной мотивации к обучению младших школьников ;развитию учебно-познавательной компетенции

Слайд 30Информационные источники
1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем,

воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.
2. Лингвистический энциклопедический словарь.

– М., 1990.
3. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высших учебных заведений. В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 2-изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. – 576 с.
4. Поташник М.М. Требования к современному уроку.
Методическое пособие. – М.: Центр педагогического
образования 2007. – 222 с.
5. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебных заведений/ В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. – 4-е изд. – М.: Школьная пресса, 2002.-512 с.
6. «Стандарт медиаобразования, интегрированного с различными школьными дисциплинами», опубликованном в журнале «Стандарты и мониторинг в образовании».
7. Философский энциклопедический словарь. – М., 1990.
8. Фалькович Т.А., Толстоухова Н.С., Высоцкая Н.В. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы. – М.: ВАКО, 2008.-256 с.- (Педагогика. Психология. Управление).

Информационные источники1. Карелова И. М. «Игровая досуговая программа: думаем, проектируем, воплощаем». Журнал «Воспитание школьников», № 3, 2010.2.

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика