Разделы презентаций


Проективные методы диагностики субъектов образовательного процесса

Содержание

ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на выявлении проекций в данных эксперимента с последующей интерпретацией. Понятие проекции для обозначения метода

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1Проективные методы
диагностики
субъектов
образовательного
процесса

Проективные методы диагностики субъектов образовательного процесса

Слайд 2ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД
(от лат. projectio — выбрасывание вперед) —

один из методов исследования личности.
Основан на выявлении проекций в

данных эксперимента с последующей интерпретацией.
Понятие проекции для обозначения метода исследования ввел Л. Франк. П. м. характеризуется созданием экспериментальной ситуации, допускающей множественность возможных интерпретаций при восприятии ее испытуемыми.
За каждой такой интерпретацией вырисовывается уникальная система личностных смыслов и особенностей когнитивного стиля субъекта.
ПРОЕКТИВНЫЙ МЕТОД  (от лат. projectio — выбрасывание вперед) — один из методов исследования личности. Основан на

Слайд 3 Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными

тестами), среди которых различают:

ассоциативные (например, тест Роршаха, тест Хольцмана,

в которых испытуемые создают образы по стимулам — пятнам; тест завершения неоконченных предложений);
интерпретационные (например, тематический апперцепционный текст, в котором требуется истолковать социальную ситуацию, изображенную на картине);
экспрессивные (психодрама, тест рисунка человека, тест рисунка несуществующего животного) и др.

Метод обеспечивается совокупностью проективных методик (называемых также проективными тестами), среди которых различают: ассоциативные (например, тест

Слайд 4 Л.Франк не рассматривает проективные методики как замену уже

известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование «идиоматичной» внутренней сферы,

которая может быть рассмотрена как способ организации жизненного опыта. Проективные методики удачно дополняют существующие, позволяя заглянуть в то, что наиболее глубоко скрыто, ускользает при использовании традиционных приемов исследования.
Л.Франк не рассматривает проективные методики как замену уже известным психометрическим. Назначение этих методик — исследование

Слайд 5Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:
 Неопределенность, неоднозначность

используемых стимулов.
 Отсутствие ограничений в выборе ответа.
 Отсутствие оценки ответов испытуемых

как «правильных» и «ошибочных».

 Неопределенность инструкции для испытуемого;
неопределенность, которая выражается в том, что он,
как правило, не представляет себе, каким образом
будут интерпретироваться его ответы

Общими для всех проективных методик являются следующие признаки:  Неопределенность, неоднозначность используемых стимулов. Отсутствие ограничений в выборе ответа.  Отсутствие

Слайд 6Конститутивные проективные методики.
Испытуемому предлагается какой-либо аморфный

материал, которому он должен придать смысл. Примером может служить методика

Роршаха, состоящая из 10 таблиц, на которых изображены симметричные одноцветные и полихромные изображения — пятна или тест «Неоконченные предложения»
Конститутивные проективные методики.   Испытуемому предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Примером может

Слайд 7Конструктивные проективные методики.
Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных,

модели их жилищ и пр.), из которых нужно создать осмысленное

целое и объяснить его.
«Тест мира», например, состоит из 232 моделей объектов, распределенных в разных пропорциях по 15 категориям (дома, деревья, самолеты, люди, животные и т.д.). Испытуемые конструируют «малый мир», а по множеству его особенностей, учитываемых исследователями, делаются заключения о личности «конструктора».
Примером, относящимся к данной категории, может служить и тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.
Конструктивные проективные методики. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей и животных, модели их жилищ и пр.), из которых

Слайд 8Интерпретативные методики.
Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию.



Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией этого вида

методик. Разработанный в конце 30-х годов Г. Мари (1893-1988, США) он представляет собой комплект картинок, на которых изображены различные сюжеты с участием людей. Картинки имеют многозначное трактование. Обследуемому предлагают подробно описать сюжеты. Предполагается, что на интерпретацию картинок обследуемый бессознательно проецирует собственную психическую сущность. Опытный психолог по ответам обследуемого оценивает особенности его личности.
Интерпретативные методики.   Необходимо истолковать, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию.  Тест тематической апперцепции является хорошей иллюстрацией

Слайд 9Катартические.
Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.

Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного театрального представления, позволяет

субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) — а тем самым добиваются терапевтического эффекта, — но и дает исследователю возможность обнаружить выносимые во вне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию.
Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях.   Например, психодрама, осуществляемая в виде импровизированного

Слайд 10Экспрессивные
Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную

или заданную тему.


Например, методика «Дом-дерево-человек». Предлагается

нарисовать дом, дерево и человека. По рисунку делают выводы об аффективной сфере личности, уровне психосексуального развития и других особенностях.
Экспрессивные   Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему.    Например,

Слайд 11Импрессивные.
Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов

из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные, предпочитаемые им стимулы.



Например, тест Люшера, состоящий из 8 цветных квадратов (неполный набор). Предъявляются все квадраты с просьбой выбрать наиболее приятный. Процедура повторяется, и в итоге образуется ряд, в котором цвета располагаются по их привлекательности. Психологическая интерпретация исходит из символического значения цвета.
Импрессивные. 	Эти проективные методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложенных. Испытуемый выбирает наиболее желательные,

Слайд 12Аддитивные.
В этих проективных

методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или

истории.

Например, предлагается серия незаконченных предложений типа: «Будущее кажется мне...», «Думаю, что настоящий друг...» и т.п. Эти методики предназначены для диагностики разнообразных личностных переменных — от мотивов тех или иных поступков до отношения к половому воспитанию молодежи.

Аддитивные.      В этих проективных методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения,

Слайд 13Наиболее типичными проективными методиками являются:
 тест на фрустрацию Розенцвейга;
 тематический апперцептивный

тест (ТАТ);
тест Роршаха;
тест Цветовых выборов Люшера;
Дом. Дерево. Человек.
Несуществующее животное.
Дерево и

т.д.
Наиболее типичными проективными методиками являются:  тест на фрустрацию Розенцвейга; тематический апперцептивный тест (ТАТ);тест Роршаха;тест Цветовых выборов Люшера;Дом. Дерево.

Слайд 14РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ
Они как бы

дают проекцию –
портрет личности.
Их популярность связана с расцветом

психоанализа, благодаря которому было введено понятие бессознательного. При исследовании личности в то время основной упор делался именно на бессознательные процессы.
РИСУНОЧНЫЕ ТЕСТЫ     Они как бы дают проекцию – портрет личности. Их популярность связана

Слайд 15Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ - как при работе со

взрослыми, так и с детьми.

тестовые ситуации достаточно привычные и

позволяют тестируемому раскрепоститься и проявить те особенности, которые не нашли выхода на более ранних этапах исследования.

в процессе рисования контроль так называемого "цензора сознания" ослабевает, что позволяет в той или иной мере раскрыться бессознательному.

рисунки могут оказаться хорошим поводом для установления контакта и взаимопонимания с испытуемым, что позволит получить дополнительную информацию нем.
Рисуночные тесты обладают рядом преимуществ - как при работе со взрослыми, так и с детьми. тестовые ситуации

Слайд 16Сила и слабость проективных методов.
Сторонники проективных методов заявляют, что

последние обладают двумя уникальными преимуществами.
Первое заключается в том, что

тестовые стимулы здесь относительно неоднородны и неоднозначны, благодаря чему испытуемый не знает, какую психологическую интерпретацию получат его ответы. Проективные методы допускают почти неограниченное разнообразие возможных ответов, что позволяет скрыть от испытуемого истинную цель тестирования, а также снижает вероятность фальсифицированных и установочных ответов.
Во-вторых, непрямой способ подачи тестового материала не приводит в действие психологические защитные механизмы испытуемого, что дает возможность получать информацию о таких аспектах личности, которые обычно скрыты от наблюдения.
Сила и слабость проективных методов. Сторонники проективных методов заявляют, что последние обладают двумя уникальными преимуществами. Первое заключается

Слайд 17 Критика проективных тестов сводится к тому, что они

недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проведения, оценки и интерпретации.

В частности, оценка тестовых показателей часто зависит от навыка, клинического опыта и интуиции психолога, что делает их чрезвычайно ненадежными. Однако справедливо и другое: опыт показывает, что большая практика в обработке тестовых показателей способствует удовлетворительному уровню внутренней согласованности оценок (Goldfried et al., 1971; Exner, 1986).
Критика проективных тестов сводится к тому, что они недостаточно стандартизированы, отсутствует четкая процедура их проведения,

Слайд 18 Более серьезную проблему составляет интерпретация уже подсчитанных показателей

того или иного теста. Хотя психологи обычно полагаются на собственный

опыт в интерпретации результатов проективных методик, сами методики не всегда одинаково удачны. К сожалению, интерпретация таких тестов слишком часто зависит от догадок и интуиции психолога, а это не способствует повышению научной ценности проективных тестов.
Более серьезную проблему составляет интерпретация уже подсчитанных показателей того или иного теста. Хотя психологи обычно

Слайд 19 Наконец, выдвигается еще один критический аргумент: до сих

пор не получено достаточно убедительных доказательств валидности проективных тестов (Aiken,

1984; Peterson, 1978). Поэтому психологи стараются формулировать итоговое заключение не только на основании проективных тестов. Скорее, сами проективные тесты стоит рассматривать в контексте другой информации, полученной
в результате интервью,
анализа клинического
случая и тестов самооценки.
Наконец, выдвигается еще один критический аргумент: до сих пор не получено достаточно убедительных доказательств валидности

Слайд 20 В заключение можно сказать, что, несмотря на проблемы,

связанные с применением проективных тестов, многие клинические психологи продолжают к

ним обращаться при изучении неосознанных конфликтов человека, его фантазий и мотивов (Singer, Kolligian, 1987). В то же время, активное применение на практике не снижает остроту проблемы, связанной с их надежностью и валидностью.
В заключение можно сказать, что, несмотря на проблемы, связанные с применением проективных тестов, многие клинические

Слайд 21Благодарю за внимание!

Благодарю за внимание!

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать его на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Что такое TheSlide.ru?

Это сайт презентации, докладов, проектов в PowerPoint. Здесь удобно  хранить и делиться своими презентациями с другими пользователями.


Для правообладателей

Яндекс.Метрика