Слайд 1Обучающий семинар
для молодых учителей
«Смысловое чтение»
Автор Чаплыгина Г.В.,
зам.директора по УВР
МБОУ г.Керчи
РК СШ №1 им.В.Дубинина
Слайд 2Чтение — вот лучшее учение.
Следовать за мыслями великого человека —
есть наука самая занимательная»
А.С. Пушкин
Слайд 3Понятие смыслового чтения
Отмечая сложность процесса чтения, большинство исследователей
выделяют две его стороны: техническую и смысловую.
Техническая
сторона предполагает оптическое восприятие, воспроизведение звуковой оболочки слова, речевые движения, то есть декодирование текстов и перевод их в устно-речевую форму. Смысловая сторона включает в себя понимание значения и смысла отдельных слов и целого высказывания.
Слайд 4
Осмысленное чтение связано с пониманием
Слайд 6Цель смыслового чтения
- максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию;
внимательное вчитывание
и проникновение в смысл с помощью анализа текста;
- смысловое чтение не может существовать без познавательной деятельности. Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, обучающимся необходимо точно и полно понимать содержание текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
Слайд 7 Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим
смыслового содержания текста.
В концепции универсальных учебных действий выделены
действия смыслового чтения, связанные с:
- осмыслением цели и выбором вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
- определением основной и второстепенной информации;
- формулированием проблемы и главной идеи текста.
Для смыслового понимания недостаточно просто прочесть текст, необходимо дать оценку информации, откликнуться на содержание.
Слайд 8Чтение является метапредметным навыком, то составляющие его части будут в
структуре всех универсальных учебных действий:
- в личностные УУД
входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе;
- в регулятивные УУД - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности;
- в познавательные УУД – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
Слайд 9Место смыслового чтения в ФГОС
Чтение – фундамент
всех образовательных результатов, обозначенных в ФГОС.
Ведущей целью общего
образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.
- мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
- операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
- когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки
Слайд 10группы метапредметных результатов, относящихся к смысловому чтению.
Слайд 11Фундаментальное ядро содержания общего образования представляет собой:
- система научных знаний, пронизаннных
мировоззренческими идеями. Основными элементами научного знания методологического, системообразующего и мировоззренческого
характера, предназначенными для обязательного изучения являются: ключевые теории, идеи, понятия, факты, методы.
- универсальные учебные действия, на формирование которых направлен образовательный процесс.
Конкретизация, дифференциация и индивидуализация инвариантного содержания образования обеспечивается в оболочке, являющейся вариативной частью, представленной дополнительным, вспомогательным, альтернативным учебным материалом и специальными предметными действиями.
Слайд 12Навыки смыслового чтения являются основой для освоения основного содержания образования.
Слайд 13Что такое смысл
Смысл – с-мысль, т.е. с мыслью. Говоря
упрощенно, означает какая мысль заложена внутри слова, текста, жеста, картины,
здания и т.п.
Мысль, в свою очередь всегда привязана к действию.
Любая мысль означает определенные действия, ведущие к конечной цели, состоянию, образу. Это не поток информации, а именно намек на действия и результат.
Слайд 14
Этапы в восприятии текста, декодирование информации, содержащейся в тексте
Слайд 15Этапы восприятия
Первый этап – собственно восприятие информации, содержащейся в тексте (непосредственное
восприятие значений, прием сообщения).
На этом этапе важно понимание значение встречающихся
в тексте слов, высказываний, фрагментов. Они служат средством выражения смысла. Для разного контекста он может быть разным. И осмыслить языковые средства текста (т.е. вскрыть их значения) еще не значит понять смысл текста.
Второй этап – понимание (осмысление сообщения через анализ внешней формы). Понять текст означает:
- выбрать в словах контекстуально актуализированные значения
- выявить поверхностный смысл на базе этих значений.
Третий этап – интерпретация. Чтобы разобраться в тексте, требуется активный анализ, сличение элементов текста друг с другом. Мало понять непосредственное значение сообщения в тексте, необходим процесс перехода от текста к выделению того, в чем состоит внутренний смысл – интерпретации. Осознание внутреннего смысла происходит с учетом контекста и мотивации читателя