Слайд 1Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 55» общеразвивающего вида»
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«МИР
НАУЧНЫХ РАЗВЛЕЧЕНИЙ»
экспериментально-исследовательская деятельность экологической направленности с применением цифровой лаборатории
«НАУРАША»
в образовательном процессе
познавательное развитие
Автор проекта:
воспитатель 1 кв. категории
Шуршалина С.Н.
г. Электросталь
2016 год
Слайд 2АКТУАЛЬНОСТЬ
В настоящее время в стране активно происходит процесс качественного обновления
образования, усиливается его развивающий, личностный потенциал. Различные формы исследовательской деятельности
активно внедряются в образовательный процесс. Научный поиск эффективных средств развития исследовательской активности дошкольников представляет актуальную проблему, требующую теоретического и практического решения. Среди возможных средств развития исследовательской активности дошкольников особого внимания заслуживает детское экспериментирование. Когда ребенок слышит, видит, делает сам своими руками, то все усваивается прочно и надолго. Вот на этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы детских дошкольных учреждений. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей, воспитателю же необходимо только создать оптимальные условия для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. Исследования предоставляют ребенку возможность найти ответы на вопрос «как?» и «почему?». Творчество в экспериментировании обуславливает создание новых проявлений способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение), стимулирует познавательную активность и любознательность, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний и этическими правилами в жизни общества.
Слайд 3УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Воспитанники , родители, воспитатели.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Сентябрь 2016 года по
май 2017 года
ЦЕЛИ ПРОЕКТА:
Вызвать у детей интерес к экспериментально-исследовательской деятельности
с помощью внедрения в практику экологического воспитания инновационных технологий –
цифровой лаборатории «НАУРАША»
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
Формирование интереса у детей к предметам естественно-научного цикла с помощью цифровой лаборатории для дошкольников «Наураша»
Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам,
Воспитывать любовь к природе и стремление защищать ее, развивать самостоятельность в разрешении проблемных ситуаций в исследовательской деятельности, учить объяснять наблюдаемое и фиксировать результаты доступными методами.
Привлечение родителей к экспериментально-исследовательской деятельности детей.
Слайд 4ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
Если в ходе реализации проекта дети
будут иметь реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о
его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания, сформируют первоначальные нормы и умения правильного поведения в природе, не наносящего ей вред, разовьют положительные мотивации к здоровому образу жизни то можно считать, что цели и задачи проекта выполнены.
НОВИЗНА:
Применение в экспериментальной деятельности детей Цифровой лаборатории для дошкольников «Наураша». Построение образовательной деятельности на ситуациях требующих действий опытно-экспериментального характера.
СОСТАВ ЛАБОРАТОРИИ:
Цифровая лаборатория состоит из шести сцен,
посвященных разным темам (по количеству датчиков):
температура, звук, магнитное поле, электричество,
сила, кислотность.
Датчики выполнены в виде божьих коровок
и подключаются непосредственно к компьютеру.
Дополнительное оборудование находится в тематических лотках.
Слайд 5
ОСНОВНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА ЛАБОРАТОРИИ:
Разработана с учетом всех новейших требований ФГОС
российскими учеными.
Полностью проработана и прописана вся методическая база для педагогов,
в доступном и подробном варианте каждой лабораторной работы, принципов и методов построения детского эксперимента.
Большая вариативность проводимых опытов, на основе межпредметных связей.
Позволяет максимально полно и доступно детям постичь основные законы окружающего мира.
Направлена на формирование целостной картины мира и расширение кругозора; развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; развитие восприятия, мышления, речи, внимания, памяти; формирование первичных ценностных представлений о себе, о здоровье и здоровом образе жизни; освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками
формирование интереса у детей к предметам естественно-
научного цикла.
Слайд 6ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША»
Слайд 7ПРИНЦИПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
ПРИНЦИП НАУЧНОСТИ:
- предполагает подкрепление всех средств познания научно-обоснованными
и практически апробированными методиками; содержание работы соответствует основным положениям возрастной
психологии и дошкольной педагогики, при этом имеет возможность реализации в практике дошкольного образования.
ПРИНЦИП ЦЕЛОСТНОСТИ:
- основывается на комплексном принципе построения непрерывности и
непрерывности процесса поисково-исследовательской деятельности; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности педагогов, детей и родителей.
ПРИНЦИП СИСТЕМАТИЧНОСТИ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ:
- обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих задач, развития поисково-исследовательской деятельности дошкольников; предполагает повторяемость тем во всех возрастных группах и позволяет детям применить усвоенное и познать новое на следующем этапе развития;
ПРИНЦИП ИНДИВИДУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЙ ОРИЕНТАЦИИ ВОСПИТАНИЯ:
- предполагает реализацию идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к целостному развитию личности ребенка-дошкольника и обеспечению готовности личности к дальнейшему ее развитию; обеспечивает психологическую защищенность ребенка эмоциональный комфорт, создание условий для самореализации с опорой на индивидуальные особенности ребенка.
ПРИНЦИП ДОСТУПНОСТИ:
- предполагает построение процесса обучения дошкольников на адекватных возрасту формах работы с детьми; предусматривает решение программных задач в совместной деятельности взрослых и детей и самостоятельной деятельности воспитанников;
ПРИНЦИП АКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ:
- предполагает не передачу детям готовых знаний, а организацию такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают «открытия», узнают новое путем решения доступных проблемных задач; обеспечивает использование активных форм и методов обучения дошкольников, способствующих развитию у детей самостоятельности, инициативы, творчества.
ПРИНЦИП РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ:
- предусматривает получение положительного результата проводимой работы по теме независимо от уровня интеллектуального развития детей
Слайд 8
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
I ЭТАП. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ (ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ)
Изучить и проанализировать методическую литературу
по теме,
Ознакомиться с работой цифровой лаборатории «Наураша»
Планирование предстоящей деятельности,
направленной на реализацию проекта,
Обеспечение дидактического комплекса для реализации проекта.
II ЭТАП. ОСНОВНОЙ
Апробация содержания проекта «Мир научных развлечений»
Проведение работы с детьми по экспериментально- исследовательской деятельности с помощью цифровой лаборатории «Наураша»
Взаимодействие с родителями, направленное реализацию проектной деятельности.
III ЭТАП. ОБОБЩАЮЩИЙ (ИТОГОВЫЙ)
Мини-выставка продуктов детской деятельности, фотомонтаж,
Подведение итогов / Презентация проекта,
Обобщение результатов, создание инновационной технологии «Экспериментально-исследовательская деятельность с применением цифровой лаборатории «НАУРАША»».
Презентация опыта на педагогическом совете
Слайд 9ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Проведение ОД с применением цифровой лаборатории «Наураша»
( исследования опыты и эксперименты),
Экологические беседы, Наблюдения и экологические
экскурсии,
Познавательное чтение, “Уроки доброты”,
Природоохранные акции: «Соберем ненужное - превратим в полезное»,«Мы за чистый город!» «Подари цветок детскому саду», «Подари книге вторую жизнь» , «День Земли»,
Продуктивная деятельность: изготовление лэпбуков «Жизнь растений»,плаката «Сортируем отходы», Кормушки для птиц из пластиковых отходов, выпуск агитационных листовок «Мы за чистый город», ведение дневника опытов и наблюдений в групп
Взаимодействие с родителями по реализации проектной деятельности, просветительская работа в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов
РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА:
Цифровая лаборатория «Наураша в стране Наурандия»
Уголок экологии и экспериментирования в группе,
Живые объекты природы,
Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.),
Библиотечка юного эколога, подборка художественной литературы
Подборка опытов и экспериментов “Опыты”.
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА
Ноутбук, Проектор, Экран, Интерактивная доска, Телевизор, Музыкальный центр, Накопитель USB
Слайд 10ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировоззрения
дошкольника средствами экспериментальной деятельности.
У дошкольников развиты умения: наблюдать,
анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.
Развито эмоционально-ценностное отношение воспитанников к природе родного края.
Предметно- пространственная развивающая среда в группе по познавательному направлению соответствует ФГОС ДО
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТА:
Выставка творческих работ детей;
оформлен «экспериментальный центр» в группе,
создан банк презентации по познавательному развитию дошкольников; разработаны конспекты занятий с применением цифровой лаборатории; систематизирован литературный и иллюстрированный материал по теме проекта
( лепбуки,схемы, таблицы); разработаны рекомендации, консультации и анкеты для родителей.
ФОРМА ПОДВЕДЕНИЯ ИТОГОВ:
Мониторинг Освоения детьми материала осуществляется на основе проведения «Диагностики Овладения Детьми Навыками Экспериментальной Деятельности» (Приложение 1 WORD )
Слайд 12
ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РИСКИ И МЕТОДЫ ИХ КОРРЕКЦИИ
Слайд 13АКЦИЯ
«ПОДАРИ ЦВЕТОК ДЕТСКОМУ САДУ»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»
ЛЭПБУК «ЖИЗНЬ РАСТЕНИЙ»,
«КАК РАСТЕТ ЦВЕТОК»
Слайд 14ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ ПО РЕАЗАЦИИ ПРОЕКТА
С ВОСПИТАННИКАМИ:
1. Проведение образовательной деятельности с
применением цифровой лаборатории «Наураша» (Приложение № 1)
2. Экологические беседы
3.
Наблюдения и экологические экскурсии
4. Познавательное чтение
5. “Уроки доброты”, «День добра в детском саду»
6. Природоохранные акции: «Соберем ненужное-превратим в полезное», «Мы за чистый город!» «Подари цветок детскому саду», «Подари книге вторую жизнь» , «День Земли».
8. Продуктивная деятельность детей: изготовление лэпбуков «Жизнь растений»,плаката «Сортируем отходы», изготовление кормушек для птиц из пластиковых отходов, выпуск агитационных листовок «Мы за чистый город», ведение дневника опытов и наблюдений в групп
9.Подвижные, дидактические, имитационные игры, инсценировки экологической направленности
10. Участие педагогов и воспитанников в экологических конкурсах
Слайд 16РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ:
1. Презентация проекта на родительском собрании. Мастер –класс
для родителей с применением Цифровой лаборатории .
2.
Участие в экологических конкурсах
3. Помощь в оформление альбомов по познавательному развитию
4. Помощь в подборе презентаций по познавательному развитию
5. Участие в природоохранительных акциях
6. Пополнении предметно-развивающей среды в группе
7. Привлечение родителей к созданию условий в семье способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений, навыков, полученных детьми на занятиях.
8. Просветительская работа с родителями в виде консультаций, рекомендаций, наглядных материалов:«Организация детского экспериментирования в домашних условиях» и т.д
Слайд 17ПОДЕЛКИ ДЕТЕЙ
«СОБЕРИ НЕНУЖНОЕ-ПРЕВРАТИ В ПОЛЕЗНОЕ»
АКЦИЯ
«СОРТИРУЕМ ОТХОДЫ»
Слайд 18МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОЕКТА :
1.Закон об образовании в Российской Федерации от
29.12.2012г. № 273-ФЗ
2.Указ Президента РФ от 1.06. 2012г. №761 «О
Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы»
3. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой, «Мозаика – Синтез», 2014 г.
4. «Наураша в стране Наурандии». Цифровая лаборатория для дошкольников и младших школьников. Методическое руководство к программе/ автор оригинальной идеи – Олег Поваляев. – М., 2014. – 72с.
5. Парциальная программа «Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду»С. Н. Николаева Мозайка-Синтез 2014г.
6. Парциальная программа социально-коммуникативного развития и социального воспитания дошкольников «Дорогою добра» Коломийченко Л.В. для детей 3-7 лет.ТЦ «Сфера» 2015г.
7. Педагогические условия применения компьютерных игр в воспитании и обучении дошкольников. Материал с сайта Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" и "Интернет - Гномик" (i-Gnom.ru);
8. Дошкольник и компьютер: медико-гигиенические рекомендации / под ред. Л.А.Леоновой и др. – M.: MODДЭК, 2004;
9. Интернет-ресурсы: сайт МДОУ №55 http://estalsad55.edumsko.ru/
ДИДАКТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЫ:
1. Уголок экологии и экспериментирования в группе (воронки, лупы, пробирки, одноразовые стаканы, микроскоп, шапочки, маски,
2. Методический инструментарий (картотека дидактических игр, конспекты занятий, сценарии развлечений и т.д.),
3. Библиотечка юного эколога,
4. Подборка художественной литературы “Познавательное чтение”,
5. Подборка опытов и экспериментов “Опыты”, альбомы со схемами проведения опытов.
Слайд 19ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
С ПРИМЕНЕНИЕМ ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ:
Слайд 20Открытое занятие по экспериментальной деятельности с Цифровой лабораторией «Наураша» на
ГМО воспитателей
Проведение мастер-класса
с ЦЛ «Наураша»
на научно-практической конференции для
студентов педагогического колледжа г. Ногинск