Слайд 1Проект
«Город маленьких пешеходов»
в средней группе
МБДОУ «Детский сад №160»
Воспитатели:
Кабаева
Екатерина Александровна
Слайд 2Описание материала:
Предлагаю Вам разработанный мною и проведенный проект
средней продолжительности «Город маленьких пешеходов» для средней группы (4-5 лет).
Данный проект будет полезен воспитателям всех возрастных групп, так как на основе его можно продолжить работу с детьми по изучению тем правил дорожного движения. Дети в этой области получают не только теоретические, но и, главным образом, практические навыки, от которых порой зависит жизнь человека.
Слайд 3Тип проекта:
информационно-творческий (дети получают информацию, пользуются ею, оформляют свои работы,
тематический уголок группы, выставку творческих работ в группе, участвуют в
итоговом досуге по данной теме).
Продолжительность проекта: проект средней продолжительности – 2 месяца (январь – февраль 2016 г.)
Слайд 4Актуальность проблемы:
Детям была предложена идея стать пешеходами и пойти на
познавательную прогулку «по городу», в котором они живут. Для осуществления
данной идеи необходимо наличие у детей определенных знаний по данной теме. Для этого было подготовлено и проведено исследование знаний детей на тему «Город маленьких пешеходов». В ходе проведенного исследования выявлена проблема: незнание и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах.
Вместе с этим было проведено анкетирование родителей по данной теме. В результате обработки данных выяснилось, что на знание домашнего адреса ребенком не обращаем внимания, хотя уже и пора, к тому же это затрагивает и тему социальной безопасности. Правила дорожного движения стараются соблюдать все, но пока не уделяют должного внимания на прививание навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! А зачастую перекладывают данную функцию на дошкольное образовательное учреждение.
Слайд 5Цель проекта:
Знакомить детей с улицей, сопутствующими ей понятиями, а также
правилами культурного поведения в городе и простейшими правилами дорожного движения.
Прививать элементарные практические навыки безопасного поведения на городских улицах в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих. Привлекать к данной работе родителей, активизировать среди них работу по пропаганде безопасного поведения на дорогах.
Слайд 6Задачи проектной деятельности:
Образовательные:
- познакомить детей с понятием улица, ее основными
частями (дорога, тротуар, трамвайные пути), односторонним и двусторонним движением, домашним
адресом;
- познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
- продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт);
- учить называть и различать виды общественного городского транспорта, знакомить с дорожными знаками, обозначающими его остановки.
Развивающие:
- развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
- обогащать словарный запас детей;
- расширять кругозор детей.
Слайд 7Воспитательные:
- воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание
детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
- прививать основы культуры
поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.
Слайд 8Ожидаемый результат проекта:
- У детей сформируются знания об улице и
её сопутствующих понятиях, а также знания правил поведения на дорогах
города, в общественном транспорте.
- Будет привито желание выполнять данные правила самими и привлекать к этому родителей.
- Сформируются представления и закрепятся знания о разнообразии видов транспорта и транспортных средствах, а также пешеходных переходах, дорожных знаках.
- Сформируются умения ориентироваться на улицах города. Повысится познавательный интерес к жизни улицы.
- Пополнение развивающей среды различными пособиями.
Слайд 9Продукты проекта:
- Продукты (поделки) художественной деятельности, изготовленные совместно родителями с
детьми.
- Досуг.
Слайд 10Этапы проекта:
Подготовительный этап:
Определение актуальности темы, предложение идеи детям о предстоящем
проекте, исследование ЗУН по теме проекта, формулировка проблемы, анкетирование родителей,
обозначение цели и задач, обзор методической литературы, поиск пособий для детей, определение предполагаемых результатов проекта.
Основной этап: Реализация проекта в различных формах, методах и приемах совместной взросло-детской деятельности с учетом интеграции образовательных областей, целевые прогулки с детьми.
Изготовление пособий, оформление развивающей среды группы, создание макетов улицы, грамот, медалей детям и благодарностей активным родителям. Индивидуальные беседы с родителями.
Заключительный этап: Организация выставки-конкурса продуктов художественной деятельности изготовленных совместно родителями с детьми. Проведение досуга. Исследование ЗУН детей на заключительном этапе проекта.
Слайд 11Формы реализации проекта:
- Совместная взросло-детская деятельность с учетом интеграции образовательных
областей.
- Художественное творчество – изготовление макетов улицы из бумаги, картона
и подручного материала с последующим использованием данных макетах в игровой деятельности детей.
- Организация целевых прогулок с целью знакомства детей на практике с улицей и правилами поведения на дороге.
- Изготовление продуктов художественного творчества (рисунки, аппликации, поделки) совместно родителями с детьми.
- Итоговое мероприятие проекта – досуг «Город маленьких пешеходов».
Слайд 12Формирования развивающей среды:
Для реализации проекта «Город для маленьких пешеходов» в
группе был организован уголок по изучению детьми города и жизни
в нем. В данном уголке постоянно менялась и пополнялась развивающая среда, как заводскими изданиями и пособиями, так и изготовлением самодельных пособий, согласно изучаемым темам проекта.
Уголок на стадии формирования знаний детей о различных домах и общих понятий об улице.
Слайд 13Работа с родителями:
На первом этапе было проведено анкетирование родителей. Далее
по ходу проекта оформлялась наглядная информация для них по темам:
«О городе, адресе и безопасного выхода на улицу из дома»;
Слайд 14Содержание проекта
(алгоритм действий):
В связи с наблюдение в городской
повседневной жизни частое невыполнение элементарных правил дорожного движения даже среди
пешеходов было принято решение провести работу с детьми средней группы по формированию знаний этих элементарных правил дорожного движения, а также привлечь к этому их родителей. Так возникла тема проекта «Город для маленьких пешеходов». Данная тема актуальна в сегодняшние дни, так как после проведения исследования знаний и умений детей по теме была выявлена проблема: незнание и невыполнение детьми многих правил городской жизни, невнимательное отношение детей, будучи пешеходами к происходящему на улице и дороге, неосознанность наличия опасностей на городских улицах. А анкетирование родителей позволяет сделать вывод, что правила дорожного движения стараются соблюдать все (согласно анкетам), но пока не уделяют должного внимания на привитие этих навыков и верного отношения к соблюдению данных правил у детей! Таким образом, данная работа всем своим объемом ложится на плечи дошкольного образовательного учреждения и не только для обучения детей, а и для проведения работы с родителями по данной теме. А детский сад здесь оказывает практическую помощь, консультирует родителей об информации, которую ребенок в данном возрасте может и просто обязан усвоить, выработать определенный тип поведения в качестве пешехода, пассажира и просто участника жизни улицы.
Слайд 15Проект запланирован на 2 месяца, где каждой недели посвящается определенная
тема, таким образом, что последующие тема и материал опираются на
предыдущие и требуют от детей применение изученного материала в своей последующей деятельности.
Еще на подготовительном этапе были подготовлены некоторые пособия своими руками для исследования знаний и умений детей на начало проекта, а также на осуществление уже образовательной деятельности в ходе проекта. И пособиями пополнялась развивающая среда группы на протяжении всего проекта, которая в итоге стала выглядеть примерно так:
Слайд 16Для закрепления практических знаний по правилам дорожного движения была проведена
целевая прогулка к проезжей части.
В конце проекта проводится
итоговое мероприятие – досуг «Город для маленьких пешеходов», где дети не просто побывают на празднике, а покажут комплексные знания и умения, полученные и усвоенные за время образовательной деятельности в ходе проекта: чтение стихов, рассказ о пешеходном переходе «Зебра», подвижные дидактические игры по теме, разгадывание загадок.
Слайд 17Системная паутинка:
Образовательная область «Социально - коммуникативная»
Ведущая область в данном проекте,
где у детей формируются знания о правилах дорожного движения и
безопасного поведения на дороге в качестве пешехода, пассажира; идет знакомство с элементами дороги и видами пешеходных пешеходов, сопутствующими дорожными знаками. Расширяются знания о светофоре и значении его сигналов, формируются знания о видах транспорта, общественных остановках. Дети продолжают знакомиться с культурой поведения на улице и в транспорте. Во время художественного творчества учатся правильно и безопасно пользоваться ножницами и стеками. За период проекта проводится ряд различных бесед с рассматриванием различных иллюстраций, картин, макетов: «Что такое дорога», «Виды транспорта», «Пешеход – участник дорожного движения», «Пешеходный переход», «Светофор», «Знакомство с перекрестком», «Общественный городской транспорт»
Слайд 18Образовательная область «Познавательное развитие»
С самого начала проекта обращалось внимание детей
на различные здания, сооружения и машины вокруг них, выделяя их
основные части. Во время совместной взросло-детской деятельности конструировали различные домики и улицы из строительного материала, развивая способность различать и называть строительные детали и использовать их в своих постройках, затем анализировать постройки, сравнивая их и находя в них знакомые геометрические фигуры.
Слайд 19«Социализация»
В повседневной жизни детей центральное место занимает игровая деятельность. В
ходе проекта ребята познакомились с различными играми, соответствующими тематики проекта,
которые в дальнейшем использовали и в самостоятельной деятельности: «Найди свой цвет», «Найди свою машину», «Воробушки и автомобиль», «Действуй по сигналу!», «Сигналы светофора» (или «Светофорчик»), д/и «Собери светофор», «Цветные автомобили», д/и разрезные картинки «Сложи транспорт из частей», д/и «Найди такой же знак», д/и «Какой спрятан знак», Сюжетно-ролевая игра «Поездка на автобусе».
Слайд 20Образовательная область «Чтение художественной литературы»
Сказка В.Сутеева «Капризная кошка»; сказка «Три
поросенка»; русская народная сказка «Заюшкина избушка»; стихотворение С.Баруздина «Кто построил
этот дом»; история пятая повести Э.Успенского «Вера и обезьянка Анфиса»; стихотворение С.Михалкова «Моя улица»; В.Берестов «Про машину»; Э.Мошковская «Я тоже буду шофером»; М.Манакова «Трамвай», «Троллейбус», «Автомобиль», «Грузовик», «Верные помощники»; Т.Шипошина «Автобус»; В.Борисов «Автобус»; А.Усачев «Поливальная машина»; С.Михалков «Если свет зажегся красный…»; Г.Дядин «Бедные зебры»; Л.Яхнин «У полоски перехода»; С.Михалков «Дядя Степа – милиционер»; стихотворение С.Маршака «Мяч» с использованием мнемотаблицы; Н.Сорокин «Перекресток», А.Барто «Едет Любочка…».
Слайд 21Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Включение в проект музыкальных произведений
для слушания, а также для выполнения подвижных игр и упражнений
под тексты детских песен на тему проекта: Шум города, звуки машин; Весёлые уроки. Домовята Буй и Бунька. Сказка «Общественный транспорт»; Аудио энциклопедия альбом «Как себя вести» - «На улице. Светофор и зебра»; Кенеретта песня «Зебрёнок»; Песни для детей «Всем на свете нужен дом», «Мир правил дорожного движения»; Группа «Киндер-сюрприз» песня «Кто придумал светофор»; Группа «Светофор» песенка про светофор; Автошкола шанс – ПДД для малышей – аудиосказка про Торопышку; Группа «Не скучай» песня «Мегаполис», «Песня про ПДД»; Руслан Зимин песня «Веселый светофор».
Слайд 22Образовательная область «Здоровье»
Рассказать детям, что для хорошего здоровья необходимо часто
бывать на улице, играть в подвижные игры. Дать первые представления
об оказании элементарной помощи при ушибах, травмах, обращаться за помощью к взрослым. В результате подвижных игр на улице происходит закаливание организма.
Слайд 23Образовательная область «Физическое развитие»
Проведение подвижных игр в группе, на улице,
физкультминуток – подвижных упражнений: «Строим дом», «Грузовик», «Поливальная машина», «Шофёр».
Слайд 24Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
Организована совместная деятельность воспитателя с
детьми по разным направлениям художественного творчества по мере изучения материалов
детьми в ходе проекта: рисование гуашевыми красками домов; лепка домиков трех поросят; раскрашивание светофора; создание макета улицы каждым ребенком с элементами конструирования из бумаги и аппликации, начиная с изготовления домов, затем нанесения простой дорожной разметки и пешеходных переходов, расстановкой необходимых дорожных знаков, добавлением транспорта и оформление выставки работ.
Слайд 25Вывод:
На наш взгляд, работа по проекту удалась, так как, во-первых,
у детей повысился уровень знаний и умения, о чем можно
утверждать по результатам исследования знаний и умений детей в конце проекта. Во-вторых, активированы в совместной работе родители, так как прошла выставка-конкурс их совместных поделок художественного творчества. В третьих, эмоции и отзывы родителей, в которых звучали такие фразы, как:
- «Вы, наверное, тему светофор изучаете. Проходя мимо, каждого светофора ребенок рассказывает, на какой свет, что делать»
- «Какие вы смелые, даже к дороге ходили, а как же группу детей можно так далеко вести и в опасное место»
- «Вчера ребенок водил меня вокруг дома и искали какую-то табличку, когда нашли я поняла – это домашний адрес» и очень много подобных высказываний.
Тем самым, у детей видно желание действовать по правилам и, главное, не испортить это заложенное желание в этом возрасте, в результате чего мы сохраним здоровье и жизнь нашим детям.
Слайд 26Используемая литература:
- Образовательные проекты в детском саду. Пособие для воспитателей
/ Н.А.Виноградова Е.П.Панкова. – М.: Айрис-пресс, 2008г. – (Дошкольное воспитание
и развитие).
- Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры. СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
- Горская А.В. Правила – наши помощники. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями по воспитанию и обучению дошкольников безопасному поведению на улицах города: Учебно-наглядное пособие. / Под ред. С.И.Бугрова. – СПб.: «Детство-пресс», 2011.
- Крутецкая В. Моя первая дорожная азбука в картинках. – СПб.: Издательский дома «Литера», 2012. – (Серия «радуга»).
- Нищева Н.В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. – СПб.: Детство-пресс, 2009. – (Кабинет логопеда).
- Развивающие занятия с детьми 4-5 лет / Под ред. Л.А.Парамоновой. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2011.
- Майорова Ф.С. Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг. – «Издательство Скрипторий 2003», 2007.
- Хабибуллина Е.Я. Дорожная азбука в детском саду. Конспекты занятий. – СПб.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2011.
Слайд 27Занятие по художественно –
эстетическому развитию