Слайд 1
СЕНСОРНОЕ РАЗВИТИЕ РЕБЕНКА
(использование дидактических игр для сенсорного воспитания детей)
Подготовил: воспитатель
МБДОУ
г. Иркутска
Детский сад № 95
Баранчук А.Л
Иркутск 2017
Слайд 2Вырастить ребенка, вырастить сад,
Нет счастья выше и труднее от века
И
только тот, кто сам душой богат,
Дает миру не жильца,
а Человека.
Многие способности, таланты человека имеют ярко выраженную сенсорную основу: таятся в кончиках пальцев, в умении тонко чувствовать запах, цвет, звуки.
Умственное развитие также начинается через ЧУВСТВЕННОЕ ПОЗНАНИЕ окружающего мира.
Слайд 3 По словам Л. Выготского «для всякого обучения
существуют оптимальные, то есть наиболее благоприятные сроки. Отказ от них
неблагоприятно отражается на ходе умственного развития ребенка».
Само понятие сенсорика произошло от латинского слова census — чувство.
Сенсорное воспитание –целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений)
Слайд 4зрительные
слуховые
осязательные
вкусовые
Сенсорные ощущения могут быть разными:
Слайд 5 Целью сенсорного воспитания является
формирование сенсорных способностей
у малышей.
На этой основе выделяются следующие
задачи:
Формирование у детей систем перцептивных действий
Формирование у детей систем сенсорных эталонов
Формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности
Слайд 6Система сенсорных эталонов
цвета
формы
музыкальных звуков
величины
Слайд 7
ориентироваться в 3-4 цветах, некоторые называть, подбирать по образцу;
ориентироваться в трех и более контрастных величинах (собирать трехместную матрешку
и другие вкладыши после показа);
собирать пирамидку по убыванию размера из четырех (пяти) колец контрастных величин;
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Требования программы
по сенсорному воспитанию с 1,6 до 2-х лет:
Слайд 8
Требования программы
по сенсорному воспитанию с 2 до 3-х лет:
ориентироваться в 6 цветах, называть их, подбирать по образцу;
ориентироваться
в трех и более контрастных величинах ;
собирать пирамидку из 5-8 колец разной величины;
соотносить конфигурацию объемной геометрической фигуры с плоскостным изображением, накладывать на образец (раскладывает вкладыши разной величины или формы в аналогичные отверстия на доске);
составлять целое из 4-х частей разрезных картинок, складных кубиков;
Слайд 9
Требования программы
по сенсорному воспитанию с 2 до 3-х лет:
различать предметы по форме (кубик, кирпичик, шар, призма);
ориентироваться в
соотношении плоскостных фигур (круг, овал, квадрат, прямоугольник);
сравнивать, соотносить, группировать однородные предметы по цвету, форме, величине;
выделять формы предметов, обводя их по контуру то одной, то другой рукой;
в рамках листа проводить вертикальные, горизонтальные, округлые, короткие и длинные линии.
Слайд 10
www.themegallery.com
У детей формируют сенсорные эталоны. Одновременно с формированием эталонов необходимо
учить детей способам обследования предметов: их группировке по цвету и
форме вокруг образцов – эталонов. Особой задачей выступает необходимость развивать у детей аналитическое восприятие. умение разбираться в сочетаниях цветов, расчленять форму предметов, выделять отдельные измерения величины.
Требования программы по сенсорному воспитанию на 4 год жизни:
Слайд 11Дидактические игрушки
Сенсорный коврик Это коврик, состоящий из материалов разных фактур,
и прикосновение к нему обеспечивает разнообразные тактильные ощущения. Его можно
купить готовый или сшить самому из различных кусочков ткани, пришить бусины и пуговицы разного размера, ленточки, шнурочки.
Коврик можно повесить на стенке кроватки или пустить ползать по нему малыша.
Слайд 13Дидактические игрушки
Игры - шнуровки, основанные на идеях Марии Монтессори.
- развивают
сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук;
- развивают пространственное ориентирование, способствуют пониманию
понятий "вверху", "внизу", "справа", "слева";
- формируют навыки шнуровки (шнурование, завязывание шнурка на бант);
- способствуют развитию речи ;
- развивают творческие способности.
Слайд 14Дидактические игры
«Спрячь мышку»
Мягкая сенсорная игрушка «Мячик»
Слайд 15Дидактические игрушки
Сенсорные игрушки-мешочки Это игрушки из ткани, наполненные маленькими шариками
(или сшитые самостоятельно и заполненные фасолью, горохом, крупами).
Слайд 16Дидактические игрушки
Пирамидки
Можно приобрести классические пирамидки из 3-4 разноцветных колец
(или больше).
И в виде подставочек, на которых закреплены в ряд
несколько вертикальных стержней. На них нанизываются кольца, шарики и другие предметы. Когда малыш подрастет, то сможет сортировать их по цвету, размеру, форме.
Слайд 17Дидактические игры
Разноцветные стаканчики-пирамидки. Малыши очень любят эту игрушку, так как
она многофункциональна. Стаканчики можно вкладывать друг в друга, строить башенки.
В их дне имеются дырочки, поэтому с ними можно играть в ванной. На дне также есть рельефные геометрические фигуры, которые вы можете отпечатывать на соленом тесте или в мокром песке на прогулке.
Слайд 18Дидактические игрушки
Вкладыши - это небольшие предметы, которые необходимо вложить в
соответствующие отверстия в плоской рамке или в ящичке с прорезями.
Слайд 19Дидактические игрушки
Разновидность вкладышей – копилка или обычная металлическая банка (например,
от кофе) с прорезью в крышке, в которую можно бросать
большие монеты (они еще и звенят).
Слайд 20Дидактические игрушки
Самые древние вкладыши - матрешки.
Слайд 21Музыкальные дидактические игрушки
Очень нравится детям музыкальные игровые панели с кнопками
в виде животных, нажимая на которые малыш слышит «голос» собачки,
кошки, коровы, поросенка и
т.д. Можно предложить ребенку поиграть на его первых музыкальных инструментах - бубне, маракасах, ксилофоне, барабане. Вполне по силам!
Слайд 23Дидактическая игра (величина)
Обучающая игра «Цилиндры»
Дидактический материал - это не только
счетный материал для детей постарше, для малышей это возможность изучать
цвета и тренировать координацию, развивать мелкую моторику и изучать размер, больше меньше.
Слайд 24Дидактические игры
Веселые фигуры
В игре представлены пять основных геометрических фигур
на больших картах. Нужно назвать эти фигуры, определить, чем они
похожи, чем отличаются, и подобрать к каждой четыре предмета такой же формы.
В состав игры входят: пять больших карт с фигурами и маленькие карточки с рисунками-предметами.
Цель: формирование геометрической зоркости в умении соотносить форму предметов с известными геометрическими фигурами.
Слайд 25Дидактические игры
"Найди цветочек для пчелки» Играя дети знакомятся с цветом,
учатся находить цвет по образцу и названию, подбирать предметы в
определенной цветовой гамме. Развивается внимание и логическое мышление.
Надо найти цветочек с таким же сочетанием цвета, как и у пчёлок.
1 вариант игры: 10 цветочков и 10 пчёлок, надо рассадить пчёлок на цветочки.
2 вариант игры: 12 цветочков и 12 карточек с пчёлками; с фоном и без фона.
Слайд 26
Создание развивающей среды
Воспитатели в саду
Создают детям уют,
Сказки малышам читают,
Песенки
для них поют,
Занимаются, играют
Прямо с самого утра.
Развиваться помогает
Сенсорная им игра.
Слайд 27www.themegallery.com
Ведь сенсорика поможет
Научить детей всему:
Пирамидки собирать,
Цвет и форму различать,
Слайд 29ПОСУДКОЙ В УГОЛКЕ ИГРАТЬ,
И НАШИ РУЧКИ РАЗВИВАТЬ.
Слайд 30www.themegallery.com
БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!