Слайд 1Речевое развитие ребенка
Младшая группа (3 – 4 года)
Развитие словаря. Различают
и называют части предметов, их качества (величину, цвет, форму, материал),
некоторые сходные по назначению предметы (туфли - ботинки), понимают обобщающие слова: игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель.
Развитие грамматического строя речи.
Морфология: Согласуют слова в роде, числе, падеже, употребляют существительные с предлогами: в, на, под, за.
Словообразование: Употребляют существительные в форме ед. и мн. ч., обозначающие животных и их детенышей; употребляют форму мн. числа существительных в род. падеже (ленточек, яблок, рук).
Синтаксис: Употребляют предложения однородными существительными, учатся правильно согласовывать снова в предложении.
Развитие связной речи. Односложно отвечают на вопросы взрослого при рассматривании предметов, картин, иллюстраций; повторяют за взрослым рассказ из 3 - 4-х предложений, составленный об игрушке или по содержанию картины; участвуют в драматизации отрывков из знакомых сказок.
Слайд 2Речевое развитие ребенка
Старшая группа (5 – 6 лет)
Развитие словаря. Употребляют
существительные, обозначающие названия профессий; прилагательные, обозначающие признаки предметов; наречия, характеризующие
отношение людей к труду; глаголы, характеризующие трудовую деятельность людей; слова со сходным значением, с обобщающим значением. Прилагательные, существительные, глаголы, наречия, предлоги употребляют правильно и точно по смыслу.
Развитие грамматического строя речи.
Морфология: Совершенствуется умение согласовывать в предложении существительные с числительными, прилагательными; формируется умение использовать несклоняемые существительные.
Словообразование: Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных, однокоренные слова (по образцу).
Синтаксис: Продолжают учиться составлять простые, сложные предложения, учатся пользоваться прямой и косвенной речью.
Развитие связной речи. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Поддерживают непринужденную беседу, задают вопросы, правильно отвечают на них. Развивается умение связно, последовательно пересказывать небольшие литературные произведения без помощи взрослого, самостоятельно составлять небольшие рассказы о предмете, по картине, по набору картинок, по плану, образцу, из личного и коллективного опыта, передавая хорошо знакомые события; небольшие рассказы творческого характера.
Слайд 3Речевое развитие ребенка
Средняя группа (4 – 5 лет)
Развитие словаря. Употребляют
существительные, обозначающие профессии; глаголы, обозначающие трудовые действия; определяют и называют
местоположение предмета (слева, справа, между, около, рядом), время суток, характеризуют состояние и настроение людей; используют существительные, обозначающие названия частей и деталей предметов; прилагательные, обозначающие свойства; наиболее употребительные глаголы, наречия, предлоги.
Развитие грамматического строя речи.
Морфология: Совершенствуется умение правильно использовать предлоги. Употребляют формы повелительного наклонения глаголов: хотеть, бежать, ехать, лежать.
Словообразование: Образуют форму мн. числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употребляют их в им., род. падежах (котята - котят), правильно используют форму мн. ч. род. п. существительных.
Синтаксис: Правильно согласуют слова в предложении, учатся использовать простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
Развитие связной речи. Пересказывают небольшие рассказы и сказки, знакомые и вновь прочитанные, составляют небольшие рассказы о предмете по содержанию сюжетной картины, совершенствуется диалогическая речь. Поддерживают беседу: правильно по форме и содержанию задают вопросы, отвечают на поставленные вопросы.
Слайд 4Речевое развитие ребенка
Подготовительная группа (6 – 7 лет)
Развитие словаря. Расширяется
запас слов, обозначающих названия предметов, действий, признаков. Используют в речи
синонимы, антонимы, существительные с обобщающим значением. Употребляют разные части речи точно по смыслу.
Развитие грамматического строя речи.
Морфология: Закрепляется умение согласовывать существительные с числительными, прилагательными и местоимения с существительными.
Словообразование: Образуют (по образцу) существительные с суффиксами, глаголы с приставками, сравнительную и превосходную степень прилагательных. Совершенствуется умение образовывать однокоренные слова.
Синтаксис: Используют в речи разнообразные синтаксические конструкции и виды предложений.
Развитие связной речи. Совершенствуется диалогическая и монологическая речь. Закрепляется умение отвечать на вопросы и задавать их, формируется культура речевого общения. Ребенок самостоятельно, выразительно, без повторов передает содержание литературных текстов, используя различные средства выразительности. Дальнейшее развитие получает умение составлять рассказы о предмете (по плану, составленному коллективно и предложенному взрослым), по картине, серии сюжетных картинок, умение составлять небольшие рассказы из личного опыта, рассказы творческого характера и небольшие сказки.
Слайд 5 Речевое развитие
ребёнка.
Активная речь ребёнка проходит несколько этапов развития. Самым первым проявлением
речи ребёнка является крик.
2 - 3 мес. На смену крику приходит гуление. Гуление –произнесение
гласных звуков, близких к а,ы,у. возможно в сочетании с
согласным г. Это этап активной подготовки речевого
аппарата к произношению звуков. Одновременно
осуществляется процесс развития понимания речи,
малыш учится управлять интонацией.
7 – 9 мес. Ребёнок произносит серии одинаковых слогов: (дя-дя-дя),
(ба-ба-ба),(ма-ма-ма). Это проявление речи называется
лепетом.
9–11 мес. Малыш подражает звукам речи взрослых.
11-13 мес. Появляется несколько осознанно употребляемых
ребёнком слов. Это двусложные слова, состоящие из
одинаковых слогов:(мама),(дядя) и т. д. Количество
слов к двум годам значительно увеличивается (около
300 слов различных частей речи).
2 – 3 года. В 2 года начинается овладение фразовой речью,
появляются первые предложения. Длина предложений
и грамотность их построения увеличиваются очень
быстро. Внутренний мир ребёнка расширяется за
пределы данного места и времени, бурно развивается
воображение. К 3,5 годам словарь ребёнка насчитывает
больше 1000 слов.
Слайд 6Признаки нарушения речевого развития.
К концу 1- го месяца ребёнок
никогда не кричит перед кормлением.
К концу 4-го месяца он
не улыбается, когда с ним разговаривают, не гулит.
К концу 5-го месяца не пытается, находясь на руках у матери, отыскивать те предметы и тех людей, которых она называет, не прислушивается к музыке.
К 7 месяцам не узнаёт голоса близких, не может правильно реагировать на интонации, не отдаёт предпочтение мелодичным погремушкам.
К концу 9-го месяца у него нет лепета и он не может повторять за взрослыми различные звукосочетания и слоги, подражая интонации говорящего.
К концу 10-го месяца малыш не машет головой в знак отрицания либо ручкой в знак прощания.
К году он не может произнести ни слова, не может выполнить простейшие просьбы («покажи», «принеси» ), не способен адекватно реагировать на похвалу и на замечания по поводу неправильного поведения.
К 1 году 4 месяцам не может адекватно ситуации употреблять слова «мама» и «папа».
К 1 году 9 месяцам не может произнести 6 осмысленных слов.
К 2 годам ребёнок не может показать части тела, которые ему называет взрослый. Не выполняет сложные просьбы: «Сходи на кухню и принеси чашку» , не узнаёт близких на фотографиях.
К 2,5 годам не понимает разницу между словами «большой» и «маленький»
К 3 годам не понимает короткие стихи, рассказы, сказки, не пытается их пересказать, не может показать, какая линия самая длинная, не может ответить на вопрос, как его имя и фамилия.
В 4 года не знает названия цветов, не считает в пределах пяти, не слушает длинные сказки, не может рассказать ни одного стихотворения.
Слайд 7Почему у ребёнка возникло нарушение речи.
Причины речевых нарушений разнообразны,
их множество. Что вызвало нарушение речи в вашем случае, определит
точно только логопед. Возможно, потребуется и консультация невропатолога, а также ортодонта и отоларинголога. Готовясь к консультации со специалистами, вы сами можете предположить причину дефекта речи вашего ребёнка.
Очень часто ребёнку уделяется недостаточно внимания. Как правило, в такой семье очень молодая мама, которая не совсем понимает, что ребёнку нужно ежеминутное общение и что с ним нужно заниматься. Ребёнок оказывается заброшенным. Другой вариант: родители целыми днями работают, а ребёнок находится на попечении не очень грамотной бабушки. Сюда же можно отнести и воспитание детей родителями, увлекающимися спиртными напитками или наркотическими средствами. Всё это называется педагогическая запущенность. Если причина только в этом, то у вас так называемый неосложнённый вариант недоразвития речи и справиться с ним гораздо проще, чем с осложненным вариантом.
Осложненной считается картина задержки речевого развития, когда собственно речевой дефект сочетается с рядом негативных факторов в период беременности и родов. Это может быть токсикоз во время беременности, инфекционные заболевания и интоксикации, перенесённые будущей мамой, несовместимость крови матери и плода по резус-фактору или групповой принадлежности. Причиной могут быть и преждевременные роды, «кесарево сечение» (не стоит считать его безвредным для ребёнка), затяжные роды, асфиксия (недостаточность кислородного снабжения мозга вследствие нарушения дыхания) и т. п. Неблагоприятные роды, как правило, ведут к родовой травме неврологического характера (синдром повышенного внутричерепного давления, неврозоподобный синдром, синдромы двигательных расстройств и пр.).
Один из самых распространенных диагнозов на сегодняшний день – перинатальная энцефалопатия (ПЭП). Это понятие объединяет
Слайд 8различные по происхождению поражения головного мозга до, во время или
после родов. Диагноз не означает неполноценность ребёнка и недолжен слишком
сильно пугать родителей. Однако нельзя все оставить как есть. Родителям необходимо внимательно наблюдать за малышом и выполнять все рекомендации врача-невропатолога. Часто ПЭП, особенно недолеченный, становится причиной речевых нарушений.
Негативными для развития речи ребёнка являются частые болезни, инфекции, травмы, аллергии, желудочно-кишечные заболевания в раннем периоде развития ребёнка (до 2,5 - 3 лет).
Не последнюю роль в речевых дефектах играет наследственный фактор (кто-то в семье имеет дефекты речи, занимался в детстве с логопедом).
Причиной нарушений речи может быть и снижение слуха.
Выше рассматривались только невидимые причины. Существуют ещё и видимые, которые вы легко сможете определить сами.
Это различные врожденные или возникшие в результате травм расщелины нёба, губ («заячья губа»), деформации зубов. Сюда же относится и неправильный прикус, когда верхнее или нижняя челюсть заметно выдаются вперёд. Сейчас таких детей становится всё больше, так как мамы не хотят или не способны естественно вскармливать ребёнка. А соски-пустышки часто формируют неправильный прикус.
Ещё хуже, если ребёнок не удовлетворяет полностью свой сосательный рефлекс из-за отсутствия естественного вскармливания. В этом случае для удовлетворения своих потребностей он сосёт палец. продолжаться Следствие этого - самые невообразимые улыбки и «каша во рту».
Ещё одна видимая причина – короткая подъязычная уздечка. Можете рассмотреть её перед зеркалом. Поднимите вверх язык, и вы увидите мышечное образование. В норме длина уздечки 1,5 см. Если уздечка укорочена, движения языка ограничены. Ребёнок с очень короткой уздечкой порой не может даже поднять язык вверх. Следовательно, звукопроизношение нарушается.
Очень часто невидимые причины нарушений речи сочетаются с видимыми.