Слайд 1МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НОВОУЛЬЯНОВСКАЯ ВСШ № 2»
АБРАМЦЕВСКИЙ КРУЖОК
Учитель русского
языка
и литературы
Фомичева Т.Ю.
Новоульяновск, 2016 г.
Слайд 2 «Плох тот народ, который не помнит, не ценит и
не любит своей истории»
(В.М. Васнецов).
Слайд 3Единство искусства Серебряного века - в парадоксальном сочетании старого и
нового, уходящего и нарождающегося (конец 19 - начало 20 вв.).Происходит
синтез искусств – музыки, живописи, скульптуры, народного искусства. И это очень важно, т.к. эти виды искусства призваны дополнять друг друга: литература – мысль, живопись – образ, музыка – настроение, - по которым мы можем определить мысль и воссоздать образ.
Искусство – зеркало эпохи. Что не передаст документ и не воспроизведет историк, доносят до потомков художники, музыканты (эмоциональный тон эпохи, ее настроение).
В эпоху Серебряного века возникают художественные объединения .Одним из таких объединений был Абрамцевский кружок, получивший свое название от названия усадьбы.
Слайд 4
МАМОНТОВСКОЕ АБРАМЦЕВО
30 лет (1870 – 1900 гг.) усадьба ,расположенная близ
Сергиева Посада, принадлежала Савве Ивановичу Мамонтову. Любители искусств собирались летом
в имении .Кружок, никогда не бывший официальным обществом, просуществовал с 1878 по 1893 г. Здесь были организованы мастерские старинных художественных ремесел, ставились любительские спектакли (способствовавшие созданию в 1890-х гг. Московской частной русской оперы).
Слайд 5Абрамцевский (Мамонтовский) художественный кружок - это название получили представители творческой
интеллигенции, в основном московской, объединившиеся вокруг известного предпринимателя и мецената.
«Мало знать, надо чувствовать привлекательность родной красоты! Надо во всей глубине переживать и показывать в картинах поэзию родной жизни и родных людей»- так говорил Савва Мамонтов.
Это носилось в воздухе 70-80-х годов XIX века. Такова была атмосфера эпохи, столь же нравственная, сколь и поэтическая, что мы ныне узнаем в пейзажах Левитана, в портретах Серова, в картинах Репина, Поленова, Васнецовых, Нестерова, Коровина, Врубеля.
Слайд 6САВВА ИВАНОВИЧ МАМОНТОВ
(1841 – 1918)
Потомственный купец, выросший в промышленника,
меценат, человек щедрой души, яркой самобытности, удивительного эстетического вкуса, он
обессмертил свое имя искренним и бескорыстным служением русской культуре. Масштаб и значимость личности Мамонтова были понятны русскому обществу уже в начале XX века. Его при жизни называли «Саввой Великолепным»
Слайд 7ЕЛИЗАВЕТА ГРИГОРЬЕВНА МАМОНТОВА
(1847-1908 г.)
Верная сподвижница ,жена Саввы Елизавета Григорьевна, открыла
в Абрамцеве школу, где учили крестьянских детей и столярно-резническую мастерскую.
Выпускникам мастерской вручались инструменты для открытия своего дела.
Слайд 8Чтобы талантливые живописцы, музыканты не заботились о быте, Мамонтов построил
здесь «Культурный поселок», состоявший из деревянных домов – мастерских.
Жизнь
в Абрамцево била ключом. С утра художники работали. За обедом кипели разговоры обо всем на свете. Вечером – музицирование, спектакли, поставленные силами хозяев и гостей.
Слайд 9Васнецов Виктор и Васнецов Апполинарий
В 1881 году братья Васнецовы впервые
приехали в Абрамцево. Виктор – старший брат –здесь создал лучшие
картины :«Поле битвы», «Аленушка», эскизы декораций и костюмов к «Снегурочке», рисунки церкви и образа для нее… начаты «Богатыри».
Излюбленная тема Апполинария– русская старина, древняя Москва. Для Частной оперы Мамонтова им были выполнены потрясающие декорации (особенно для «Хованщины» Мусоргского).
Слайд 11МИХАИЛ ВРУБЕЛЬ (1856-1910Г.)
Русский художник, прославивший своё имя практически во всех
видах и жанрах изобразительного искусства: живописи, графике, декоративной скульптуре и
театральном искусстве. Всему хорошему в своей жизни Врубель обязан Савве Мамонтову. Мамонтов его вытащил из нищей и бедной жизни в Киеве. В Абрамцеве Врубель обрёл понимание и душевный покой, получил возможность спокойно работать. В кабинете Мамонтова художник пишет «Демона».
Слайд 13 Есть такое выражение «врубелевские глаза». «Царевна-Лебедь» – один из
наиболее поэтичных женских образов в искусстве Врубеля. В ней воплощена
женская тоска по счастью, большому и светлому человеческому чувству
Слайд 14Валентин Серов (1865-1911)
Я хочу, хочу отрадного, и буду писать только
отрадное”, — говорит Серов. И он создает в Абрамцеве шедевр
русской школы живописи, как “Девочка с персиками” (1887), изобразив дочь С. И. Мамонтова — Веру.
“Девочка с персиками” — лирическая поэма о светлой юности, созданная талантом и молодостью двадцатидвухлетнего художника, безмерно влюбленного в жизнь и лучшее её порождение — человека.
Слайд 16ПОЛЕНОВ ВАСИЛИЙ
Поленовы брат и сестра – Василий и Елена
были здесь знаковыми фигурами . В Абрамцеве они жили, писали,
сочиняли музыку.
«Здесь русский дух, здесь Русью пахнет». Этими пушкинскими словами передал атмосферу, царившую в Абрамцеве Поленов.
Слайд 17
НА ЛОДКЕ
ВЕРХНИЙ ПРУД
ОСЕНЬ В АБРАМЦЕВО
Слайд 18Елена Поленова(1850 – 1898)
Елена Поленова
одна из первых русских художниц – иллюстраторов, график, живописец, мастер
декоративно-прикладного искусства. Серьезно занималась изучением и иллюстрированием русских народных сказок.
Здесь в Абрамцеве она вместе с Елизаветой Мамонтовой начала создавать музей народного искусства, собирая по деревням предметы крестьянского быта, образцы ткачества, вышивки, зарисовывая орнаменты.
Слайд 20АБРАМЦЕВО-КУДРИНСКАЯ РЕЗЬБА
В 1884 г. при школе грамотности, основанной женой Саввы
Мамонтова, была организована столярная мастерская ,которую возглавила Елена Поленова. Среди
выпускников был и будущий основатель абрамцево-кудринского промысла Василий Петрович Ворносков. Так возникла абрамцево-кудринская резьба. Художественные бытовые деревянные изделия с плоско-рельефной резьбой (ковшы, декоративные блюда, тарелки для хлеба). В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы.
Слайд 21Абрамцевская гончарная мастерская
В гончарной мастерской, организованной Саввой Мамонтовым работали обученные
гончарному делу юноши, выполнявшие в основном печные изразцы и художественные
изделия по эскизам членов абрамцевского кружка. Савва Иванович увлечется майоликой так серьезно, что поставит работу своей гончарной мастерской на промышленный уровень – превратит ее в небольшой гончарный завод и перевезет его в Москву. Этот небольшой завод Мамонтов назовет Абрамцевым.
Слайд 22Майолика – разновидность керамики, изготавливаемой из обожжённой глины с использованием расписной
глазури. В технике майолики изготовляются как декоративные панно, наличники и т. п. ,
так и посуда и даже монументальные скульптурные изображения.
Слайд 23У Мамонтова родилась идея построить в усадьбе церковь .За разработку
проекта взялись Васнецов,Репин,Поленов. Все дружно работали на строительстве: резали орнаменты
по камню, писали иконы, выкладывали мозаикой пол…
Удачная получилась церковь.
Слайд 25В 1885 г. Мамонтов решил открыть оперу. Первой постановкой стала
«Русалка» Даргомыжского. В труппу пригласили молодого солиста Мариинского театра Федора
Шаляпина. Именно здесь раскрылось его дарование как великого певца и драматического актера. В 1898 г . мамонтовская оперная труппа выехала на гастроли в Петербург и покорила столицу. Победа над имперской оперой была полной.
Слайд 26За всю историю человечества лишь немногих людей природа наградила огромным
количеством самых разных талантов. Еще меньше было тех, кто сумел
достойно применить в жизни такой щедрый дар судьбы. Мамонтов - промышленник, строитель железных дорог, музыкант, писатель, скульптор, режиссер - человек, говоривший, что его самый главный талант - это «находить таланты». После Саввы Ивановича Мамонтова остались его железные дороги, остался культурный феномен XIX века - Абрамцево.
Слайд 27« АБРАМЦЕВО…ПРЕЖДЕ ВСЕГО ЕСТЬ ДУХОВНАЯ ИДЕЯ, КОТОРАЯ НЕУНИЧТОЖАЕМА… ЕСЛИ БУДЕТ
ЖИВА ИДЕЯ АБРАМЦЕВА, НЕ ВСЕ ПОГИБЛО».
ФИЛОСОФ ОТЕЦ ПАВЕЛ ФЛОРЕНСКИЙ:
Слайд 28ЧЕРЕЗ МНОГО ЛЕТ СТАНИСЛАВСКИЙ НАЗОВЁТ МАМОНТОВА СВОИМ УЧИТЕЛЕМ. МАМОНТОВА МОЖНО
СЧИТАТЬ ОСНОВАТЕЛЕМ ЦЕЛОЙ ТЕАТРАЛЬНОЙ И ОПЕРНОЙ ШКОЛЫ. ЕГО ИМЯ СТАЛО
НАРИЦАТЕЛЬНЫМ В КОНТЕКСТЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ И МЕЦЕНАТСТВА, НО САВВА МАМОНТОВ БЫЛ НЕ ЛУКАВЫМ ИНВЕСТОРОМ, КОТОРЫЙ НАЖИВАЕТСЯ НА ИСКУССТВЕ. ИНВЕСТОРОМ ОН БЫЛ СЛАБЫМ, ЕГО ТЯГА К ПРЕКРАСНОМУ В УЩЕРБ БИЗНЕСУ ПОГУБИЛА РЕЖИССЕРА, МЕЧТАТЕЛЯ И БОЛЬШОГО УМНИЦУ САВВУ.
Слайд 29МАМОНТОВ ЖИЛ КАКОЙ-ТО БЕЗУМНОЙ МЕЧТОЙ О ПРИОРИТЕТЕ ПРЕКРАСНОГО НАД БЫТОВЫМ.
Слайд 30
ЧЕЛОВЕК, КОТОРЫЙ ПОДНЯЛ РУССКОЕ ИСКУССТВО
ЦЕНОЙ СОБСТВЕННОЙ ЖИЗНИ.
Слайд 31 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
http://ru.wikipedia.org/wiki/
http://www.traceboard.ru/study/list.php?SECTION_ID=30
1. Лотман
Ю.М. Беседы о русской культуре Сиб 2004.
2. Стернин Г.Ю.
Художественная жизнь России второй половины XIX в. М.: 1997.
3. Рябцев Ю.С. « История русской культуры: художественная жизнь и быт XVII- XIX вв».М.: 1997.