Слайд 1Плакат как средство пропаганды здорового образа жизни среди учащихся
Автор:
учащиеся 7-х классов МОУ СОШ №44»
Ленинского района г.
Саратова
Руководитель: учитель физической культуры »
Аксенова В.В.
Слайд 2ЦЕЛЬ ПРОЕКТА
Актуализация и развитие знаний учащихся о здоровом образе жизни.
Воспитание ответственного отношения к своему здоровью. Развитие умения и навыков
в исследовательской деятельности. Активизация творческой деятельности учащихся. Научиться пользоваться литературой для поиска необходимой информации. Формирование умения применять компьютерные технологии для проведения исследований, обработки и представления результатов
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА
Формирование позитивного общественного мнения о здоровом образе жизни как необходимом условии жизнедеятельности человека; формирование информационного банка данных рекламных материалов, посвящённых теме здорового образа жизни при активном участии учащихся; формирование у учащихся личной ответственности за сохранение и укрепление собственного здоровья
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА
Проект может быть осуществлен на уроках ИЗО или в рамках кружковой работы по изобразительному искусству.
Слайд 3Пропаганда здорового образа жизни, как и пропаганда физкультуры и спорта,
в современном обществе выходит на новую качественную ступень, находя активную
поддержку на правительственном уровне. 24 марта 2014 года Владимир Путин подписал указ о возрождении системы ГТО («Готов к труду и обороне»).
Слайд 4Процесс зарождения советского физкультурно-спортивного движения протекал сложно, но уже в
20-е годы физическая подготовка рассматривалась как средство оздоровления и физического
воспитания народа.
Слайд 5 История ГТО началась весной 1930 г., когда
в газете «Комсомольская правда» впервые появились слова: «Готов к труду
и обороне». «Крепкие мышцы, зоркий глаз нужны каждому трудящемуся!» - говорилось тогда в обращении. Призыв газеты вызвал горячий отклик среди населения .
В 1931 году журнал «Физкультура и спорт» объявил конкурс на эскиз главного «физкультурного знака» страны. Победил 15-летний школьник Г. Тактаров – именно его изображение стало эталонным.
Слайд 6Пропаганда здорового образа жизни в СССР осуществлялась всеми доступными на
тот момент средствами массовой информации (агитационные плакаты, печать, радио, а
затем и телевидение)
Слайд 7Плакат – это художественное произведение, в котором идея выступает наиболее
обнажённо и обострённо. Плакат, в том числе и самодеятельный, - важная и наиболее оперативная форма наглядной агитации: в случае необходимости он может быть выпущен немедленно, по горячим следам какого-либо события, например, для пропаганды сдачи норм ГТО. Очень сильным было эмоциональное воздействие плаката на аудиторию. Уже в 30-е годы появились агитационные плакаты, пропагандирующие пользу физических упражнений и здорового образа жизни
Пшеничников В., 1927г.
Слайд 8 При слове плакат (от лат. placatum – объявление )
в воображении сразу возникает большой лист с броским рисунком и
короткой надписью, оказывающий сильное эмоциональное воздействие на аудиторию. 1933г.
Слайд 9Агитация (лат.- agitatio — приведение в движение) — устная, печатная и наглядная деятельность, воздействующая на
сознание и настроение людей с целью побудить их к политическим или
другим действиям
Корецкий В.,
1935г.
Слайд 10В советском изобразительном искусстве агитплакат - особенно после Октябрьской революции
1917 года - самое распространенное явление. Он позволял донести до
широких масс всю необходимую информацию о событиях в стране и за рубежом. Оформлением агитплакатов часто занимались известные советские художники: Родченко, Тоидзе, Кустодиев, Черемных, Малютин, Дейнека.
Тоидзе И.М., 1956г.
Слайд 12К литературной составляющей привлекали многих советских поэтов. Среди них самым
известным был В.В.Маяковский, работавший над широко известными «Окнами РОСТА» -
серией агитплакатов. Они были ярко нарисованы и содержали одну, реже две ключевые фразы.
Слайд 13Основными моментами агитплаката стали:
• красочность, яркость;
• минимальное содержание слов при их внешней
выразительности;
• четко поставленная и выраженная ключевая мысль;
• узнаваемость образов;
• индивидуальность шрифта
1933г.
Слайд 16Цель плаката – призывать и убеждать, а потому он должен
быть мгновенно привлекающим внимание, предельно ясным и кратким.
Голованов Л., 1947г.
Слайд 17В общем потоке плакатов следует выделить произведения, непосредственно обращённые к
школьникам. Уже в первые годы Советской власти в Госиздате была
образована специальная редколлегия детского педагогического отдела. Эта редколлегия выпускала плакаты, обращённые к подросткам: «Учись работать, жить учись!», «К свету и знаниям, юные пролетарии!» и многие, многие другие. Основное место занимали плакаты, призывающие к занятиям спортом, здоровому образу жизни, овладению военными знаниями. Перед нами примеры таких плакатов.
Слайд 21В годы войны отчеканился художественный стиль советского плакатного искусства. Наш
плакат всегда был лаконичным и выразительным. Его даже издали легко
воспринимал быстро идущий человек. На листе плаката обычно помещались одна – две фигуры, их действие подчёркивалось характерным движением. Лучшие плакаты отличались чёткостью силуэта центральной группы, применяемые цвета были яркие и в своём сочетании усиливали выразительность изображения.
Слайд 23Однако образ спортивного, физически развитого и здорового человека, сформированный в
советский период, утратил свою актуальность в 90-е гг. XX в.
. В этот период СМИ пропагандируют обществу другие средства для поддержания и сохранения здоровья – пищевые добавки, препараты для похудения, массажёры, Ситуация начала меняться в начале XXI в., когда в 2002 г. была принята новая концепция пропаганды в СМИ здорового образа жизни, а в 2009 г. начала действовать федеральная программа «Здоровый образ жизни».
Слайд 24 Назрела необходимость вспомнить про ГТО - всесоюзный физкультурный
комплекс, составляющий основу советской системы физического воспитания. Цель его -
укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие людей, подготовка их к трудовой деятельности и защите Родины.
Слайд 25 Многие школы, гимназии и ВУЗы страны провели
конкурсы на лучший агитационный плакат по теме «Готов к труду
и обороне» с целью пропаганды здорового образа жизни и привлечения всех возрастных групп населения к сдаче норм Всероссийского физкультурно-спортивного конкурса «ГТО». В этих конкурсах приняли участие города: Красноярск, Миасс Челябинской области, Архангельск, Майкоп и многие другие. Дети нашей школы после работы, проведённой на уроках физической культуры и изобразительного искусства, так же проявили большой интерес к предстоящей сдаче норм ГТО и пропаганде здорового образа жизни и занятий спортом и приняли самое живое участие в конкурсе плаката «Готов к труду и обороне». В данной презентации представлены детские эскизы агитационного плаката. Из множества работ для данного проекта были отобраны рисунки следующих детей : Мариевская Элеонора, Зябина Александра, Земскова Светлана.
Слайд 34
Итак, плакат встречает зрителя на улицах
и дорогах, в общественных и производственных зданиях, подчас в самых
неожиданных местах, при искусственном освещении и под открытом небом. И во всех этих условиях он должен нести большую идею, глубокое содержание подать крайне обобщённо, сконцентрировано. Плакат – это всего лишь один лист, который в кратчайшее время должен сказать много, сосредоточив глубокое содержание в одном простом изображении. Поэтому плакату свойственны предельная эмоциональность, лаконичность и заострённость образа, условность композиции и цветового решения.
В заключение можно сказать, что плакат до сих пор не потерял своей значимости в деле пропаганды и распространения идей и привлечения к ним внимания масс, формирования личных мотивов для занятий физическими упражнениями, привлечения населения к здоровому образу жизни.
Слайд 35Используемая литература и интернет-ресурсы:
1. Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО)». Указ Президента РФ от 24 марта 2014 г. №172. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70519520/.
2.А.С. Щипанов Юным любителям кисти и резца. Плакат». «Просвещение», 1981г.
3.Б.Воронецкий, Э. Кузнецов, «Шрифт», «Художник РСФСР», Ленинград, 1967г. 3. Н.Д. Дубовер. Эволюция концептуальных подходов к пропаганде здорового образа жизни в отечественных СМИ XX – начале веков XXI // Северо-Кавказский психологический вестник. 2009г.
3. А.В. Филатов. «Некоторые вопросы организации и управления системой Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (ГТО) в современных условиях // Физическая культура, спорт, туризм: научно-методическое сопровождение : материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Пермь, 2014. С. 328-332. 4. Обсуждаем Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс. URL: http:// www.fizvosp/ru
5.Русинова М.П. Проблемы эффективной пропаганды ВФСК ГТО.
http:// timuriego.com/fisicheskoe-rasvitie.html
http:// sobesednik.ru/politics/20140324-zachem-vladimir-putin-vozrozhdaet-gto