Слайд 1Программа
(модифицированная)
социального педагога для педагогов МАОУ ДО МУК «Эврика»
«Профилактика эмоционального
выгорания педагогов»
(Мини–тренинги для педагогов ДО)
Составили: Сеитова М.Р.
социальный педагог,
Тайгулова Т.П.
Преподаватель
Слайд 3Профессия «Педагог» предъявляет к специалисту ряд требований, среди которых обязательными
являются:
компетентность;
хорошее здоровье и сознательная, целенаправленная забота о своем физическом состоянии;
высокая
самооценка и уверенность в себе, своих способностях и возможностях,
высокая мобильность;
общительность,
коммуникативные способности;
самостоятельность,
стремление опираться на собственные силы;
умение управлять собственными эмоциями и поведением;
способность формировать и поддерживать в себе позитивные, оптимистические установки и ценности как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Слайд 4Синдром «выгорания»
Появление симптомов хронической усталости, эмоционального выгорания сопровождается снижением уровня
работоспособности, снижением самооценки, возникновением ощущения одиночества, «замкнутого круга», эмоциональным истощением,
соматизацией. Появление психофизических, социально-психологических, поведенческих симптомов эмоционального выгорания являются тревожным сигналом, индикатором физического и психологического нездоровья специалиста, который сам нуждается в профессиональной помощи психолога.
Предложенная программа предназначена для повышения психологической компетентности специалистов образовательной сферы, для освоения приемов и методов самовосстановления и оказания помощи себе и коллегам, что значительно улучшит самочувствие специалистов, повысит эффективность их труда.
Слайд 5Цели программы:
повысить качество использования знаний основ психологии в повседневной
деятельности педагогических работников;
провести профессиональную реабилитацию работников педагогической сферы, специфика работы
которых способствует нервно-психическому перенапряжении, и как следствие, возникновению синдрома профессионального, эмоционального выгорания;
оказания практической помощи педагогам и организация проведении работы по профилактике и преодолению «синдрома эмоционального выгорания»;
обеспечить педагогов необходимой психологической информацией, развить умения и навыки предупреждения и преодоления временных трудностей в период осуществления профессиональной деятельности;
способствовать формированию и поддерживанию в себе позитивные, оптимистические установки и ценности, как в отношении самих себя, так и в отношении других людей, в отношении собственной профессиональной деятельности и жизни вообще.
Слайд 6Задачи программы:
провести исследование факторов, дестабилизирующих деятельность социальных работников и приводящих
к стрессу, синдрому хронической усталости, «профессиональному выгоранию»;
развить у педагогов навыки
оказания самопомощи и помощи друг другу, обучить приемам снятия эмоционального напряжения, приемам повышения самооценки, настроения;
способствовать формированию в себе позитивных, оптимистических установок, как в отношении себя, так и в отношении других людей, работы и жизни вообще;
повысить «стрессоустойчивость» и способность предотвращать «профессиональное выгорание».
Слайд 7Ожидаемый результат
В процессе реализации программы профилактики синдрома эмоционального выгорания предусматривается:
повышение
эмоциональной устойчивости педагогических работников и их готовности к психологическим нагрузкам
в профессиональной деятельности;
развитие навыков по профилактике синдрома хронической усталости и профессионального, эмоционального выгорания педагогов;
стабилизация уверенности в себе, формирование образа педагогического работника в структуре образа – «Я»;
снижение уровня тревожности у преподавателей и численности людей, готовых отказаться от профессиональной деятельности во имя сохранения собственного физического и психического здоровья;
повышение качества трудовых, профессиональных обязанностей;
Слайд 8
Анкета для оценки синдрома
эмоционального выгорания
Интерпретация результатов. Ответы на каждый
вопрос оцениваются по 4-х балльной шкале: "0" — почти никогда.
"1" — иногда. "2" — часто, "3" — почти всегда. Суммарный показатель менее 3-х баллов можно оценить как низкий. 3-12 средний, выше 12 — как высокий показатель эмоционального выгорания.
Слайд 9ПРИНЦИПЫ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ
Искренность в общении.
Обязательное участие в группе в
течение всего времени.
Невынесение обсуждаемых проблем за пределы группы.
Право каждого
участника сказать “стоп” - прекратить обсуждение его проблемы.
Каждый участник говорит за себя, от своего имени.
Не критиковать и признавать право каждого на высказывание своего мнения.
Общение между всеми участниками и ведущими - на “ты”.
Слайд 10ПРОЦЕДУРА – РАЗМИНКА
Назначение:
· создание в группе непринужденной творческой атмосферы, необходимый
для решения последующих более сложных задач;
· сплочение группы.
Педагоги располагаются на
расположенных по кругу стульях.
Приветствие: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Приветствуя друг друга, мы желаем, прежде всего, здоровья. Здоровье - один из основополагающих компонентов нашей профессией. Предлагаю пожелать друг другу здоровья таким образом:
Пусть поздороваются те:
- кто в хорошем настроении
- кто еще не до конца проснулся;
- кому сегодня грустно;
- кто хочет в отпуск;
- кто любит петь и танцевать;
Слайд 12ПРОЦЕДУРА - ЗНАКОМСТВО
Взаимное интервью
Слайд 13Процедура – «Единое целое»
Назначение:
Объединение коллектива, создание командного духа, чувства единства,
доброжелательной обстановки.
Слайд 14ПРОЦЕДУРА - «Педагог реальный – педагог идеальный»
Назначение
Способствование педагога к самосовершенствованию
в различных сферах и в педагогической деятельности.
Повысить уровень «Стремления» педагога
к ценности самореализации.
Слайд 15Участники называют составляющие педагогического мастерства, все компоненты записываются на ватмане,
дополняя для наглядности (профессионализм, эмпатия, откровенность, любовь к детям, эрудиция,
коммуникабельность, тактичность и др.)
Затем участникам необходимо записать на листе:
а) 3 вещи, которые вы делаете из того, что вам не хотелось бы делать;
б) 3 вещи, которые вы не делаете из того, что хотели бы делать;
в) 3 вещи, которые вы бы хотели делать чаще;
Давайте выслушаем ответы некоторых из вас и проанализируем, что же нам мешает делать то, что нам нравиться, и что необходимо исправить в сложившейся ситуации.
Слайд 16
Вывод: с участниками необходимо подвести итог, проанализировать, действительно ли есть
«идеальный педагог». Не всегда мы можем реагировать на ситуацию на
событие «правильно». Мы люди, и нам свойственно испытывать и гнев, и раздражение, и обиду, и огорчение. И в этом нет ничего страшного или предосудительного. Главное не заострять свое внимание на негативе, необходимо во время суметь совладать со своими чувствами и поступить как профессионал - вот высшее мастерство. И все это нам под силу, каждый из нас может мобилизовать свои внутренние силы, необходимо только собраться и понять, ЧТО нам мешает реализовать свои навыки и умения в полном объеме. Необходимо обратить внимание участников на том, что чаще всего мы в своей жизни концентрируемся на негативных явлениях нашей жизни, на то, что мешает в работе, не удовлетворяет в профессии. Зацикливание на негативных качествах нашей профессиональной деятельности создает внутренний конфликт, наблюдается снижение работоспособности, ведет к растерянности и к профессиональному, эмоциональному выгоранию.
Слайд 17Процедура – «Самопознание»
Назначение:
Осознание себя в роли другого, формирование навыков позитивного
общения;
Сплочение группы, разрядка.
В верхнем левом секторе изобразим круг, в верхнем
правом – треугольник, в среднем левом – графическая ступенька, среднем правом – горизонтальные песочные часы, нижний левый – квадрат, нижний правый – 2 параллельные дуги (или скобки). Теперь вам предстоит каждую из изображенных фигур дорисовать до кого-либо изображения и написать
2-3 прилагательных к каждому полученному рисунку (можете записать их рядом с изображением).
Слайд 18Итог проведения работы: Рассмотрим некоторые из работ, и дадим разъяснения.
Левый
верхний рис. – отношение к себе.
Правый верхний рис. – отношение
других ко мне.
Средний левый – жизненный путь.
Средний правый – внутренний мир.
Левый нижний – отношение к семье.
Правый нижний – отношение к любви.
Обратите на те категории, где упомянуты не очень приятные, не вдохновляющие, отрицательно – окрашенные прилагательные, и сделайте вывод о том, какая из составляющих вашей жизни не приносит радости, в какой сфере вы чувствуете дискомфорт. Попробуйте позже самостоятельно проанализировать, что вас не устраивает в этой области жизни, и, возможно, вы сами сможете понять, что необходимо предпринять, для изменения ситуации к лучшему
Слайд 19ПРОЦЕДУРА - ИГРА “ЭХО”.
Назначение:
· освоение адекватной коммуникации;
· отработка умений эмпатийного
понимания.
· расширение сферы осознаваемого в поступках другого, отработка умения «слушать»
и «слышать» друг друга
Слайд 20ПРОЦЕДУРА - УМЕЮ ЛИ Я ОКАЗЫВАТЬ ВНИМАНИЕ ДРУГИМ?
Назначение:
· научить выражать
позитивные чувства другим людям;
· научить оказывать знаки внимания.
Информирование.
В общении с
другими мы зачастую не считаем нужным говорить о том, какое положительное влияние они на нас оказывают. Также трудно для нас принять похвалу или поддержку от другого. Мы можем защищаться, когда нам говорят: “Вы сегодня прекрасно выглядите!” В ответ мы произносим: “Ой, знали бы вы, как я забегалась…” Нужно уметь избегать скованности в проявлении и принятии знаков внимания. Это является как бы объектированным, т.е. вынесенным во вне, эмпатическим пониманием.
Слайд 21Домашнее задание (Проективное письмо).
Назначение:
· отработка умений эмпатического понимания;
· работа над
умением оказывать положительные знаки внимания.
Группа по своему желанию выбирает одного
из своих участников и дома пишет ему письмо. В случае затруднения ведущий может сам предложить, кому написать это письмо. В письме не должно быть советов адресату. Оно должно быть ориентировано на выражение собственных мыслей и чувств по отношению к этому человеку. На следующей встрече письма отдаются адресату. Если после прочтения у него появится желание обсудить их, то специально для этого ведущий назначит время.
Слайд 22Домашнее задание
Эмпатизированное письмо
Слайд 23ПРОЦЕДУРА - АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА.
Назначение:
· отработка умения давать обратную связь;
· рефлексия
изменений, происшедших с участниками и группой за время тренинга· прогнозирование
будущих профессиональных и жизненных планов участников группы изменений в позиции участников и психофизиологических показателей (утомление, интерес и т. д.). Обратная связь.
Подведение итогов встреч:
кто проявлял себя как лидер;
кто проявлял себя как организатор;
кто проявил себя как наблюдатель;
внимательный слушатель;
критик;
генератор идей;
незаинтересованная личность.
· Что было для меня главным на первой встрече?
· Удалось ли мне лучше узнать себя?
· Я понял (а), что я…
· Я был (а) удивлен (а), обнаружив, что я…
· Насколько я был (а) искренним (ей) сегодня в выражении своих мыслей и чувств?
· Я испытал (а) сильную агрессию (или раздражение), когда …
Слайд 24Обратная связь (элементы рефлексии)
Слайд 25Спасибо за внимание!
Любите и цените себя, свой труд,
свою жизнь!
Верьте в себя, свои силы и возможности! Желаем успехов, профессионального
роста и личного счастья!