Слайд 1ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ – ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА В РАЗВИТИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ.
«Именно
в процессе общения происходит становление школьника как личности, рост его
самосознания, формирование познавательных способностей, нравственное, умственное и речевое развитие.»
Слайд 2Речь – это один из видов общения. Речь разнообразна.
1.
Внешняя речь – это речь-общение:
- диалог;
- монолог.
2.
Внутренняя речь – это речь мысленная.
Слайд 3Речь должна отвечать определенным требованиям.
Правильность
Ясность (Доступность)
Чистота
Точность
Выразительность
Богатство
Слайд 4Внешняя речь бывает устная и письменная.
Выделяют четыре основных вида речевой
деятельности:
Чтение
Аудирование
Устная речь
Письменная речь
Слайд 5Рассмотрим механизмы речевой деятельности.
- Потребность общения – это первое
условие речевого развития.
- Детям нужно дать образцы речи или
создать речевую среду – это второе условие.
- И наконец, третье условие. Богатство речи во многом зависит от обогащения ребенка различными представлениями и понятиями, от его жизненного опыта.
Слайд 6Речь – очень широкая сфера деятельности человека.
Выделяют четыре уровня работы
по развитию речевой деятельности учащихся.
Произносительный уровень.
Лексический уровень или словарная работа.
Грамматический
уровень – построение словосочетаний и предложений.
Уровень текста (связная речь).
Слайд 71. Произносительный уровень – произносительная работа планируется по трем направлениям:
- техника – к ней относится правильное дыхание, дикция;
-
орфоэпия – оптимизация практического усвоения младшими школьниками орфоэпических норм русского литературного языка;
- интонация – звуковое средство языка, с помощью которого говорящий и слушающий выделяют в потоке речи высказывание и его смысловые части.
Слайд 8Учет индивидуальных дефектов речи помогает определить основные направления по их
преодолению.
1.Проведение артикуляционной гимнастики, направленной на развитие укрепления мышц губ, языка,
челюстей, рта.
2.Организация практического усвоения орфоэпических норм русского литературного языка.
3.Совершенствование интонационных умений учащихся.
Слайд 92.Лексический уровень или словарная работа. Задачами данного уровня являются:
-
количественное накопление в памяти слов с пониманием всех его оттенков
значения;
- задача активности, готовности словаря к речевой деятельности, т.е. быстрого и точного выбора слов, включение их в предложения и текст в прямом и переносном значении.
Слайд 10Источники обогащения словаря младшего школьника:
- Речевая среда в семье, среди
друзей.
- Речевая среда (книги, газеты, радио, телевидение, интернет).
Учебная работа в
школе (учебники, тетради, речь учителя).
Словари, справочники.
Слайд 113.Грамматический уровень.
На первое место выдвигается механизм построения синтаксических
конструкций: словосочетаний и предложений.
Слайд 12Виды речевых упражнений со словосочетаниями:
установление связей внутри словосочетания, фиксация этих
связей на письме;
толкование значений словосочетаний вне предложения и в нем;
систематическое
изображение связей между словами в словосочетании, то есть моделирование;
составление словосочетаний разнообразных типов и тематики, выбор подчиненных слов по ассоциации;
выделение устойчивых сочетаний, толкование их значений, употребление в речи;
исправление речевых ошибок в словообразовании;
редактирование текста.
Слайд 13Виды речевых упражнений с предложениями:
составление предложений по вопросам;
составление предложений аналогичных
данному;
восстановление деформированного текста;
соединение 2-3 предложений в одно;
заучивание стихотворений и прозы.
Слайд 144. Уровень текста.(связная речь)
На данном уровне учащиеся должны уметь:
а) Понять,
осмыслить тему, выделить ее, найти границы.
б) Собирать материал: отбирать то,
что важно и отбрасывать второстепенное.
в) Располагать материал в нужной последовательности, строить рассказ, писать сочинение по плану.
г) Пользоваться средствами языка в соответствии с литературными нормами и задачами высказывания, а также исправлять, совершенствовать написанное.
Слайд 15В практике начального обучения приняты следующие виды текстовых упражнений:
устный пересказ
прочитанного;
различные текстовые выступления: сообщения, доклады, диалоги, обсуждения;
различные импровизации: рассказы из
жизни, сочинение сказок и рассказов, пословиц и загадок;
сочинение по картинам, по плану, по началу и концу, по заданной схеме сюжета;
записи по наблюдениям, ведение дневников;
различные виды драматизации, инсценировка рассказов;
статьи в газеты, отзывы о прочитанном, презентации.
Слайд 16Выводы:
Развитие речевой деятельности учащихся происходит на всех уровнях обучения.
Однако, основной базой для решения задач являются уроки русского языка
и литературного чтения.
Целенаправленная подготовка к уроку: правильная постановка целей, продуманность подбора материала, обязательное введение пословиц, новых слов, создание условий для свободных высказываний, внимательное отношение к речи учащихся ведут к повышению эффективности развития речевой деятельности учащихся.