системно-деятельностного подхода в подготовке выпускников 9 класса к сочинению на лингвистическую тему
Вахрушева Наталья Анатольевна
Учитель русского языка и литературы
МКОУ ХМР СОШ с. Кышик
2015
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО РАЙОНА
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
с. КЫШИК
Слайд 2 Что требуется от ученика
Истолковать смысл высказывания автора, прокомментировать
его слова;
Найти в исходном тексте 2 примера языковых средств, упомянутых
(или подразумеваемых) в цитате и определить их роль в тексте;
Аргументировать в сочинении свой ответ найденными примерами из прочитанного текста;
Логично выстроить всю работу и грамотно её написать.
Слайд 3Прилагательное «лингвистический» произошло от слова «лингвистика».
Лингви́стика (языкозна́ние, языкове́дение; от лат. lingua
— язык) — наука, изучающая языки.
Рассуждение о различных лингвистических понятиях, например,
о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Слайд 4
Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки
к огэ
1 этап – анализ критериев оценивания сочинения на лингвистическую
тему.
2 этап – обобщение теоретического материала.
3 этап – знакомство с темами работ.
4 этап – повторение темы «Рассуждение как стиль речи».
5 этап – создание собственного текста на основе различных планов с использованием речевых клише.
Слайд 7Лингвистические явления - аргументы
Слайд 8Очень важно, чтобы учащиеся не путали понятия «тема», «проблема», «комментарий
проблемы», «идея», «авторская позиция» и «аргументация». Для этой цели на первых
этапах подготовки к выполнению части С мы предлагаем ребятам выполнять подготовительную работу.
Слайд 9СЛОВАРНАЯ РАБОТА
«Мнение — собственное суждение по предложенной проблеме; взгляд,
очка зрения.
Проблема текста — основной вопрос, поставленный в тексте, требующий
изучения, разрешения. Проблема может быть сложная, важная, серьезная, актуальная, злободневная, острая, назревшая, экологическая, философская и т.д.
Проблематика — совокупность проблемных вопросов.
Слайд 10СЛОВАРНАЯ РАБОТА
Комментарий проблемы - толкование основного вопроса исходного текста.
Позиция автора
- отношение автора к поставленной проблеме(-ам), герою(-ям) (т.е. то, что
думает автор, как сам отвечает на поставленный проблемный вопрос)
Аргумент - довод, суждение, приводимые в доказательство высказанной мысли.
Аргументировать - доказывать»
Слайд 11Алгоритм выполнения задания предполагает четыре основных шага:
1. О чем текст? (Ответив
на этот вопрос, ты найдешь проблемы)
2. Над каким вопросом автор
рассуждает больше всего? (Ты найдешь основную проблему)
3. Как сам автор отвечает на поставленный вопрос?
Слайд 12Групповая дифференцированная работа над анализом текста.
Формы работы при
подготовке к написанию сочинения-рассуждения:
Слайд 13Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения:
Составление «скелета» сочинения.
Выделяем опорные слова, которые необходимо употреблять при выдвижении тезиса, приведении
аргументов, написании вывода.
Слайд 14 Написание образца (создаем вместе с учениками текст, который можно
оценить высшим баллом). Такой образец помогает ученикам увидеть структуру работы.
Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Слайд 15Рецензирование учениками написанных работ.
Оценка собственных сочинений
Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Слайд 16Формы работы при подготовке к написанию сочинения-рассуждения
Взаимопроверка :
«Чужие ошибки легче
заметить»
Слайд 17 Как использовать клише
Выбирать из списка предложенных конструкций те,
которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного
текста.
Правильно включить информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
Продумать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Слайд 18Несоразмерность частей композиции;
Затянутое вступление;
Недостаточный объём основной части;
Слишком большой объём концовки;
Отсутствие
какой-либо композиционной части (вступления, заключения);
Недостаточная последовательность изложения (перескакивание с одного
объекта на другой);
Несоответствие построения текста адресату, целями и задачами автора.
Ошибки: