Слайд 2МОУ «Урмарская СОШ №1 имени Г.Е.Егорова
Проект
«Преодоление возможных конфликтных ситуаций между
учителем и учеником»
Работа Ларионовой Елены Ильиничны, учителя русского языка и
литературы
Слайд 3
(от лат. conflictus - столкновение)
«Это столкновения, серьезные
разногласия, во время которых вас обуревают неприятные чувства или переживания.
Конфликт отличается от огорчения тем, что в конфликтной ситуации всегда есть по крайней мере два пути, два варианта поведения; причем или один из них, или оба могут оказаться либо приемлемы, либо неприемлемы».
Чарльз Ликсон
Конфликт
Слайд 4Классификация конфликтов между учителем и учеником:
Конфликты деятельности
Конфликты поступков
Конфликты отношений
Слайд 5Цели:
Профилактика конфликтов в школьной среде;
Поиск путей предотвращения и преодоления
конфликтных ситуаций.
Задачи:
Познакомить педагогов с понятием конфликта. Изучить его влияние
на микроклимат в школе.
Выявление особенностей поведения конфликтной личности, существующих способов разрешения конфликтов.
Слайд 6Причины конфликтов между учителем и учениками
Недостаточная ответственность учителя за педагогически
правильное разрешение проблемных ситуаций : ведь школа – модель общества,
где ученики усваивают нормы отношений между людьми.
Участники конфликтов имеют разный социальный статус (учитель и ученик), чем и определяется их поведение в конфликте.
Различие в жизненном опыте участников конфликта обусловливает и разную степень ответственности за ошибки при разрешении конфликтов.
Различное понимание событий и их причин (конфликт «глазами учителя» и« глазами ученика» видится по-разному), поэтому учителю не всегда удается понять переживания ребенка, а ученику – справиться с эмоциями.
Слайд 7Рекомендации учителю по профилактике конфликтов:
Помните, что конфликты гораздо легче предупредить,
чем завершить. Чем острее и длительнее конфликт, тем труднее его
закончить
Никогда не превращайте учеников в инструмент борьбы с администрацией школы, другими учителями, родителями школьников.
Постоянно учитесь контролировать свои негативные эмоции
Не стремитесь радикально, быстро, «лобовыми» методами переделывать учеников.
Оценивая результаты учебы и поведения школьника, всегда сначала обращайте внимание на то, что ему удалось сделать и чего достичь. Только после этого уместно
и менее конфликтно сказать о недостатках ученика.
. Никогда на своих уроках не давайте негативных оценок деятельности и личности других
учителей, администрации, родителей.
Помните, что хорошие взаимоотношения с окружающими представляют собой не
только самостоятельную, но большую общественную ценность.
Слайд 8Факторы, влияющие на оценку педагога:
внешний вид учителя
умение общаться
пренебрежение со стороны
педагога к личности ученика
Слайд 9Рекомендации педагогам :
1.Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога,
по профилактике конфликтов на основе межличностных диагностик.
2.Применять игровые методы для
профилактики и разрешения конфликтов, тренинги, ролевые игры.
3. Индивидуальные беседы с учащимися; “живые” наблюдения за ними;
4. Индивидуальные и групповые беседы с родителями учащихся.
5. Организовать и провести цикл обучающих семинаров практической направленности с целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов
Слайд 10.Знаете ли вы свои основные права?
*да
*нет *некоторые
Слайд 11. Кому в школе доверяете?
*учителям;
*одноклассникам;
*директору;
*никому
Слайд 13Педагогические правила корректных решений конфликтных ситуаций
Правило 1. Не пытайтесь за
каждым отрицательным поступком школьника видеть только отрицательные мотивы.
Правило 2. Тщательно
готовьтесь к уроку, не допускайте ни малейшей некомпетентности в преподавании своего предмета.
Правило 3. Школьники склонны охотнее выполнять распоряжения учителей при опосредованном способе воздействия.
Правило 4. Школьника можно изменить к лучшему с помощью специальных приемов оценки его личности.
Правило 5. Совместная деятельность сближает людей и повышает их авторитет.
Правило 6. Предусмотрительность и корректность поведения учителя снижают напряжение в общении.
Слайд 14“Конфликт между педагогом и ребенком, между учителем и родителями, педагогом
и коллективом — большая беда школы.
Чаще всего конфликт возникает
тогда, когда учитель думает о ребенке несправедливо. Думайте о ребенке справедливо — и конфликтов не будет. Умение избежать конфликта — одна из составных частей педагогической мудрости учителя.»
(В.А.Сухомлинский)
Слайд 15Педагогические подсказки:
"Два возбужденных человека не в состоянии прийти к согласию"
(Дейл Карнеги).
"Задержите реакцию!"
"Переведи реакцию!"
. "Будь рационализатором!"
"Будь
парадоксальным!"
Слайд 16Вывод:
Каждому учителю необходимо всегда видеть в ученике развивающуюся личность, так
как первостепенная задача школы — воспитать человека не просто как
носителя определенной суммы знаний, но прежде всего — как гражданина общества, с присущими ему идейными установками, моралью и интересами, высокой культурой труда и поведения.
Педагогу нужно осознать важность проблемы, помочь детям личным примером расти дружелюбными, умеющими разрешать конфликты, уважать себя и других, а значит, быть здоровыми, успешными в обучении, приносить радость школе, семье, обществу.