Слайд 21. Взаимные претензии школы и вуза
Выпускники школ
в целом считают, что плохо готовы к обучению в ВУЗе,
тогда как педагоги утверждают, что готовят своих выпускников для обучения в высшей школе
Школа не дает достаточных представлений об особенностях обучения в вузе - 28,6 %
Школа слабо учит правильно распределять время - 16,2%
Школа недостаточно развивает навыки самостоятельной работы - 16,0%
Знания оказались недостаточно глубокими и прочными - 13,9%
В школе мало используются элементы вузовской системы обучения - 9,3%
Знания в школе излагаются главным образом на фактологическом уровне («готовые знания») - 11,6%
Недостаточно высокие требования к подготовке учащихся - 4,4%
Слайд 3Мнение педагогов
Определять необходимые и достаточные условия в математике -94%
Осуществлять
анализ и синтез материала - 62,14%
Самостоятельно обобщать материал - 60,12%
Выделять
главное в учебном материале - 60,09%
Конспектировать материал - 51,61%
Классифицировать понятия и другие объекты - 50,82%
Оценивать результаты своего труда - 42,39%
Готовить доклад - 41,03%
Писать реферат - 38,71%
Составлять план прочитанного - 28,14%
Писать тезисы - 28,14%
Оформлять требования на книги - 10,01%
Составлять аннотации - 8,73%
Слайд 4Учителя школ в несколько раз завышают оценку умений своих выпускников
по сравнению с оценкой, данной этим же выпускникам преподавателями вузов
Слайд 5
Выпускники школ не могут работать в других формах, кроме классно-урочной,
потому что даже в старших классах учителя слабо их используют.
Только
20% учителей часто используют школьные лекции, а семинарские занятия проводят только 35% учителей.
Слабо развито мышление выпускников школ, так как преобладающее количество заданий, выполняемых школьниками за годы обучения, являются воспроизведением образца.
Дублирование программы старшей школы на первых курсах ВУЗов
Слайд 62. Новые реалии осуществления преемственности
1. Непрерывное образование
увеличение продолжительности и значимости
этапов самообразования
актуализируется задача формирования навыков самостоятельной познавательной и практической
деятельности обучаемых
индивидуализации обучения, построения индивидуальных образовательных программ для каждого обучаемого.
2. Профильное образование
Слайд 71.3. Образовательные потребности абитуриентов
Образовательные ориентации выпускников школ:
не отвечают структуре и
запросам рынка;
не связаны с приоритетным направлениями исследований: инженерной физикой, химией
новых материалов, биофизической экологией и т.д.;
отличаются слабой осведомленностью об избранной специальности (направлении подготовки), условиях обучения в вузе, а также отсутствием у абитуриентов представлений о необходимых качествах овладения той или иной профессией.
При этом:
На готовность выбора направления продолжения образования влияют дефицит актуальной и достоверной профориентационно значимой информации и многообразие и неупорядоченность информационных потоков, которые зачастую носят откровенно манипулятивный характер.
Наличие брошюр по типу «Справочник абитуриента» не отвечает на вопросы о том, насколько востребованы на муниципальном и региональном рынке труда носители определенных специальностей; оказывает ли образовательное учреждение помощь в трудоустройстве и как складывается профессиональный маршрут его выпускников.
Слайд 9Источники получения информации для выбора профессии
Беседы с родителями - 60,0%
Общение
с друзьями, товарищами - 53,8%
Печать, радио, телевидение, литература, кино -
46,5%
Общепознавательный, производительный профессиональный труд - 28,1%
Изучение школьных предметов - 24,0%
Беседы с учителями, классными руководителями - 14,1%
Профориентационная работа учителя - 9,7%
Затрудняюсь ответить - 8,5%
Другое - 2,4%
Слайд 10Проблемы взаимодействия «школа – вуз» в современных условиях:
перегрузка старшеклассников учебными
занятиями и домашними заданиями, дублирование учебного материала на первом курсе
вузов, разные подходы к обучению у учителей средних образовательных учреждений и преподавателей вузов;
не создан аппарат оценки эффективности взаимодействия образовательных учреждений;
отсутствуют теоретико-методологические и организационные основы взаимодействия средних и высших образовательных учреждений, аппарат оценки форм и способов их взаимодействия;
не налажен обмен информацией и не организовано совместное решение существующих проблем взаимодействия школьного и вузовского образования;
не создана система повышения квалификации для преподавателей вузов с целью их психолого-педагогической подготовке к работе со школьниками, так и для учителей средних образовательных учреждений с целью повышения их компетентности;
не решены вопросы, связанные с финансированием взаимодействующих образовательных учреждений.
Слайд 11Образовательные ориентации выпускников 2009
84% учащихся 11 классов собираются после окончания
школы поступать в ВУЗ,
13,5% выпускников 11 класса не могут
точно сказать, чем будут заниматься после окончания школы.
2,5% не будут поступать в ВУЗ (преимущественно школьники края),
Слайд 12
Из тех, учащихся, кто собирается поступать в ВУЗ 28,9% не
могут назвать ни ВУЗ, ни факультет, куда собираются поступать.
65% выпускников
могут назвать будущую специальность
Из них 42% могут обосновать свой выбор
В СФУ собираются поступать – 74,5% выпускников 11 класса
Слайд 13Формы подготовки к поступлению в ВУЗ
Хожу на подготовительные курсы –
47,4%
Занимаюсь самостоятельно – 42,2%
Занимаюсь с репетитором – 41,1%
Участвую в олимпиадах
– 21,9%
Занимаюсь исследованием – 7,4%
Занимаюсь в учреждениях доп.образования – 2,1%
Хватает подготовки в школе – 10,5%
Слайд 14Формы подготовки к будущему образованию в ВУЗе:
посещение лекций ученых,
преподавателей ВУЗов – 47%
включение в профессиональную деятельность – 36%
встречи с
интересными людьми-практиками – 33 %
встречи с преподавателями ВУЗов – 28,2%
участие в олимпиадах, проводимых ВУЗами – 27,7%
участие в интенсивах-выездах – 24,9%
выполнение исследовательской работы под руководством ученого – 24,8%
работа в совместном проекте со студентами 24,7%
участие в олимпиадах в школе – 20,2%
участие в дистанционных предметных олимпиадах – 16,7%
совместная со студентами и преподавателями работа в лабораториях - 16,5%
выполнение исследовательской работы под руководством учителя – 8,5%