Слайд 1«Развитие творческих способностей младшего школьника. Придумывание сказок.»
Из опыта работы
учителя
начальных классов ГОУ СОШ № 222
г.Москва САО
Вахтиковой
Галины Сергеевны
Слайд 2«Ребёнок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира.
Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках,
ярких и трепетных звуках, в сказке, игре, в собственном творчестве, в красоте. Через сказку, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребёнка».
В. А. Сухомлинский
Слайд 3«Философская энциклопедия»
определяет творчество
как деятельность, порождающую «нечто новое, никогда ранее
не бывшее».
Слайд 4
Сказка –это особенный жанр в литературе, т.к. это ориентированное на
вымысел произведение.
Детская сказка всегда была совершенно особым жанром народных
сказок и служила не только средством забавы сочиняющих ребятишек, но и одним из важнейших средств развития мышления детей и освоения ими опыта предыдущих поколений.
Слайд 51 этап.
Анализируя текст изучаемых нами русских народных сказок, мы обратили
внимание на
уместность встречающихся повторов;
своеобразие сказочных выражений: «ни в сказке
сказать, ни пером описать», «и я там был, мед, пиво пил…», «свистнул молодецким посвистом, гаркнул богатырским покриком…» и др.;
с каких слов начинаются сказки : «однажды…», «в некотором царстве, в некотором государстве…», «жили-были…» и др.;
какими словами обычно заканчиваются сказки : «жили они долго и счастливо…», «вот и сказке конец, а кто слушал молодец» и др.
Слайд 62 этап.
Также мы проанализировали структуру сказочного повествования
Чаще всего всё
начинается с дороги – завязка сюжета (царь отправляется на войну,
родители уезжают в город, герой отправился на поиски чего-то или кого-то и др.)
Встречает преграду, которая влечёт беду для героя, ему приходят на выручку другие персонажи.
Получение волшебного средства (если волшебная сказка ): транспортное средство, кольцо, дудочка, люди, животные.
Проявление могущества волшебным средством (гребешок превращается в лес, тыква в карету).
Одержание победы, не только при помощи силы, но и при помощи смекалки, милосердия и др.
Счастливый конец.
Слайд 73 этап.
Самостоятельное сочинение сказок учащимися.
придумать собственный сюжет, оригинальные образы,
новых героев и др.,
соблюдать четкую последовательность изложения событий.
На этом этапе каждому ребенку необходимо выполнять двойную задачу:
Слайд 8
Сочинение сказок.
1 - «Продолжи сказку »
*Задание
– придумать продолжение уже известной народной, или авторской сказки (Что
могло бы произойти с героями дальше)
Мы пробывали придумать продолжение к следующим сказкам :
«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне лебеди.» (А. С. Пушкин)
«Иван Царевич и Серый Волк» (русская народная сказка)
«Конек-Горбунок» (П. П. Ершов)
«Гадкий утёнок» (Г.Х.Андерсен)
«Листопадничек.»(И.С. Соколов-Микитов)
Слайд 92 – Создание сказки по заданным условиям.
На уроке окружающего мира
ребята изучали тему
«Круговорот воды в природе». После возникла идея
– создать сказку «Путешествие капельки».
Условие – капелька должна превратиться в какое-либо иное состояние (из жидкого в твёрдое, или газообразное) и вновь вернуться в то же состояние и, возможно, на то же место, откуда начала путешествие.
Слайд 103 - Создание сказки, используя дополнительно подобранный материал (информацию из
различных источников: книги, энциклопедии, интернет и т.п.)
В рамках общешкольного проекта
птицы 1 апреля в международный день птиц ребята в классе написали познавательные и увлекательные сказки.
В этих сказках главными героями были сами учащиеся, поэтому все сочинения от первого лица. Но или по волшебству, или во сне, или в мечтах ребята оказались птицами.
Дома дети подготовились к написанию такой работы. С помощью книг, энциклопедий, интернета они нашли нужную информацию о внешности птиц, их местообитании, повадках. А благодаря своей фантазии научные статьи ребята смогли превратить в сказки.
Название такой сказки выбрали коллективно –«Как я был(а) птицей».
Слайд 124 - Сказка на свободную тему, но с заданной идеей.
Этот - вершина словесного творчества ребёнка. Он должен самостоятельно придумать
название сказки , персонажей, условия для действия героев, само действие: зачин, кульминацию, концовку. Ребенок учится использовать свой жизненный опыт, передавать его в связном повествовании. У него формируется умение понятно, четко, последовательно излагать свои мысли.
Слайд 13Каждая работа – результат детского самовыражения в слове, которое не
может и не должно быть гладким и ровным. Это форма
мысли и творчества.
Слайд 14 Коллективный проект
учащихся 4 «В» класса.
«Сказочный дом»
Руководитель
проекта:
Вахтикова Галина Сергеевна
Слайд 15Цель проекта:
Научить детей самостоятельно придумывать сказки, развивая их творческие
способности.
Создание сборника сочинений «Сказочный дом».
Слайд 16Задачи проекта:
Обучающие: умение анализировать сказку (вид, стилистические особенности, структура), учить
анализировать поступки героев, давать им характеристики.
Развивающие: развитие речевого творчества детей,
развитие мышления, воображения
Воспитывающие: воспитывать нравственные чувство( доброе отношение к другому, бережное отношение к природе, трудолюбие и т.д.) воспитывать чувство самостоятельности (минимум помощи со стороны), чувство коллективизма(общее дело), активность, интерес к литературным произведениям и творчеству.
Научиться анализировать авторскую/ народную сказку, чтобы в этом же стиле создать её продолжение.
Научиться работать с различными информационными источниками при составлении своего сочинения.
Научиться самостоятельно сочинять сказку/рассказ, используя свою фантазию, опираясь на свои жизненный и читательский опыт, передавая это в связном повествовании.
Слайд 17Гипотеза: творческие работы учащихся по следам изученных ранее произведений
углубляют читательские впечатления, приучают детей тренировать воображение, реализовывая собственное художественное
отношение детей к прочитанному.
Продукт: Сборник сказок, сочинённых учащимися.
Слайд 18НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
ЛИЧНОСТНЫЕ
Умение оценивать свои и чужие поступки,
стремление к созидательной деятельности
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ
Умение добывать, преобразовывать и представлять
информацию
КОММУНИКАТИВНЫЕ
Умение донести свою позицию, понять других.
РЕГУЛЯТИВНЫЕ
Умение организовывать свои дела: ставить цель, планировать, получать и оценивать результат
Слайд 19По следам придуманного…
Сказка коллективного сочинения «Путешествие волшебной палочки»
Слайд 21Оформление
книжки-малютки
«Времена года»
Работа редколлегии.
Слайд 22 Интеграция
Математика (сказки про
цифры, геометрические фигуры и т.д.)
Русский язык (буквы алфавита, звуки, написание
словарных слов и т.п.)
Окружающий мир (явления природы)
Предметы эстетического цикла (спор или дружба красок, нот, инструментов и т.п.)
Слайд 23Оформление.
Книжки-малютки
Большая книга сказок
Сонники
КЛАССный журнал
Газета
Комиксы
Оформление стенда «Живое слово»
Рубрика на сайте класса/школы
Слайд 24
Инсценировка
Создание фильма
Создание мультфильма
Создание диафильма
Слайд 25Творите, выдумывайте, пробуйте!
Спасибо за внимание!