Слайд 1Родительское собрание на тему:
«Проблемы адаптации
обучающихся
10 класса»
Слайд 4Психофизиологические особенности десятиклассников
Адаптация – это приспособление строения и функций
организма, его органов и клеток к условиям среды, это постоянный
процесс приспособления индивида в условиям социальной среды.
Слайд 5
Смысл адаптационного периода в школе состоит в том, чтобы сделать
естественный процесс адаптации более интенсивным.
Цель адаптационного периода - помочь ребятам
освоится с с новой учебной ситуацией.
Слайд 6Задачи адаптационного периода для десятиклассников:
- принятие позиции «ученик-старшеклассник»;
- принятие новичков
в коллектив;
- поиск личностного смысла и мотивации учения для каждого
десятиклассника;
- узнавание специфики мира юноши и мира девушки;
- организация самопознания и доброжелательной, конструктивной обратной связи.
Слайд 7Физиологические особенности:
Ранняя юность (от 14-15 до 18 лет) – в
буквальном смысле слова "третий мир", существующий между детством и взрослостью.
Биологически это период завершения физического созревания, которое проявляется в возникновении вторичных половых признаков, росте тела в длину, окружности грудной клетки, бёдер, увеличении мускульной силы и массы, отвердении скелета .
Слайд 8Эмоционально- личностная сфера:
Глубинный смысл поиска дружбы в ранней юности тесно
связан с поиском защищенности, понимания, со стремлением познать самого себя,
свое место среди людей, свое будущее. Но именно потому, что дружба столь важна и столь необходима, у старшеклассников возникает немало проблем и сложностей, связанных с ней.
Слайд 9Эмоционально- личностная сфера.
Благодаря застенчивости, которая мешает раскрывать свои самые интимные
переживания даже лучшему другу (а винят в этом нередко его
самого). И потому порой, у старшеклассников чувств, эмоций бывает значительно больше, чем слов, которыми они могут их выразить. Пройти "школу" дружбы должен каждый человек, иначе он будет не готов к другим видам человеческих отношений – любви, семейным привязанностям.
Слайд 10Общение
Исследования показывают, что большая часть юношей и девушек ощущает настоятельную
потребность в близком, доверительном общении со взрослыми. Не со всеми,
а с теми, кого они уважают. А уважают они в первую очередь тех взрослых, которые относятся с уважением к ним.
Это могут быть и учитель, и родитель, и знакомые семьи, и родители сверстников, и просто знакомые взрослые.
Слайд 11Познавательные процессы и способности юношеского возраста
1. Сильная склонность юношеского стиля
мышления к отвлеченному теоретизированию, созданию абстрактных теорий, на увлечение философскими
построениями и т.д. Развитие абстрактно-логического мышления знаменует появление не только нового интеллектуального качества, но и соответствующей потребности.
Склонность к абстрактному мышлению типична главным образом для юношей. Хотя девочки в этом возрасте лучше учатся и превосходят мальчиков по успеваемости, их познавательные интересы менее определены и дифференцированы и они лучше решают конкретные, чем абстрактные задачи.
Слайд 12Познавательные процессы и способности юношеского возраста
Объем внимания, способность длительно сохранять
его интенсивность и переключать его с одного предмета на другой
с возрастом увеличивается. Вместе с тем внимание становится более избирательным, зависящим от направленности интересов.
Слайд 13При переходе в десятый класс каждый ребёнок сталкивается со многими
новыми для него фактами. А ситуация новизны всегда тревожна. Школьник
переживает эмоциональный дискомфорт, находится в состоянии внутренней напряженности и настороженности, затрудняющей принятие как интеллектуальных, так и личностных решений. Такое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к тому, что именуется школьной дезадаптацией. Школьная дезадаптация – это образование неадекватных механизмов приспособления ребенка к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии.
Школьная дезадаптация
Слайд 14Вопросы анкеты:
1.Как ты чувствуешь себя в школе?
2. С каким настроением
ты идешь в школу?
3. Если бы тебе сказали, что завтра
в школу необязательно приходить всем ученикам, как бы ты поступил?
4. Как ты относишься к тому, что у вас отменяют уроки?
5. Как ты относишься к домашним заданиям?
6. Хотел бы ты, чтобы в школе были одни перемены?
7. Рассказываешь ли ты о школе своим родителям?
8. Как ты относишься к своему классному руководителю?
9. Есть ли у тебя друзья в классе?
10. Как ты относишься к своим одноклассникам?
Слайд 15Высокой уровень школьной мотивации – 0 обуч.
Хорошая школьная мотивация и
учебная активность - 6 обуч.
Положительное отношение к школе, но школа
привлекает больше внеучебными сторонами – 2 обуч.
Низкая школьная мотивация -1 обуч.
Негативное отношение к школе, школьная дезадаптация – 0 о.
Мониторинг
Уровень школьной адаптации
Слайд 16Относитесь к детям соответственно их возрасту (учитывать уязвимость и противоречивость
формирующегося образа «Я», стремление к самостоятельности, чувство взрослости, перестройку мотивационной
сферы).
Способствуйте формированию у старшеклассников потребности в поисковой активности, самоопределении и построении жизненных целей.
Оказывайте поддержку при формировании у старшеклассников качественного изменения самосознания: системы ценностей, самооценки отдельных качеств личности, из которых складывается оценка своего целостного образа.
Памятка родителям
Слайд 17Способствуйте формированию чувства ответственности, уровня субъективного контроля, рефлексии.
Учитывайте возросшую потребность
юношеского возраста к дружескому и интимному общению (Терпимо и безревностно
относитесь к встречам ребенка с друзьями, особенно противоположного пола. Помните, вы тоже были молодыми).
Не следует умалять важность чувств старших подростков на данном возрастном этапе, им свойственно переоценивать значимость внутренних психологических проблем.
Памятка родителям
Слайд 18Попробуйте помочь, но не используйте фразы типа: «Толи еще будет»,
«Разве это проблема», «В жизни и не такое бывает».
Сохраняйте чувство
юмора и оптимизма при общении со старшим подростком.
Не требуйте полной откровенности ребенка, он имеет право на свои секреты.
При сложности в живом общении желании узнать, чем живет ребенок, попробуйте пообщаться с ним через ICQ, www.vkontakte.ru, СМС-ки т.д. Не используйте полученную информацию и секреты ребенка ему во вред, особенно во время конфликтов.
Памятка родителям
Слайд 191. Опираться на сильные стороны ребенка.
2. Избегать подчеркивания промахов ребенка.
3.
Показывать, что вы удовлетворены ребенком.
4. Уметь и хотеть демонстрировать любовь
и уважение к ребенку.
5. Уметь помочь ребенку разбить большие задания на более мелкие, такие, с которыми он может справиться.
6. Проводить больше времени с ребенком.
7. Внести юмор во взаимоотношения с ребенком.
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо:
Слайд 208. Знать обо всех попытках ребенка справиться с заданием.
9. Уметь
взаимодействовать с ребенком.
10. Позволить ребенку самому решать проблемы там, где
это возможно.
11. Избегать дисциплинарных поощрений и наказаний.
12. Принимать индивидуальность ребенка.
13. Проявлять веру в ребенка, симпатию к нему.
14. Демонстрировать оптимизм.
Чтобы поддержать ребёнка, необходимо: