Слайд 1Проектирование урока в соответствии с ФГОС: технологическая карта, анализ и
самоанализ урока.
Подготовила учитель начальных классов
Тарасенко Н.Н.
ГБОУ «СШ п.
Искателей г. Нарьян - Мар»
Слайд 2Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное
и качественное преподавание учебных курсов в начальной школе и возможность
достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ на ступени начального образования в соответствии с ФГОС второго поколения.
Слайд 3
Обучение с использованием технологической карты позволяет организовать эффективный учебный процесс,
обеспечить реализацию предметных, метапредметных и личностных умений (универсальных учебных действий),
в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения, существенно сократить время на подготовку учителя к уроку.
Технологическая карта предназначена для проектирования учебного процесса по темам.
Слайд 4
Структура технологической карты:
название темы с указанием часов, отведенных на
ее изучение;
планируемые результаты (предметные, личностные, метапредметные);
межпредметные связи и особенности организации
пространства (формы работы и ресурсы);
этапы изучения темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения);
контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.
Слайд 5
Технологическая карта позволит учителю:
реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;
системно
формировать у учащихся универсальные учебные действия;
проектировать свою деятельность на четверть,
полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
на практике реализовать межпредметные связи;
выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.
Слайд 6
Технологическая карта позволит администрации школы:
контролировать выполнение программы и достижение планируемых
результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.
Апробация новейших разработок показала
следующие результаты:
значительно повышается уровень мотивации учащихся к учебной деятельности;
появляется конструктивная коммуникация ученика и учителя;
школьники позитивно воспринимают и успешно используют приобретенные знания и умения в интеллектуально-преобразовательной деятельности в рамках изучаемой темы.
Слайд 7
Технологические карты разработаны на основе технологии развития информационно-интеллектуальной компетентности (ТРИИК),
которая раскрывает общедидактические принципы и алгоритмы организации учебного процесса, обеспечивающие
условия для освоения учебной информации и формирования личностных, метапредметных и предметных умений школьников, соответствующих требованиям ФГОС второго поколения к результатам образования.
Слайд 8
На первом этапе «Самоопределение в деятельности» организуется стимулирование интереса учащихся
к изучению конкретной темы посредством ситуативного задания, выявление отсутствующих знаний
и умений для его выполнения в контексте изучаемой темы. Результатом этого этапа является самоопределение школьника, основанное на желании осваивать учебный материал, на осознании потребности его изучения и постановки личностно значимой цели деятельности.
Слайд 9
На втором этапе «Учебно-познавательной деятельности» организуется освоение содержания учебной темы,
необходимого для выполнения ситуативного задания. Этот этап имеет содержательные блоки,
каждый из которых включает определенный объем учебной информации и является лишь частью содержания всей темы. Количество блоков определяется учителем с учетом принципов необходимости и достаточности для реализации поставленной цели при изучении конкретной темы.
Слайд 10Каждый блок представляет цикл пошагового выполнения учебных заданий по освоению
конкретного содержания и включает:
на 1 шаге — организацию деятельности
учащихся по освоению учебной информации на уровне «знания» — освоение отдельных терминов, понятий, высказываний;
на 2 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «понимания»;
на 3 шаге — организацию деятельности учащихся по освоению этой же учебной информации на уровне «умения»;
на 4 шаге — организацию деятельности учащихся по предъявлению результата освоения этой же учебной информации данного блока.
Слайд 11Диагностическое задание по своему характеру соответствует заданию на «умение», но
его цель - установить степень освоения содержательного блока.
Учебные задания на
«знание», «понимание», «умение» формулируются с учетом требований логико-информационной корректности. Последовательное выполнение учебных заданий создает условия для освоения содержания темы, формирования умений работать с информацией, которые соответствуют метапредметным (познавательным) умениям. Успешное выполнение заданий служит основанием для перехода к освоению следующего содержательного блока. Результатом этого этапа являются приобретенные знания и умения, необходимые для решения ситуативного задания, обозначенного на первом этапе.
Слайд 12На третьем этапе «Интеллектуально-преобразовательной деятельности» для выполнения ситуативного задания, учащиеся
выбирают уровень выполнения (информативный, импровизационный, эвристический), способ деятельности (индивидуальный или
коллективный) и самоорганизуются для выполнения ситуативного задания. Самоорганизация включает: планирование, выполнение и предъявление варианта решения. Результатом этого этапа является выполнение и представление ситуативного задания.
Слайд 13На четвертом этапе «Рефлексивной деятельности» соотносится полученный результат с поставленной
целью и проводится самоанализ и самооценка собственной деятельности по выполнению
ситуативного задания в рамках изучаемой темы. Результатом является умение анализировать и оценивать успешность своей деятельности.
Таким образом, представленная технология не только обеспечивает условия для формирования личностных, метапредметных (познавательных, регулятивных, коммуникативных), но и развития информационно-интеллектуальной компетентности младших школьников.