Слайд 1Рейтинговая система оценивания достижений учащихся
(материалы к выступлению на методическом семинаре)
Выполнила
                                                            
                                    
зам.директора по УВР МОУ Нижнецасучейская СОШ
Иванова Ирина Валерьевна
                                                                    
                            							
							
							
						 
											
                            Слайд 2Недостатки 5-ти балльной системы оценки знаний учащихся («Стратегия модернизации содержания
                                                            
                                    
общего образования»)
Нет эталона для сравнения, измерения и объективного оценивания знаний.
                                    
  Обостряются отношения между учителем и учащимся. 
  Отсутствие системы оценивания, ориентированной на индивидуальную, проектную, опытно- экспериментальную, творческую работу подростков. 
 Отсутствие целенаправленной работы, направленной на развитие у учащихся способностей к самоконтролю и самооценке. 
 Контрольно-оценочный механизм остается целиком и исключительно в руках педагога и направлен на внешний контроль, сопровождаемый соответствующими санкциями, а не на педагогическую поддержку учащихся. 
 «Субъективизм» и «авторитарность» системы контроля и оценивания.
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 3Достоинства балльной системы 
  Оценки интуитивно понятны. 
 
                                                            
                                    
  
 Оценки просты в употреблении. 
Оценки удобны для
                                    конкурсов, вступительных экзаменов, статистики, отчетности и т.п. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 4Рейтинговая технология оценивания знаний учащихся
Рейтинг – отнесение к тому или
                                                            
                                    
иному классу, разряду, показатель успешности чего-либо (англ. rating – оценка).
                                    В образовании рейтинг - ранжирование обучающихся в группе по результатам комплексной, суммарной оценки их достижений в течение процесса обучения. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 5Что дает рейтинговая система ученику? –
 новую возможность: 
 
                                                            
                                    
  самому распоряжаться своим временем; 
 выбирать порядок выполнения
                                    учебных заданий; 
 самостоятельно планировать их выполнение; 
постоянно получать информацию об успешности своих академических результатов; 
 сравнивать уровень своих знаний с уровнем знаний других обучающихся; 
 углубляться в интересующие его области науки. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 6Как составить рейтинг? 
Разделить учебный материал на структурно-логические самостоятельные модули
                                                            
                                    
(логические блоки); 
Определить нормативные баллы на все задания (или правила
                                    начисления баллов); 
Установить минимальное количество баллов по каждому виду учебной деятельности, которое должен набрать обучающийся. 
Составить для обучающихся свод правил и положений, на основе которых будет производиться оценивание - рейтинговый регламент; 
На основе программных средств организовать учет успеваемости обучающихся и расчет их рейтингов; 
В конце четверти выставить общую оценку, представляющую собой сумму рейтинговых оценок за отдельные модули. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 7Прежде всего необходимо определиться с выбором рейтинга. Возможны следующие виды:
                                                            
                                    
рейтинг по предмету или по ряду предметов; 
рейтинг по предмету
                                    общий или отдельно по теоретическим вопросам, отдельно по решению задач и по дополнительным баллам; 
рейтинг временной — за некоторый промежуток времени (четверть, полугодие, год и т.д.) или тематический — по отдельным разделам (темам) . 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 8Для внедрения рейтинговой системы в рамках конкретной темы необходимо выполнить
                                                            
                                    
следующие действия: 
Определить перечень понятий, которые учащиеся должны усвоить в
                                    данной теме и определить уровень их усвоения. 
репродуктивный: данное понятие ученик должен воспроизвести в том виде, в котором оно было озвучено на уроке учителем, записано в учебнике, тетради. 
продуктивный: ученик на уроке должен на основе данного понятия выполнить типовые упражнения, ответить на вопросы (то есть понимать) 
частично поисковый – ученик на основе понятия не только выполняет типовые упражнения, но и переносит данное понятие в новые условия для решения не стандартных задач. 
творческий: ученик в ходе исследования, мысленного или математического эксперимента, открывает для себя новые знания (понятия) 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 9
В скобках указывается уровень усвоения, предлагаемый для наиболее подготовленных учащихся
                                                            
                                    
(в качестве дополнительных заданий). Так же необходимо отметить понятия указанные
                                    в минимальных требованиях по предмету. Отмеченные понятия соответствую отметке «удовлетворительно» по данной теме. 
Определить перечень умений и навыков, которые в соответствии с тематическим планированием ученику необходимо овладеть. Отметить уровень усвоения каждого из перечисленных умений, отметить обязательные умения в соответствии с обязательными требованиями по предмету. 
Определить тип контроля (устный зачёт или опрос, письменная работа, диктант, практическая или лабораторная работа и т. д.), а так же уровень их сложности. Например, наименее сложные работы, требующие простого запоминания, оцениваются не более 5 баллов. Работы, подразумевающие выполнение типовых (стандартных) упражнений имеют стоимость 10 баллов. Контроль, содержащий элементы творческих заданий, оценивается 15 баллов. Итоговые контрольные работы имеют цену в размере 30-50 баллов (в зависимости от сложности и величины темы). Практическая работа, хоть и считается наиболее сложной, оценивается в 10 баллов, т. к. выполнятся учащимися в группах или парах. 
                                
                            							
								
							 
														
						 
											
                            Слайд 10Принципы разработки заданий:
60% контрольного задания должны включать только понятия и
                                                            
                                    
умения (навыки) включённые в обязательный минимум (стандарт) по предмету (отметка
                                    “ 3”). 
40% заданий основаны на понятиях, умениях (навыках) выше стандартных (отметка “ 4” и “ 5”) 
В любой форме контроля (кроме диктантов и опроса) предусмотрены дополнительные задания частично-поискового и творческого уровня, выполнив которые, учащиеся могут получить дополнительные баллы 
Без предварительного предупреждения учащихся производится проверка письменных домашних заданий. Количество рейтинговых баллов зависит от периода проверки и склонностей, данного класса к регулярному выполнению домашнего задания. Какое количество баллов ученик может набрать за каждое задание должно быть отражено в “Таблице стоимости”. 
 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 11Также нужно решить ряд вопросов: 
Полностью ли Вы хотите перейти
                                                            
                                    
на рейтинговую систему или будете использовать ее параллельно с общепринятой
                                    оценочной системой? 
Будете ли Вы учитывать действия, которые напрямую не относятся к учебному процессу? Если учитывать, то какова их доля в итоговом балле (итоговой отметке)? 
Чем больше действий будет учтено, тем лучше для объективности отметки. 
                                
                            							
														
						 
											
                            Слайд 12
Таким образом, при рейтинговой системе оценивания достижений учащихся можно применять
                                                            
                                    
самые разнообразные формы и методы организации учебно-познавательной деятельности, но самое
                                    главное – вызвать у учеников интерес к предмету и пробудить желание заниматься в дальнейшем.