Слайд 1ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ КОДЕКС УЧИТЕЛЯ
Балабанова О.Ю. МОУ СОШ №6, г.Апатиты
2010 год
Слайд 2Профессиональный кодекс учителя
21 января, на проходившей в Санкт-Петербурге в РГПУ
им. А. И. Герцена «Педагогической ассамблее», был представлен проект «Профессионального
кодекса учителя». В проекте кодекса (объемом 4 страницы) рассматриваются источники и принципы этики учителя, дана развернутая характеристика личности учителя.
Министерство образования и науки одобрило проект профессионального кодекса педагога. По задумке разработчиков он должен стать своего рода "клятвой Гиппократа" для российских учителей.
Слайд 3
Профессиональный кодекс учителя
«В школе закладываются главные жизненные цели и приоритеты
детей. Поэтому так важно, каким будет нравственный облик учителей. Убеждена,
что педагогам необходим свой профессиональный кодекс»
Татьяна Углирж, преподаватель лицея № 64 г. Омска
Слайд 4Профессиональный кодекс учителя
«Учителя должны сами активно участвовать в определении тех
норм, по которым их оценивают. Профессиональный кодекс учителя – это
предвестник системы саморегулирования»
И.Реморенко, директор Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки.
Слайд 5Проект
Профессиональный кодекс учителя.
Профессиональный кодекс учителя состоит из трех разделов.
В первом определяются нравственные и этические нормы для педагогов, во
втором – требования к личности учителя, в третьем – к его взаимоотношениям с учениками, педагогическим сообществом, родителями учеников, обществом и государством.
Слайд 61.Нравственные и этические нормы для педагогов.
Нормы этики учителя устанавливаются на
основании Конституции РФ «Об образовании» и принятых в соответствии с
ним иных законодательных и локальных актов, норм международного права, а также общечеловеческих моральных норм и традиций российской школы.
Слайд 71.Нравственные и этические нормы для педагогов.
Принципы этики учителя. При осуществлении
своей деятельности учитель руководствуется следующими принципами: гуманность, законность, демократичность, справедливость,
профессионализм, взаимное уважение.
Слайд 82. Личность учителя.
1. Учитель должен стремиться стать положительным примером для
своих учеников.
2. Учитель не должен заниматься противокультурной, аморальной, неправомерной деятельностью.
Учитель дорожит своей репутацией.
3. Учитель должен быть требовательным к себе, стремиться к самосовершенствованию.
4. Учитель не должен терять чувства меры и самообладания.
Слайд 92. Личность учителя.
5. Учитель соблюдает правила русского языка, культуру своей
речи, не допускает использование ругательств, грубых и оскорбительных фраз.
6.Учитель является
честным человеком, соблюдающим законодательство. С профессиональной этикой учителя не сочетаются ни получение взятки, ни ее дача.
7.Учитель должен бережно и обоснованно расходовать материальные и другие ресурсы. Он не должен использовать имущество школы(помещения, мебель, телефон, технику, инструменты и др.), а также свое рабочее время для личных нужд.
Слайд 103. Взаимоотношения учителя с учениками.
1. Учитель выбирает подходящий стиль общения
с учениками, основанный на взаимном уважении.
2. Учитель в своей работе
не должен унижать честь и достоинство учеников ни по каким основаниям, в т.ч. по признакам возраста, пола, национальности, религиозных убеждений и иных особенностей.
3. Учитель беспристра-
стен, одинаково добро-
желателен и благо-
склонен ко всем своим
ученикам.
Слайд 113. Взаимоотношения учителя с учениками.
4. Требовательность учителя по отношению к
ученикам должна быть позитивной и обоснованной.
5.Учитель выбирает методы работы с
учениками, развивающие в них такие положительные черты и качества, как самостоятельность, самоконтроль, самовоспитание, желание сотрудничать и помогать другим.
6. Учителю следует стремиться к повышению мотивации обучения у учеников, к укреплению веры в их силы и способности.
Слайд 123. Взаимоотношения учителя с учениками.
7. Приняв необоснованно принижающие ученика оценочные
решения, учителю следует немедленно исправить свою ошибку.
8. Учителю справедливо и
объективно оценивать работу учеников, не допуская завышенного или заниженного оценочного суждения.
9. Учитель обязан в тайне хранить информацию, доверенную ему учениками, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.
Слайд 133. Взаимоотношения учителя с учениками.
10. Учитель не должен злоупотреблять своим
служебным положением, используя своих учеников для каких-либо услуг или одолжений
в личных целях.
11. Учитель не имеет права требовать от учеников дополнительного вознаграждения за свою работу, за исключением случаев, предусмотренных в законодательстве.
Слайд 143.1. Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом.
1. Учителя стремятся к взаимодействию
друг с другом, оказывают взаимопомощь, уважают интересы друг друга и
администрации образовательного учреждения.
2. Учителей объединяют взаимовыручка, поддержка, открытость и доверие.
3. Учитель имеет право открыто выражать свое мнение по поводу работы своих коллег, не распространяя сплетни. Любая критика, высказанная в адрес другого учителя, должна быть объективной и обоснованной.
4. Администрация не может требовать или собирать информацию о личной жизни учителя, не связанной с выполнением им своих трудовых обязанностей.
5. Учитель имеет право на поощрение от администрации. Личные заслуги учителя не должны оставаться в стороне.
Слайд 153.1. Взаимоотношения учителя с педагогическим сообществом.
6. Учитель имеет право получать
от администрации информацию, имеющую значение для работы школы.
7. Инициатива приветствуется.
8.
Важные для педагогического сообщества решения принимаются в учреждении на основе принципов открытости и общего участия.
9. Учитель в процессе учебно-воспитательной деятельности активно сотрудничать с психологами, врачами, родителями для развития личности и сохранения психического, психологического и физического здоровья учеников.
Слайд 163.2. Взаимоотношения учителя с родителями учеников.
1. Учителя должны уважительно и
доброжелательно общаться с родителями учеников.
2. Учитель консультирует родителей по вопросам
образования учеников.
3. Учитель не разгла-
шает высказанное
детьми мнение о ро-
дителях или мнение
родителей о детях.
Слайд 173.2. Взаимоотношения учителя с родителями учеников.
4. Отношения учителей с родителями
не должны оказывать влияния на оценку личности и достижений детей.
5.
На отношения учителей с учениками и на оценку не должна влиять поддержка, оказываемая родителями образовательному учреждению.
Слайд 183.3. Взаимоотношения учителя с обществом и государством.
1. Учитель не только
обучает детей, но и является общественным просветителем, хранителем культурных ценностей,
порядочным образованным человеком.
2. Учитель старается внести свой вклад в развитие гражданского общества.
3. Учитель понимает
и исполняет свой
гражданский долг и
социальную роль.
Слайд 19Заключительные положения.
1. При приеме на работу в образовательное учреждение руководитель
должен оговорить, что учитель должен действовать в пределах своей профессиональной
компетенции на основе Кодекса учителя и ознакомить учителя с содержанием указанного Кодекса.
2. Нарушение положений Кодекса учителя рассматривается педагогическим коллективом и администрацией учреждения, а при необходимости - профессиональной организацией более высокого уровня.
Слайд 20МО учителей английского языка МОУ СОШ № 6 г. Апатиты,
2010г.
Спасибо за внимание!
Слайд 21Профессиональный кодекс учителя
Подобные документы есть и в других странах, в
том числе, в Великобритании, где кодекс постоянно обновляется, сообщает ИА
Regnum. Последние нововведения, в частности, запрет на распитие алкоголя в выходные, минувшей осенью вызвали бурные протесты со стороны британских учителей. Под обращением, требующим пересмотреть жесткие нормы поведения, поставили свои подписи около 10 тысяч учителей. По их мнению, положения, указанные в проекте, «являются грубым вторжением в их частную жизнь и содержат пункты, которые можно интерпретировать максимально широко».
Британский кодекс был подготовлен Генеральным учительским советом Великобритании. Согласно документу, учителя должны стать для детей образцом для подражания как в стенах школы, так и за их пределами, представляя новому поколению «высокие стандарты общественного поведения». «Газета.Ru»