Слайд 1Профессиональная компетентность
учителя
Содержание
Структура
Оценка
Методическая лаборатория географии МИОО, 2008
Слайд 2Актуальность инноваций в жизни общества
Социальные институты реагируют на изменение цивилизации
с разной скоростью
Б и з н е с
100 км/ч
Общество (взгляды,
нормы поведения)
90 км/ч
С е м ь я
60 км/ч
Школа
образование
10 км/ч
Политика
закон
очень медленно
Слайд 3ОБРАЗОВАНИЕ НЕ ТОЛЬКО ВЫПОЛНЯЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ ОБЩЕСТВА, НО ПРИЗВАНО ОПЕРЕЖАТЬ
ДРУГИЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА…
Образование должно быть…
фактором развития общества!!!
Внедрение развивающих технологий
(изменение технологий – это смена целевых установок, ценностных ориентаций)
Готовность и умение учителя перестраивать профессиональную деятельность
(идеология развития – саморазвития)
(Н.Г. Разова, Е.Н. Денисова «Профессиональные компетенции»)
Слайд 4Современная модель профессионального роста учителя
В условиях быстрой смены различных
технологий предполагает
осознание,
понимание,
оценивание
собственного педагогического опыта;
способность увидеть
свой профессиональный труд в целом;
быстро и конструктивно приводить свою деятельность в соответствие с новыми ценностными ориентациями – овладевать новыми технологиями.
Слайд 5Компетентный учитель
- это специалист,
овладевший профессиональными знаниями
и умениями,
способный не только проектировать свою деятельность,
но управлять педагогическим процессом,
чутко реагируя на любые изменения образовательного процесса.
Профессионализм педагога – единство теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности
Слайд 6Содержание педагогической компетентности (по В.Т. Чичикину)
Компоненты
Информационный (теоретический)
Операционный
(практический)
Мотивационный (личностный)
Слайд 7Информационный компонент
Профессионально-педагогическая эрудиция
Широкий кругозор, общая культура;
Психолого-педагогические знания;
Безупречное знание предмета;
Знание методики
преподавания.
Слайд 8Операционный компонент
Владение
профессиональной культурой речи, общения и педагогическим
тактом;
разными технологиями и методами обучения;
методами диагностики и мониторинга педагогической деятельности;
владение
аудиторией,
профессиональная наблюдательность.
Слайд 9Мотивационный компонент
Любовь к детям
Требовательность к себе и детям
Доброжелательность и общительность
Увлеченность
работой, способность привить интерес к своему предмету
Постоянное совершенствование педагогического мастерства
Слайд 10Уровни профессиональной компетентности (по разным источникам)
Критерии:
профессионализм,
творчество,
мастерство,
эффективность,
оптимальность,
индивидуальный почерк.
Слайд 11Уровни профессиональной компетентности
Учитель – стажер (после ВУЗа)
Вхождение в практику профессии.
Первые положительные результаты
Слайд 12Уровень профессиональной компетентности учителя
Владение основами профессии,
применение известных а науке и
практике приемов;
повседневные решения нестандартных задач ( открытия для себя);
положительная результативность
и эффективность;
преимущественная ориентация на знания
Слайд 13Уровень профессиональной компетентности учителя-мастера
Владение лучшими образцами приемов, известных в науке
и практике;
повседневное решение нестандартных педагогических задач (открытия для себя);
устойчивая высокая
эффективность;
оптимальность (работа без перегрузок);
стремление учитывать развитие учащихся;
передача опыта другим учителям.
Слайд 14Уровень профессиональной компетентности учителя-новатора
Поиск и использование оригинальных приемов или целостных
оригинальных систем обучения и воспитания;
творчество (открытие для себя);
эффективность
в поисках нового;
четкая ориентация на развитие учащихся как главный результат труда;
индивидуальность
Слайд 15Уровень профессиональной компетентности учителя-исследователя
Стремление и умение изучать и оценивать значимость
своих оригинальных идей или новых приемов других учителей,
Оценивание эффективности, оптимальности.
Слайд 16Уровень профессиональной компетентности учителя-профессионала
Учитель - профессионал – это мастер, новатор,
исследователь.
Стремление к саморазвитию;
все поиски «от ученика» и для ученика;
новатор, пробующий
все новое;
мастер, владеющий багажом современной науки;
индивидуальность; учитель, находящий и внедряющий новое, исследующий результативность, создающий оптимальную психологическую обстановку на уроке.
Слайд 17Диагностика уровня педагогической компетентности
Экспертная качественная оценка уроков
Качественная самооценка уроков
Наличие собственных
методических разработок
Выполнение заданий, моделирующих профессиональную деятельность
Анализ учебных достижений учащихся
Работа на
семинарах
Самоанализ, востребованность профессионального роста
Слайд 18
Обобщение и представление своего опыта работы
Умение определять приоритетные
направления своей профессиональной деятельности
по методам, по форме, по содержанию
Постоянная работа
в методических объединениях, творческих группах
выступления, мастер-классы, семинары, конференции
Публикации
Портфолио достижений
Диагностика уровня профессиональной компетентности
Слайд 19Целевые индикаторы профессиональной компетентности (параметры оценивания)
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
Строить
учебный процесс, направленный на достижение целей образования – выбирать и
предлагать способы педагогической поддержки,
создавать условия для проявления инициативы школьников.
Видеть ученика в образовательном процессе – предлагать разные способы включения ученика в разные виды деятельности в соответствии с возрастными особенностями.
Создавать образовательную среду и использовать ее возможности – информационные ресурсы, ИКТ.
Планировать и осуществлять профессиональное самообразование – анализ собственной деятельности, выбор технологий самообразования.
(Компетентностный подход в педагогическом образовании, под ред. В.А. Козырева и Н.Ф. Родионовой, СПб, 2004, Из-во РГПУ им. А.И. Герцена)
Слайд 20Целевые индикаторы профессиональной информационной компетентности (параметры оценивания)
Профессиональная компетентность учителя определяется
умением:
СТРУКТУРИРОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ ПО СПОСОБАМ ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ;
ОСВАИВАТЬ КРИТЕРИИ И АЛГОРИТМЫ ПОИСКА
ИНФОРМАЦИИ;
ОВЛАДЕВАТЬ СПОСОБАМИ РАБОТЫ С ИСТОЧНИКАМИ ИНФОРМАЦИИИ – ИНФОРМАЦИОННЫМИ РЕСУРСАМИ –
- выбирать и оценивать ИСТОЧНИКИ,
- собирать ИНФОРМАЦИЮ,
- разрабатывать И представлять В ПРЕЗЕНТАЦИОННОМ
ВИДЕ,
- ПОДГОТОВИТЬ ВЕБ-СТРАНИЦУ, ГДЕ В СТРУКТУРИРОВАННОМ
ВИДЕ ПРЕДСТАВЛЕНА ТЕКСТОВАЯ И ГРАФИЧЕСКАЯ
ИНФОРМАЦИЯ ПО ТЕМЕ, ССЫЛКИ НА РЕСУРСЫ
Слайд 21Целевые индикаторы профессиональной
ИКТ-компетентности (параметры оценивания)
Профессиональная компетентность учителя определяется умением:
использовать цифровые образовательные ресурсы соответствующие поставленной учебной задаче,
организовать работу
учащихся на уроке с использованием полного спектра имеющихся учебных ресурсов и инструментов,
создавать собственные цифровые учебные материалы с учетом возможностей ИКТ и методики их применения на уроке,
формировать цифровое портфолио учащегося,
организовать работу учащихся в рамках сетевых коммуникационных проектов (олимпиады, конкурсы, викторины…),
дистанционно поддерживать работу учащихся,
получать информацию о новых цифровых ресурсах учебного назначения на компакт-дисках и в Интернет средствами ИКТ
Слайд 22Ваши вопросы и пожелания ждём
- на сайте http://geo.metodist.ru,
по электронной почте
kim@metodist.ru,
krylov@metodist.ru, geo@metodist.ru
- по телефонам:
637-7646, 637-7686, 637-7235
(добавочный127).