Слайд 1Психологические особенности адаптации младших школьников
к условиям и требованиям школы
Попова
Екатерина Владимировна –
заместитель директора по коррекционно-методической работе ГОУ «Краевой
центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции», педагог-психолог.
Слайд 2
«Быть готовым к школе – не значит уметь читать,
писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть
готовым всему этому научиться»
Л.А. Венгер
Слайд 3«Школьная адаптация»
приспособление ребенка к первичному учебному коллективу (классу), нормам поведения
и взаимоотношений в новом коллективе;
происходит включение ребенка в
систему взаимоотношений класса с его традициями, нормами жизни, ценностными ориентациями.
Слайд 4
Виды школьной адаптации:
Физиологическая адаптация.
Социально-психологическая адаптация.
Слайд 5Признаки адаптации ребенка к школе:
удовлетворенность ребенка процессом обучения;
степень
легкости, с которой ребенок справляется с программой;
степень самостоятельности ребенка
при выполнении им учебных заданий;
удовлетворенность межличностными отношениями с одноклассниками и учителем.
Слайд 6Что же поможет ребенку «всему этому научиться»?
мотивационная готовность;
личностная
готовность;
интеллектуальная готовность;
социально-психологическая готовность.
Слайд 71. Охотно ли ваш ребенок идет в школу?
2. Вполне ли
он приспособлен к новому режиму, принимает ли как должное новый
распорядок?
3. Переживает ли свои учебные успехи и неудачи?
4. Делится ли с вами своими школьными впечатлениями?
5. Каков преобладающий эмоциональный характер впечатлений?
6. Как преодолевает трудности при выполнении домашней работы?
7. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу?
8. Справляется ли с учебной нагрузкой? (Степень напряжения.)
9. Как по сравнению с прошлым годом изменилось его поведение?
10. Жалуется ли на беспричинные боли, и если да, то как часто?
11. Когда ложится спать? Сколько часов в сутки спит? Изменился ли (если да, то как) по сравнению с прошлым годом характер сна ?
Слайд 8Возможные сложности периода адаптации к условиям и требованиям школы
режимные трудности
(они заключаются в относительно низком уровне произвольности регуляции поведения, организованности);
коммуникативные
трудности (чаще всего наблюдаются у детей, имеющих малый опыт общения со сверстниками, проявляются в сложности привыкания к классному коллективу, к своему месту в этом коллективе);
проблемы взаимоотношений с учителем;
проблемы, связанные с изменением семейной обстановки.
Слайд 9Хроническая неуспешность
Причины, приводящие к неуспешности:
недостаточная подготовленность ребенка к школе;
повышенный
уровень тревожности;
завышенные ожидания родителей.
Слайд 10Уход от деятельности
ребенок сидит на уроке и в то же
время как бы отсутствует, не слышит вопросы, не выполняет задания
учителя;
уход в себя, в свой внутренний мир, фантазии;
средство удовлетворения игровой потребности и потребности во внимании со стороны взрослых.
Как помочь?
Уделять внимание к ребенку: больше наблюдать, меньше воспитывать.
Дать возможность ребенку развернуть во вне деятельность воображения: творческая деятельность (рисунок, конструирование, лепка).
Создавать ситуации успешности, оказывать эмоциональную поддержку.
Слайд 11Негативистская демонстративность.
Характерна для детей с высокой потребностью во внимании
со стороны окружающих, взрослых;
Внимание в любой форме - безусловная ценность
для ребенка, которой лишен родительской ласки, любви, понимания, приятия;
Любые эмоциональные проявления со стороны взрослого, как положительные (похвала, доброе слово), так и отрицательные (крик, замечание, укоры) служат подкреплением, провоцирующим демонстративное поведение.
Слайд 12Вербализм
Дети, развивающиеся по такому типу отличаются высоким уровнем развития
речи и задержкой мышления.
Сопряжен с высокой самооценкой ребенка и
завышенной оценкой со стороны взрослых его способностей.
Необходимо:
больше внимания уделять развитию образного мышления: рисунки, конструирование, лепка, аппликация, мозаика.
Основная тактика: придерживать речевой поток и стимулировать продуктивную деятельность.
Слайд 13Ребенок «ленится»
мотивация избегания неудач, неуспеха ("не буду делать, у
меня не получится, я не умею");
общая замедленность темпа деятельности,
связанная с особенностями темперамента;
высокий уровень тревожности, низкая самооценка.
Слайд 14Помощь родителей в адаптации ребенка
к школьному обучению
помочь ребенку вжиться
в позицию школьника, сформировать «внутреннюю позицию школьника»;
выстроить режим дня школьника;
развивать
учебную мотивацию;
развивать навыки общения.
Слайд 15Не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию
или кружок.
Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15
минут.
Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день.
Показывайте ребенку, что его любят таким, каков он есть, а не его достижения.
Нельзя никогда (даже в сердцах) говорить ребенку, что он хуже других.
Следует по возможности честно и терпеливо отвечать на любые вопросы ребенка.
Старайтесь каждый день находить время, чтобы побыть наедине со своим ребенком.
Учите ребенка свободно и непринужденно общаться не только со своими сверстниками, но и со взрослыми.
Слайд 16никогда не сравнивать ребенка с другими детьми;
сравнивать ребенка только
с ним самим и хвалить только за одно: улучшение его
собственных результатов;
искренне интересоваться школьной жизнью ребенка, уделять внимание отношениям ребенка с другими детьми, подготовке и проведению школьных праздников, дежурства и т.п.;
подчеркивать, выделять в качестве чрезвычайно значимой ту сферу деятельности, где ребенок наиболее успешен.
Слайд 17Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
Будьте честны в оценках
своих чувств к ребенку.
Всегда говорите ребенку правду, даже когда вам
это невыгодно.
Оценивайте только поступки, а не самого ребенка.
Не добивайтесь успеха силой. Принуждение есть худший вариант нравственного воспитания. Принуждение в семье создает атмосферу разрушения личности ребенка.
Признавайте права ребенка на ошибки.
Думайте о детском банке счастливых воспоминаний.
Ребенок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.
Хоть иногда ставьте себя на место своего ребенка, и тогда будет понятнее, как вести себя с ним.
Слайд 18ОБСУЖДАЙТЕ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ
Что изменилось в твоей жизни с момента поступления
в школу?
Что значит быть школьником?
Зачем нужно учиться?
Что такое правила и
принципы школьной жизни?
Где в школе находятся: класс, столовая, библиотека, туалеты, кабинет врача и т.д.?
Как себя вести на уроках и на переменах?
Как готовиться к урокам?
Как работать с учебниками?
Каким должно быть рабочее место дома?