Слайд 1Профессиональный стандарт педагога- новое качество дошкольного образования
Овечкина Т.А., к.п.н., заведующий
«Института детства» СПб АППО
Слайд 3 Развитие дошкольного образования
Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ
«Об образовании в Российской Федерации» (введен с 01.09.2013 г.);
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования - ФГОС ДО (приказ МО и Н РФ от 17.10.2013 № 1155), введен в действие с 01.01.2014 г.)
Введение профессиональных стандартов (педагога и других категорий кадров ДОУ) ( с 2017 по 2019 г.)
Слайд 4Профессиональный стандарт
Профессиональный стандарт - это характеристика квалификации, необходимой работнику
для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.
Профессиональные стандарты применяются:
- работодателями при
формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства;
Слайд 5 Утвержденные профессиональные стандарты (педагогические кадры ДОУ)
Профессиональный стандарт «Педагог
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего
общего образования) (воспитатель, учитель)»
(приказ Минтруда России от 18 октября 2013 г. № 544н)
Профессиональный стандарт педагога-психолога (приказ Минтруда России от 24.07.2015 N 514н)
Профессиональный стандарт “Педагог дополнительного образования детей и взрослых» (приказ Минтруда РФ от 08.09. 2015 г. № 613н )
«Об утверждении профессионального стандарта «Инструктор-методист» (Приказ Минтруда России от 08.09.2014 N 630) (п. 3.2. Инструктор по физической культуре ДОО)
Слайд 6 Профессиональный стандарт
«Педагог (педагогическая
деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)»
(Утвержден приказом Минтруда РФ № 544 от 18.10.2013 г.)
Слайд 7Профессиональный стандарт педагога
(функциональная карта профессиональной деятельности)
Слайд 8Требования к квалификации воспитателя
Слайд 9Обучение
Трудовые действия:
Разработка и реализация программ (рабочих программ) в рамках основной
общеобразовательной программы ДОУ
Осуществление профессиональной деятельности в соответствии с требованиями ФГОС
ДО
Участие в разработке и реализация программы развития образовательной организации в целях создания безопасной и комфортной образовательной среды
Планирование и проведение занятий, других форм НОД
Организация, осуществление оценки индивидуальных достижений и результатов освоения основной образовательной программы обучающимися
Формирование мотивации к обучению
Слайд 10Необходимые умения:
Владение формами и методами обучения, выходящими за рамки занятий:
проектная деятельность, эксперименты, и т.п.
Умение разрабатывать (осваивать) и применять
современные психолого-педагогические технологии, основанные на знании законов развития личности ребенка
Умение использовать и апробировать специальные подходы к обучению, в целях включения в образовательный процесс всех обучающихся, в том числе со особыми потребностями в образовании: обучающихся, проявивших выдающиеся способности, обучающихся, для которых русский язык не является родным; обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Владение ИКТ-компетенциями:
Общепользовательская ИКТ-компетентность,
Общепедагогическая ИКТ-компетентность,
Предметно-педагогическая ИКТ-компетентность (отражающая профессиональную ИКТ-компетентность)
Слайд 11Необходимые знания:
Знание законодательства о правах ребенка, об образовании и федерального
государственного образовательного стандарта дошкольного образования;
Знание истории, теории, закономерностей и принципов построения
и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества;
Знание основных закономерностей возрастного развития, стадий и кризисов развития;
Знание основ методики обучения, основных принципов деятельностного подхода, видов и приемов современных педагогических технологий;
Знание приоритетных направлений развития образовательной системы Российской Федерации; законов и иных нормативных правовых актов, регламентирующих образовательную деятельность в Российской Федерации;
Знание Конвенции о правах ребенка;
Знание Трудового законодательства РФ.
Слайд 12Педагогическая деятельность по реализации программы дошкольного образования
Трудовые действия:
Участие в разработке основной образовательной программы ДОУ в соответствии с ФГОС ДО;
Участие в создании безопасной и психологически комфортной образовательной среды образовательной организации;
Планирование и реализация образовательной работы в группе детей раннего и/или дошкольного возраста в соответствии с ФГОС;
Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми образовательной программы;
Реализация педагогических рекомендаций специалистов (психолога, логопеда, дефектолога и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, а также с детьми с особыми образовательными потребностями;
Развитие профессионально значимых компетенций, необходимых для решения образовательных задач развития детей раннего и дошкольного возраста с учетом особенностей их развития;
Формирование психологической готовности к школьному обучению;
Создание позитивного психологического климата в группе и условий для доброжелательных отношений между детьми (в том числе с ограниченными возможностями здоровья);
Организовывать ведущие виды деятельности: игру, предметную, познавательно-исследовательскую, продуктивную, др.
Слайд 13Необходимые умения:
Организовывать конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создание
условий для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов;
Недирективная
помощь и поддержка детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности;
Умение применять методы физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста в соответствии с образовательной программой ДОУ;
Умение использовать методы и средства анализа педагогического мониторинга, позволяющие оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них качеств, необходимых для дальнейшего обучения на следующих уровнях образования;
Владение всеми видами развивающих деятельностей дошкольника (игровой, продуктивной, познавательной, др.)
Умение выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей раннего и дошкольного возраста, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;
Владение ИКТ-компетенциями, необходимыми для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;
Организация образовательного процесса на основе непосредственного общения с каждым ребёнком, с учетом его особых образовательных потребностей.
Слайд 14Необходимые знания:
Знание специфики дошкольного образования и особенностей организации работы с
детьми раннего и дошкольного возраста
Знание основных психологических подходов: культурно-исторического, деятельностного
и личностного; основ дошкольной педагогики, включая классические системы дошкольного воспитания
Знание общих закономерностей развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте
Знание особенностей становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте
Знание основ теории физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольного возраста
Знание современных тенденций развития дошкольного образования
Слайд 15 Новые компетенции воспитателя:
Организация образовательного процесса в соответствии с
ФГОС дошкольного образования;
Участие в разработке Программы развития ДОУ
Работа в
условиях реализации инклюзивного образования;
Освоение русского языка детьми, для которых он не является родным;
Готовность учить всех без исключения детей: работа с детьми, имеющими проблемы в развитии (ОВЗ), детьми-инвалидами, другими социально запущенными и социально уязвимыми детьми, имеющими серьезные отклонения в поведении…..
Слайд 16 Дополнения в Профессиональный стандарт педагога (воспитатель) (с 01.01.2020г.)
ВОСПИТАТЕЛЬ
(среднее или высшее профессиональное образование, без предъявления требований к стажу
работы)
СТАРШИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ-МЕТОДИСТ (высшее образование, стаж работы воспитателем 3-5 лет)
ВЕДУЩИЙ ВОСПИТАТЕЛЬ / ВОСПИТАТЕЛЬ-НАСТАВНИК (высшее образование, стаж работы старшим воспителем-3 года, или воспитателем 7-10 лет)
Слайд 17Переходный период по применению профессиональных стандартов (2017 – 2019г.) завершить
до 01.01.2020года
Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 № 584
«Об особенностях применения
профессиональных стандартов в части требований, обязательных для применения государственными внебюджетными фондами, государственными или муниципальными учреждениями, …..»
(вступило в силу с 01.07.2016 года)
Слайд 18«План по организации применения профессиональных стандартов»
План разрабатывается ОУ с учетом
мнения уполномоченного коллегиального органа управления учреждения и утверждается руководителем ОУ
Содержание
Плана (обязательное):
1) Список профессиональных стандартов, подлежащих применению в ОУ
2)Сведения о потребности в профессиональном образовании, профессиональном обучении, дополнительном профессиональном образовании (ПК, ПП)
3) Этапы применения профессиональных стандартов (на 2017, 2018, 2019 годы)
4)Перечень локальных нормативных актов и других документов ОУ, подлежащих корректировке, внесению дополнений, изменений с учетом требований профессиональных стандартов
Реализацию мероприятий Плана завершить до 1 января 2020 года.
Слайд 19Институт детства
Санкт-Петербург, 2017 год