Слайд 1Психологические аспекты воспитательной работы в школе
ГБОУ лицей г.Сызрани
Федеральный закон РФ
"Об образовании в Российской Федерации"
образование - единый целенаправленный процесс воспитания и обучения, являющийся общественно значимым благом и осуществляемый в интересах человека, семьи, общества и государства, а также совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов;
воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства
Слайд 3Психологические аспекты воспитательной работы в школе
По словам Я.А. Коменского, пренебрежение
воспитанием есть гибель людей, семей, государств и всего мира.
Что
призваны делать педагоги: обучать воспитывая или воспитывать обучая?
Слайд 4Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Школа — модель общества, где ученики
усваивают нормы отношений между людьми.
Слайд 5Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Воспитывайте детей, подавая им безупречный
пример.
Дети не любят наставлений и нотаций, они хотят видеть
ваши поступки, а не слушать ваши слова.
Слайд 6Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Слайд 7Психологические аспекты воспитательной работы в школе
И если речь
идет о воспитании, то воспитывать надо себя и только себя.
В ином случае, это или демагогия или вторжение в жизнь и личное пространство другого человека.
Слайд 8Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Хорошее воспитание – это
способность переносить плохое воспитание других
Слайд 9Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Задача учителя - научить. Но
не путем бесконечного вдалбливания, а именно своим примером. Потому что
наглядные уроки самые эффективные.
Слайд 10Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Я не великий актер, я
просто знаю как не надо играть
(Зиновий Герд)
Слайд 11Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Как не надо
воспитывать
Применять к учащемуся меры физического и психического насилия.
Опаздывать
на урок.
Выгонять ученика с урока.
пользоваться телефоном во время урока
Постоянно делать замечания и в резкой форме.
Часто использовать оценку «2»
Высказывать все свои негативные эмоции и не соблюдать речевой этикет
Перебивать в разговоре всех и всегда, потому что «Вы правы»
Слайд 12Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Вежливость воспитывается только вежливостью
(В. Джемс).
«Магическая десятка»: посчитай до десяти
прежде, чем дать волю своему гневу. И он покажется вам противным. (В. Джемс).
Слайд 13Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Слайд 14Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Притча
К Сократу
в Афины издалека приехал молодой человек, горящий желанием овладеть искусством
красноречия. Проговорив с ним несколько минут, Сократ потребовал с него за обучение ораторскому искусству двойную плату.
"Почему?" - задал вопрос удивленный ученик. "Потому, - ответил философ, - что мне придется обучать тебя не только говорить, но и тому, как молчать и слушать".
Слайд 15Психологические аспекты воспитательной работы в школе
На международной конференции, посвященной проблемам
образования, назвали несколько основных профессиональных качеств, присущих эффективно работающим педагогам,
среди которых (вторым по списку) стоит умение хорошо слушать.
Почему мы теряем и искажаем то, что говорит партнер по общению?
Слайд 16Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Содержание услышанного может быть значительно
искажено вследствие работы фильтров слушания :
наши установки на общение
с родителями и детьми «Родитель – причина всех проблем ребенка, поэтому он должен …»
наш опыт общения (зачастую негативный: «Все рано толку не будет от бесед»
уровень эмоциональной включенности в ситуацию (особенно в конфликтных ситуациях)
недостаточное развитие навыков слушания
Слайд 17Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Слайд 18Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Успешность работы педагога, сопряженной с
постоянными контактами с родителями и детьми, безусловно зависит от умения
общаться. Но часто мы сами разрушаем наши отношения.
Слайд 19Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Будьте внимательны к тому, что
вы говорите.
Взрослые недостаточно контролируют свои высказывания, когда разговаривают с
детьми. Некоторые, обращаясь к ребенку, называют его лентяем, глупцом, бездарью...
Этим воспитатели часто губят детей. Дети, поддаваясь внушению, через некоторое время действительно становятся нелюбознательными, ленивыми и неспособными.
Слайд 20Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Зачастую в сложных, напряженных ситуациях мы высказываем
резкие, негативные оценки в адрес учеников: «Вы всегда ведете себя так….», или
«Ты как всегда не готов…». На такие высказывания ученик обычно отвечает отрицанием, обидой, защитой.
Примером таких "разрушающих"
отношения эмоций могут быть
эмоции, выраженные в форме
упреков, претензий, требований,
обвинений, осуждения.
Слайд 21Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Схема «я-высказывания»
Описание ситуации, вызвавшей
напряжение: Когда я вижу, что ты…; Когда это происходит…; Когда я сталкиваюсь с тем, что…
Точное называние своего чувства: Я чувствую… (раздражение, беспомощность, горечь, боль, недоумение и т.д.); Я не знаю, как реагировать…; У меня возникает проблема…
Называние причин: Потому что… ; в связи с тем, что…
Когда я сталкиваюсь с тем, что… я чувствую… потому что…
Эта техника предназначена для очень эмоциональных ситуаций, для моментов разногласий.
Слайд 22Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Слайд 23Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Если вам приходится наказывать ребенка,
ваш взгляд не должен выражать ни злобы, ни враждебности: ребенок
быстро забудет наказание, но никогда не забудет ваш взгляд, полный ненависти и злобы.
Ваши наказания должны быть продиктованы не тем, что у вас «лопнуло терпение», а желанием дать понять ребенку, что для его же блага существуют правила, которые нужно соблюдать.
Слайд 24Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Неси детям добрую энергию и
всегда помни, что "ученик - это не сосуд, который необходимо
наполнить, а факел, который надобно зажечь".
Чаще улыбайся.
Помни: твоя улыбка свидетельствует детям о том, что встреча с ними тебе приятна, улыбка создает у людей общее позитивное настроение.
Слайд 25Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Помните, что наивысший педагогический успех
– это улыбка на лице
ученика.
Слайд 26Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Не воспитывай слишком самонадеянных -их
будут избегать;
слишком скромных -их не будут уважать;
слишком болтливых
-на них не будут обращать внимания;
слишком молчаливых -с ними не будут считаться;
слишком суровых - от них отмахнутся;
Будь всегда выдержан, терпелив, уравновешен
Слайд 27Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Не презирай слабого детеныша, он
может оказаться сыном тигра. (монгольская пословица)
Слайд 28Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Слайд 29Психологические аспекты воспитательной работы в школе
Слайд 30Психологические аспекты воспитательной работы в школе