Слайд 1Профессиональный
стандарт педагога
Подготовила :
учитель начальных классов первой квалификационной категории
Цовма Инна Александровна
МОУ «СОШ №13»
Слайд 2
В деле обучения и воспитания,
во всём школьном
деле
ничего нельзя улучшить,
минуя голову учителя.
К.Д. Ушинский
Педагог-
ключевая фигура реформирования образования
Слайд 3Главное профессиональное качество:
постоянно демонстрировать ученикам-
умение учиться
Характеристики деятельности профессионала-педагога:
готовность к переменам;
мобильность;
способность
к нестандартным трудовым действиям;
ответственность и самостоятельность в принятии решений
Слайд 4Расширение пространства педагогического творчества.
Труд педагога должен быть :
избавлен от мелочной
регламентации,
освобожден от тотального контроля.
Квалификационные характеристики и должностные инструкции:
сковывают инициативу
учителя,
обременяют его формальными требованиями.
Профессиональный стандарт педагога призван прежде всего:
раскрепостить педагога,
дать новый импульс его развитию.
Слайд 5ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального
стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного
общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)»
Зарегистрирован Минюстом России
6 декабря 2013 года.
Слайд 6Специальности:
педагог дошкольного образования (воспитатель);
педагог начальной школы;
педагог основной школы;
педагог старшей школы.
В
перспективе:
педагог дополнительного образования;
педагог системы профессионального образования.
Планируется:
педагог-психолог;
специальный педагог(дефектолог) в дошкольном учреждении
общего типа и массовой школе;
тьютор, оказывающий индивидуальную поддержку и сопровождение ребенка- инвалида.
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА
Слайд 7ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ
Введение должно неизбежно повлечь за собой изменение стандартов его
подготовки и переподготовки в высшей школе и в центрах повышения
квалификации.
От педагога нельзя требовать то, чему его никто никогда не учил.
С учетом различного уровня квалификации педагогов страны предусматривается процедура поэтапного введения профессионального стандарта педагога.
Предусматривается введение региональной и школьной компоненты, учитывающей как региональные особенности ( преобладание сельских школ, работа учителя в мегаполисе, моноэтнический или полиэтнический состав учащихся и т. п.), так и специфику реализуемых в школе образовательных программ (математический лицей, инклюзивная школа и т. п.).
Слайд 8Зачем нужен профессиональный стандарт педагога
Стандарт – инструмент реализации стратегии образования
в меняющемся мире.
Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода
отечественного образования на международный уровень.
Стандарт – объективный измеритель квалификации педагога.
Стандарт – средство отбора педагогических кадров в учреждения образования.
Стандарт – основа для формирования трудового договора, фиксирующего отношения между работником и работодателем.
Слайд 9Необходимость наполнения профессионального стандарта
новыми компетенциями:
работа
с одаренными учащимися.
работа в условиях реализации программ инклюзивного образования.
преподавание русского
языка учащимся, для которых он не является родным.
работа с учащимися, имеющими проблемы в развитии.
работа с девиантными, зависимыми, социально запущенными и социально уязвимыми учащимися, имеющими серьезные отклонения в поведении.
Слайд 10Стандарт должен:
соответствовать структуре профессиональной деятельности педагога;
не превращаться в инструмент жесткой
регламентации деятельности педагога;
избавить педагога от выполнения несвойственных функций, отвлекающих его
от прямых обязанностей;
побуждать педагога к поиску нестандартных решений;
соответствовать международным нормам и регламентам;
соотноситься с требованиями профильных министерств и ведомств,от которых зависят исчесление трудового стажа, начисление пенсий и т. п.
Слайд 11Характеристика стандарта
Рамочный документ, в котором определяются основные
требования к его квалификации.
Общенациональная
рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, внутренним стандартом образовательного учреждения, в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ.
Отражает структуру его профессиональной деятельности: обучение ,воспитание и развитие ребенка .
Существенно наполняет психолого-педагогическими компетенциями.
Выдвигает требования к личностным качествам учителя, неотделимым от его профессиональных компетенций: готовность учить всех без исключения детей, вне зависимости от их склонностей, способностей, особенностей развития, ограниченных возможностей.
Слайд 12Профессиональный стандарт призван:
Преодолеть технократический подход в оценке труда педагога.
Обеспечить координированный
рост свободы и ответственности педагога за результаты своего труда.
Мотивировать педагога
на постоянное повышение квалификации.
Слайд 13Область применения
профессионального стандарта
при приеме на работу в образовательное учреждение;
при проведении
аттестации педагогов образовательных учреждений региональными органами исполнительной власти, осуществляющими управление
в сфере образования;
при проведении аттестации педагогов самими образовательными организациями, в случае предоставления им соответствующих полномочий.
Слайд 14Цель применения профессионального стандарта
Определять необходимую квалификацию педагога
Обеспечить подготовку педагога для
получения высоких результатов его труда.
Обеспечить осведомленность педагога о предъявляемых к
нему требованиях
Содействовать вовлечению педагогов в решение задачи повышения качества образования
Слайд 15ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ педагога
документ, включающий перечень профессиональных и личностных
требований к учителю, действующий на всей территории Российской Федерации.
является
документом, определяющим требования к квалификации работника, необходимой для осуществления профессиональной деятельности
Слайд 16Содержание профессионального
стандарта педагога
часть
первая: обучение
Педагог должен:
Иметь высшее образование.
Демонстрировать знание предмета и программы обучения.
Уметь планировать, проводить уроки, анализировать их эффективность (самоанализ урока).
Владеть формами и методами обучения, выходящими за рамки уроков: лабораторные эксперименты, полевая практика и т.п.
Слайд 175. Использовать специальные подходы к обучению, для того чтобы включить
в образовательный процесс всех учеников: со специальными потребностями в образовании;
одаренных учеников; учеников, для которых русский язык не является родным; учеников с ограниченными возможностями и т.д.
6. Уметь объективно оценивать знания учеников, используя разные формы и методы контроля.
7. Владеть ИКТ-компетенциями
Слайд 18Часть вторая: воспитательная работа
Педагог должен:
1. Владеть формами и методами воспитательной
работы, используя их как на уроке, так и во внеклассной
деятельности.
2. Владеть методами организации экскурсий, походов и экспедиций.
3. Владеть методами музейной педагогики, используя их для расширения кругозора учащихся.
4. Эффективно регулировать поведение учащихся для обеспечения безопасной образовательной среды. 5. Эффективно управлять классами, с целью вовлечения учеников в процесс обучения и воспитания, мотивируя их учебно-познавательную деятельность.
Слайд 19. 6. Устанавливать четкие правила поведения в классе в соответствии
с уставом и правилами поведения в образовательной организации.
7. Оказывать всестороннюю
помощь и поддержку в организации ученических органов самоуправления.
8. Уметь общаться с детьми, признавая их достоинство, понимая и принимая их.
9. Уметь строить воспитательную деятельность с учетом культурных различий детей, половозрастных и индивидуальных особенностей.
Слайд 2010. Уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих)
учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка.
11.Уметь сотрудничать (
конструктивно взаимодействовать) с другими педагогами и специалистами в решении воспитательных задач.
12. Уметь анализировать реальное состояние дел в классе ,поддерживать в детском коллективе деловую дружелюбную атмосферу.
13. Уметь защищать достоинство и интересы учащихся, помогать детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях.
Слайд 21Часть третья: развитие
1. Готовность принять разных детей, вне зависимости от
их реальных учебных возможностей, особенностей в поведении, состояния психического и
физического здоровья. Профессиональная установка на оказание помощи любому ребенку.
2. Способность в ходе наблюдения выявлять разнообразные проблемы детей, связанные с особенностями их развития.
3. Способность оказать адресную помощь ребенку своими педагогическими приемами.
Слайд 224. Готовность к взаимодействию с другими специалистами в рамках психолого-медико-педагогического
консилиума.
5. Умение читать документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.).
6.
Умение составлять совместно с другими специалистами программу индивидуального развития ребенка.
7. Владение специальными методиками, позволяющими проводить коррекционно-развивающую работу.
8. Умение отслеживать динамику развития ребенка.
Слайд 239. Умение защитить тех, кого в детском коллективе не принимают.
10.
Знание общих закономерностей развития личности и проявления личностных свойств, психологических
законов периодизации и кризисов развития, возрастных особенностей учащихся.
11. Умение использовать в практике своей работы психологические подходы: культурно-исторический, деятельностный и развивающий.
12. Умение проектировать психологически безопасную и комфортную образовательную среду, знать и уметь проводить профилактику различных форм насилия в ОУ.
Слайд 2413. Владение элементарными приемами психодиагностики личностных характеристик и возрастных особенностей
учащихся, осуществление совместно с психологом мониторинга личностных характеристик ребенка.
14. Умение
(совместно с психологом и другими специалистами) составить психолого-педагогическую характеристику (портрет) личности учащегося.
15. Умение разрабатывать и реализовывать индивидуальные программы развития с учетом личностных и возрастных особенностей учащихся.
Слайд 2516. Умение формировать и развивать универсальные учебные действия, образцы и
ценности социального поведения, навыки поведения в мире виртуальной реальности и
социальных сетях, навыки поликультурного общения и толерантность, ключевые компетенции (по международным нормам) и т.д.
17. Владение психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью.
Слайд 2618. Умение формировать детско-взрослые сообщества, знание их социально-психологических особенностей и
закономерностей развития.
19. Знание основных закономерностей семейных отношений, позволяющих эффективно работать
с родительской общественностью.
Слайд 27Часть четвертая: профессиональные компетенции педагога, отражающие специфику работы в начальной
школе
Педагог в начальной школе должен:
Учитывать своеобразие социальной ситуации развития первоклассника
в связи с переходом ведущей деятельности от игровой к учебной, целенаправленно формировать у детей социальную позицию ученика.
Обеспечивать развитие умения учиться ( универсальных учебных действий) до уровня, необходимого для обучения в основной школе.
Обеспечивать при организации учебной деятельности достижение метапредметных образовательных результатов как важнейших новообразований младшего школьного возраста.
Слайд 284. Быть готовым, как самый значимый взрослый в социальной ситуации
развития младшего школьника, к общению в условиях повышенной степени доверия
детей учителю.
5.Уметь реагировать на непосредственные по форме обращения детей к учителю, распознавая за ними серьезные личные проблемы. Нести ответственность за личностные образовательные результаты своих учеников.
6.Учитывать при оценке успехов и возможностей учеников неравномерность индивидуального психического развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития детей младшего школьного возраста, а также своеобразие динамики развития учебной деятельности мальчиков и девочек.
Слайд 29Методы оценки выполнения профессионального стандарта педагога
Итоговая оценка профессиональной деятельности педагога
производится по результатам обучения, воспитания и развития учащихся. Производя такую
комплексную оценку, необходимо учитывать уровни образования, склонности и способности детей, особенности их развития и реальные учебные возможности.
Слайд 30Так, в оценке работы педагога с сохранными, способными учащимися в
качестве критериев могут рассматриваться высокие учебные достижения и победы в
олимпиадах разного уровня.
По отношению к учащимся, имеющим особенности и ограниченные возможности, в качестве критериев успешной работы педагогами совместно с психологами могут рассматриваться интегративные показатели, свидетельствующие о положительной динамике развития ребенка. (Был – стал.) Или, в особо сложных случаях (например, ребенок с синдром Дауна), о сохранении его психоэмоционального статуса.
Слайд 31Оценивая профессиональные качества педагога, необходимо обеспечить обратную связь с потребителями
его деятельности. В качестве таких потребителей выступают сами учащиеся и
их родители. Отсюда следует, что оценка деятельности педагога выходит за узкие ведомственные рамки и требует закрепления организационных форм и соответствующего им порядка проведения, обеспечивающего общественное участие в этой процедуре.
Слайд 32Оценка соответствия требованиям, предъявляемым к педагогу, может быть проведена посредством
внутреннего аудита, включающего анализ планов и отчетов, посещение проводимых им
уроков, или в иной форме. Сбор данных для оценивания может быть осуществлен посредством результативного опроса, выслушивания, наблюдений и анализа документов, записей и данных.
Слайд 33Внутренние аудиторы образовательного учреждения должны назначаться из числа наиболее уважаемых
и авторитетных педагогов данного учреждения и быть обучены принципам, процедурам
и методам проведения аудитов. Объем и частота проведения внутреннего аудита в отношении конкретного педагога устанавливаются самой образовательной организацией, исходя из ее политики в области повышения качества образовательных услуг.
Результаты внутренних аудитов должны учитываться при проведении государственной аттестации педагога и присвоении ему соответствующей категории.
Слайд 34Заключительные положения
Введение профессионального стандарта педагога предоставляет регионам РФ и образовательным
организациям дополнительные степени свободы, вместе с тем накладывая на них
серьезную ответственность.
Региональные органы управления образованием совместно с профессиональным сообществом могут разработать дополнения к нему. В свою очередь, образовательные организации имеют возможность к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и специфике ее деятельности. сформулировать свои внутренние стандарты, на основе которых нужно будет разработать и принять локальные нормативные акты, закрепляющие требования к квалификации педагогов, соответствующие задачам данной образовательной организации и спецификации ее деятельности.
Слайд 35Профессиональный стандарт педагога, помимо прочего- средство отбора педагогических кадров в
образовательные организации.
Наиболее эффективной формой отбора, выявляющей уровень квалификации персонала в
любой сфере деятельности является стажировка будущих сотрудников, как оптимальный способ введения его в профессию.
Повсеместное введение профстандарта не может произойти мгновенно, по команде сверху. Необходим период для его доработки и адаптации к нему профессионального сообщества. В связи с этим к документу прилагаются рекомендации по процедуре внедрения профессионального стандарта учителя.
Слайд 36Профессиональные икт- компетенции педагога
Это критерии оценки деятельности педагога при создании
необходимых и достаточных условий.
Во многих регионах России разрешаются или директивно
вводятся электронные журналы и дневники, обеспечивающие частичное погружение образовательного процесса в информационную среду (ИС).
ФГОС для начальной школы содержит в качестве требования к условиям образовательного процесса профессиональную ИКТ- компетентность учителя, в частности работу в ИС.
Слайд 37Психолого-педагогические требования к квалификации учителя
Необходимо усвоить ряд фундаментальных понятий
из психологии личности, возрастной и педагогической психологии, определяющих результаты образовательного
процесса, степень развития метапредметных компетенций, уровень и показатели социализации личности, ее развития, в том числе следующие:
Гражданская и социальная идентичность.
Уважение прав и свобод личности.
Система ценностей личности.
Образцы и нормы просоциального поведения, в том числе в виртуальной и поликультурной среде.
Слайд 38Показатели стадий и параметры кризисов возрастного и личностного развития.
Развитие
коммуникативной компетентности обучающихся.
Формирование системы регуляции поведения и деятельности обучающихся.
Формирование и становление учебной мотивации и системы универсальных учебных действий.
Особенности освоения и смены видов ведущей деятельности.
Формирование детско-взрослых сообществ.
Становление картины мира.
Слайд 39Внедрение стандарта
Шаг первый
Широкое обсуждение профессионального стандарта педагога всеми
заинтересованными сторонами: педагогами, администраторами всех уровней, экспертным сообществом, профсоюзами, родителями
учащихся и самими учениками.
Шаг второй
Запуск пилотных проектов, в которые добровольно входят территории, образовательные организации, педагогические
вузы и центры переподготовки учителей, заявляющие о
готовности в своей деятельности руководствоваться
профессиональным стандартом педагога.
Шаг третий
Полномасштабное введение профессионального стандарта педагога к сентябрю 2015года.