Слайд 1
Дисграфия у младших школьников: эффективные методы коррекции, упражнения
Слайд 2 Дисграфия (от греч. dis – приставка, означающая
расстройство, grapho – пишу) — нарушение письма, сопровождающееся заменой букв,
пропусками, перестановками букв и слогов, слиянием слов, обусловленное нарушением речевой системы в целом
Слайд 3 -
Виды дисграфии
- Артикуляторно-акустическая. Связана с тем, что ребенок
неправильно произносит звуки, а значит, проговаривая их про себя, неправильно
записывает. Для лечения этого вида дисграфии нужно работать и над правильным произношением звуков.
- Акустическая. В этом случае ребенок правильно произносит звуки, но путает их со схожими по звучанию (глухие-звонкие: б-п, д-т, з-с; шипящие: с-ш, з-ж; а также не различают мягкость отдельных звуков).
- Оптическая. Ребенок с оптической дисграфией затрудняется в написании и различии букв: добавляет лишние элементы (палочки, черточки, кружочки), пропускает нужные, даже пишет зеркально в обратную сторону).
Слайд 4 •Дисграфия из-за проблем языкового анализа и синтеза.
Ребенок с этой проблемой на письме может пропускать или повторять
целые слова, перестанавливать слоги и буквы местами, писать слитно разные слова (путают приставки и предлоги у существительных — пишут слитно или раздельно, прикрепляют к одному слову часть следующего слова и т.п.)
Слайд 5 •Аграмматическая дисграфия. Как правило, выявляется после 1-2 класса,
так как требует больших знаний правил написания слов ("хороший кошка",
"красивый солнце" и т.п.). То есть эта проблема связана с тем, что ребенок не может правильно склонять слова по родам и падежам, не может согласовать прилагательное и существительное. Такая проблема может наблюдаться в двуязычных (билингвальных) семьях, а также в когда ребенок обучается на неродном языке.
Слайд 6Причины дисграфии
Причины этого нарушения могут быть самыми разными:
от родовых травм, инфекций и генетики до запущенности воспитания. При
проблемах в работе головного мозга дисграфия чаще всего сопровождается сопутствующими заболеваниями, о которых уже может быть известно родителям.
По сути, ребенок, у которого выявлена дисграфия, не может писать без ошибок, потому что у него нарушена работа речевого, слухового и зрительного и двигательного анализаторов, ребенок не может обрабатывать информацию (синтез и анализ).
Слайд 7Упражнения по коррекции дисграфии
на уроках русского языка
"Пишем вслух".
Чрезвычайно важный и ничем не заменимый прием: всё, что пишется,
проговаривается пишущим вслух в момент написания и так, как оно пишется, с подчеркиванием, выделением слабых долей.
"Пропущенные буквы".
Выполняя это упражнение, предлагается пользоваться текстом-подсказкой, где все пропущенные буквы на своих местах. Упражнение развивает внимание и уверенность навыка письма.
Слайд 8«Лабиринты».
Лабиринты хорошо развивают крупную моторику (движения руки и предплечья),
внимание, безотрывную линию. Следите, чтобы ребенок изменял положение руки, а
не листа бумаги.
«Звуковой анализ в «технике сканирования» (задание выполняется без предварительного чтения слова):
- посмотрите на слово;
- посмотрите на среднюю букву в этом слове (например, д в слове «лодка»);
- посмотрев на среднюю букву, увидите еще и букву справа (к) и слева (о);
- продолжайте упражнение, добавляя по букве справа и слева, пока не получите все слово целиком;
- назовите слово.
После того как выполнена работа с пятью-десятью словами, можно провести слуховой диктант этих слов.
Слайд 9 Зашифруй слово: вместо согласных ставит чёрточки, а гласные пишет
(мак, книга). Используется при работе со словарными словами
Придумай из
каждой буквы данного слова другие слова КОШКА
Составить как можно больше слов из букв данного слова. СТРОИТЕЛЬ
Слайд 10 Основные направления коррекции нарушения письма
1.Развитие фонематического восприятия.
2.Развитие языкового
анализа и синтеза.
3.Обогащение словаря, развитие грамматического строя и связной речи.
4.Развитие
зрительных и зрительно пространственных функций.
5.Развитие серийной организации движений и произвольной регуляции.