Слайд 1 Самовыражение в цвете
Опыт работы воспитателя группы для детей
с ТНР речи, МДОУ №7,
Храмко Марины Николаевны.
Слайд 2 Актуальность
В «Учении о цвете» И.В. Гете писал: «цвет
— продукт света, вызывающий эмоции».
В последние годы педагоги экспериментальным
путем пытаются определить условия наиболее эффективного использования арттерапии, как средства коррекции психического и физического здоровья детей.
Цвет – это ведь не только красота. Мы редко задумываемся над тем, что воздействует на наши органы чувств, цвет еще и лечит нас. Лечение цветом с давних времен применялось во всем мире. Дети дошкольного возраста, имеющие отклонения в развитии речи, очень часто имеют отклонения в эмоциональном и поведенческом плане. Очевидно, что решать их необходимо комплексно, и цветотерапия в данном случае может многое: успокоить, активизировать, тонизировать, повлиять на настроение и т. д.
Слайд 3Научный подход
Один из родоначальников экспериментальной психологии В. Вундт в
«Основах физиологической психологии» (1880) описывает органическую взаимосвязь ощущений и чувств.
Л.А.
Шварц (1947-1948) было выявлено заметное изменение цветовой чувствительности (порогов цветоразличения) в зависимости от эмоционального состояния человека.
В работе В.Н. Ворсобина и В.Н. Жидкина (1980) изучалась динамика цветовых предпочтений дошкольников, зависимости от переживаемых ими эмоций.
Работы ведущих ученых – педагогов, психологов, педиатров – Самарина Л.В., Серов Н.В., Афанасьев С. Э., Салина М., Берлин Б., Кей П., Люшер М..
Слайд 4Цель: поиск оптимального варианта использования цветотерапии в системе логопедической работы
с детьми.
Задачи:
1 «Погружая» детей в мир цвета, тем самым усиливая
или, напротив, уменьшая интенсивность некоторых свойств личности.
2 Расширению диапазона цветовосприятия у дошкольников с низкой познавательной активностью
3.Развитие эмоционально-чувственного базиса у детей с эмоциональными нарушениями.
4. Осознание своих связей с миром и места в окружающей действительности.
5. Творческая самореализация ребенка.
Слайд 5Цвет в нашей жизни
-Цвет – это журчащая синева ручейка,
слепящее золото солнечных лучей ,малиновые зори и лиловые сумерки.
Цвет:
-
наполняет жизнь человека;
- воздействует на человека, его здоровье, самочувствие и самооценку.
Слайд 6Психологическая характеристика цвета
Красный –Это энергия и сила. В цветотерапии красный
активно используется при работе с неуверенными детьми, страдающими заниженной самооценкой.
Желтый - цвет солнца, чистый , ясный несущий свет, тепло и энергию.
Оранжевый – это теплый активизирующий цвет.
Синий –он помогает приобрести внутренний покой , стимулирует вдохновение и творчество.
Белый включает в себя все цвета и считается цветом очищения, единения, добра и удачи.
Слайд 7Психологическая характеристика цвета
Зеленый цвет- цвет природы . Это цвет равновесия
гармонии, стабильности, целостности, помогает рассеивать отрицательные эмоции.
Голубой -это цвет интуиции,
эмоциональности и духовного роста. Цвет покоя, он связан с самоанализом и самоуглублением.
Фиолетовый- глубокий , красивый , яркий, связан с духовностью, творчеством и интеллектуальными способностями человека. Это таинственный , мистический загадочный цвет.
Черный – это таинственное и неизведанное. Ассоциируется с ночью и тьмой. Способен управлять эмоциями, восстанавливать порядок и стабилизировать процессы.
Слайд 8Формы работы
Организация специальных занятий :
вступление;
погружение в цвет;
самовыражение в цвете
;
разноцветные сказки.
Слайд 9Погружение в цвет
Сказка о том как появился разноцветный мир.
Упражнения
:
Ощущение цвета.
Феи.
Цветик – семицветик.
Полет бабочки.
Кто самый внимательный.
Красные пуговицы.
Слайд 10Самовыражение в цвете
Творческие задания для детей:
рисование с элементами аппликации;
аппликация;
составление
коллажа;
рисование кистью и рукой;
кляксография и др.
Слайд 11Разноцветные произведения
Желтые истории и сказки.
Коричневые истории и сказки.
Стихи « Незабудки».
История
Голубого города.
Оранжевая песенка.
Сказка» Шоколадная дорога» ( Дж . Родари.
Слайд 12Формы работы
Использование цвета в различных видах деятельности детей.
Организация специальных
игр.
Сочинение цветных сказок и историй.
Театральные этюды.
Слайд 13Использование анализаторов
- вкусовой анализатор – благодаря восприятию разнообразных вкусовых ощущений:
например, в Коричневой стране дети вербализировали ощущения тягучести, мягкости, липкости
при медленном разжевывании шоколада и изюма;
- тактильно-кинестетический: дети ощутили внутренний покой, расслабленность, овладев релаксационной позой «сидение на пяточках»; освоили состояния напряжения-расслабления благодаря разнообразным пальчиковым играм и логоритмическим упражнениям, танцевальным движениям под музыку, движениям под определенный ритм, движениям с предметами и без них, движениям-образам с использованием цвета (спонтанный танец маленьких зеленых привидений в Зеленой стране).
Слайд 14
- слуховой анализатор – каждый цвет сопровождается определенной музыкой: например,
в стране Красного цвета звучали мелодии И. Баха «Шутка» и
«Табакерка», в Серебряной стране – «Танец феи Драже» П. И. Чайковского;
- обонятельный анализатор – ароматы каждой цветной страны выражаются через угощение: например, корзинка с овощами и фруктами из оранжевого сада Оранжевой страны излучала радостный апельсиновый цвет – цвет самого солнца!
- зрительный анализатор –через изобразительную деятельность и «погружение» в предметную среду определенного цвета: в Синей стране дети конструировали синих птиц всевозможных тонов и оттенков;
Слайд 15Мониторинг работы
Цель: выявить знания детей о цвете и предпочтениях.
В результате
обследования детей выявлены:
1.умения детьми называть и различать цвета ;
2.детские предпочтения в цвете;
3.умения отождествлять цвет с образом и предметом;
4.умения находить при работе с красками свой «цветовой набор», «свою палитру».
Слайд 16Мониторинг
сентябрь 2009 -
май 2010
Слайд 17Перспективы работы
вовлечение родителей в профилактику и коррекцию эмоционально–волевых
процессов у детей с нарушением речи при помощи цветотерапии;
пополнение цветоигротеки.