Слайд 1 Проблемы подготовки детей к обучению письму
Слайд 2
В настоящее время большой проблемой в школе является различные нарушения
письменной речи
Дисграфия – это нарушение, при которых имеют место трудности
в овладении письменной речью. На письме наблюдаются стойкие специфические ошибки.
Слайд 3Дисграфические ошибки – что это?
Ребёнок старается, а у него всё
равно в тетрадке ошибки:
пропуски букв и слогов - «сон» (слон),
«кродил» (крокодил);
перестановки букв и слогов – «онко» (окно);
недописывание букв и слогов - «лопат» (лопата);
наращивание слов лишними буквами и слогами - «тарава» (трава);
замена одной буквы на другую - «зуки» (жуки);
нарушение смягчения согласных - «малчик» (мальчик), «лубить» (любить);
несогласованность в роде, числе, падеже - «Дети сидели на большими стулья»;
слитное написание предлогов со словами «вкармане» (в кармане);
ошибки графического, оптического и кинетического характера: о-а, б-д, ш-щ, л-м, и-у, п-т, зеркальное письмо.
Слайд 4 Профилактика нарушений письма
С дисграфическими ошибками
ребёнок не может справиться самостоятельно.
Тогда на помощь приходит учитель-логопед.
Однако лучше знать о причинах возникновения этих ошибок и предупредить их, чем потом исправлять.
Слайд 5 Причины нарушений письма
различные органические поражения
головного мозга;
наследственный фактор
(несформированность определённых мозговых структур,
их качественная незрелость);
Слайд 6низкий уровень психологической готовности к школьному обучению;
двуязычие в семье;
Причины нарушений
письма
Слайд 7
Неправильное произношение звуков
Если к моменту поступления в школу
ребёнок в речи меняет звук Ш на С, то он
и напишет в тетради «СУБА» вместо «ШУБА».
Ведь именно так он произносит это слово, когда диктует себе при письме, и так его слышит.
Слайд 8 Фонематические нарушения
Физический слух у ребёнка прекрасный и звукопроизношение в норме, но
вот звуки речи он слышит по-своему (не различает на слух звонкие - глухие, твёрдые – мягкие).
Тогда вместо дупло, он напишет тупло,
мач вместо мяч.
Слайд 10 Нарушения слоговой структуры слова
Взрослые порой умиляются
тому, как смешно говорят дети, и не исправляют их.
«Кубовица», «скорода»,
«петерь» в устах трёхлетнего малыша это действительно звучит мило. Но когда так говорит ребёнок 6-7 лет, здесь уже надо призадуматься. Потому что именно так он потом и напишет.
Слайд 11
Несформированность анализа
звукового состава слова
Слайд 13
Неправильное использование грамматических категорий
Если ребёнок неправильно использует в устной речи
грамматические категории: числа, рода, падежа, то и на письме появляются
ошибки.
Слайд 14Нарушения зрительно-пространственных представлений
Если ребёнок
путается в определении «право»
и «лево»;
пишет буквы и цифры зеркально;
плохо ориентируется на плоскости листа,
то в школе он может столкнуться с серьёзными трудностями:
смешением сходных по написанию букв п-т, б-д;
зеркальное написание букв;
перестановка букв или замена одной буквы на другую при чтении.
Слайд 15Пример зеркального написания целого слова
Слайд 16Пример зеркального написания цифр учащимся 1 класса
Слайд 17 Нарушение мелкой моторики рук
Слабость, неловкость, неразвитость кисти руки не позволяют ребёнку выработать
хороший почерк и вообще выдерживать длительное
напряжение руки в процессе письма.
Учёными доказано, что состояние тонкой ручной моторики оказывает большое влияние и на развитие речи ребёнка.
Слайд 18Давайте подведём итоги – что же должно насторожить родителей будущего
первоклассника?
ребёнок неправильно произносит звуки;
недостаточно слышит и различает близкие по произношению
или по звучанию звуки, плохо владеет звуковым анализом слов (это может проверить воспитатель или логопед);
имеет ограниченный словарный запас и ему трудно подобрать нужное слово;
не умеет последовательно и связно излагать свои мысли;
путается в определении правой и левой руки, плохо ориентируется на листе бумаги;
печатные буквы или цифры пишет зеркально;
у ребёнка слабо развита тонкая ручная моторика (неловкие пальчики);
есть проблемы с вниманием, памятью.
Слайд 19 Если вы наблюдаете у своего ребёнка ошибки такого рода,
пожалуйста, обратитесь за помощью к логопеду
Просим вас:
обсудить вместе с
логопедом детского сада проблему вашего ребёнка;
содействовать обеспечению посещаемости необходимых
ему логопедических занятий;
оказать содействие в логопедическом обследовании ребёнка перед школой учителем-логопедом школы.
Только взаимодействие родителей и логопеда поможет
вовремя скорректировать имеющиеся отклонения в речевом
развитии ребёнка и предотвратить
нарушения письма и чтения.
Слайд 21Презентация для родителей
Автор презентации
Капкова Вера Васильевна,
учитель-логопед СОШ №5
г/п
Лянтор, Сургутского района,
Тюменской области
В презентации использованы иллюстрации из книги «Дисграфия.
Исправление ошибок при письме» (Авторы: М.Л.Лукашенко, Н.Г.Свободина. Издательство «Эксмо», 2004 г. Москва), работы учащихся школ №1,5,6 г/п. Лянтор