Психогигиена - это отрасль науки о гигиене, которая отвечает за
сохранение поддержание и укрепление психического здоровья человека. В рамках психогигиены разработаны мероприятия и рекомендации, способствующие сохранению психического здоровья человека, поддержанию душевного равновесия и нормализации межличностного и общественного взаимодействия.
Психогигиена учебных занятий имеет следующие задачи:
1. способствовать своевременному и гармоничному психическому развитию детей; 2. стремиться к тому, чтобы учение давало детям радость и протекало на фоне положительных эмоций, которые являются залогом психического здоровья; 3. избегать чрезмерного умственного напряжения, приводящего к значительному утомлению детей; 4. предотвращать психотравмирующие ситуации в школе.
Слайд 3 В основе психогигиены школьников должны лежать
следующие принципы:
- положительное отношение к учёбе;
- убежденность в необходимости учиться;
-
чувство удовлетворения при достижении успехов;
- интерес к изучаемому материалу;
-увлеченность учением;
-устранение однообразия и ненужных наказаний;
- развитие воли;
- регулярность и систематичность.
Слайд 4 Основные факторы, негативно влияющие на
состояние психологического и
физического здоровья школьников:
- учебные перегрузки, которые приводят к переутомлению;
- школьные стрессы;
- распространение вредных привычек, зависимостей;
- плохая организация физической активности учащихся, отсутствие профилактики гиподинамии;
- отсутствие систематической работы по предупреждению патологических нарушений, непосредственно связанных с учебным процессом, "школьных" болезней;
- низкий уровень культуры и здоровья, недостаток знаний по вопросам его сохранения и укрепления.
От учителя – основной фигуры педагогического процесса – в наибольшей степени зависит, какое влияние на здоровье учащихся оказывает их пребывание в школе, насколько здоровьесберегающими являются образовательные технологии и вся внутришкольная среда. На уроках и во внеурочной работе учитель решает три группы задач, связанных с проблемой здоровья учащихся: диагностические, коррекционные и формирующие.
Слайд 5
Уважаемые учителя!
Будьте внимательны к психологическому здоровью детей.
Правильное поведение педагога - его терпение и доброжелательность, уважительное отношение к ученикам, соблюдение гигиенических норм и использование здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе – это залог психологического здоровья учеников.
Слайд 6 Сохранение психологического
здоровья учителя
Для сохранения психологического здоровья учителя необходим ряд условий – это самопознание и личностный рост учителя, профилактика синдрома эмоционального выгорания, преодоление тревожности, психической напряженности, неуверенности.
Профессиональное (эмоциональное) выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.
Слайд 7 Три аспекта профессионального
выгорания
Первый — снижение самооценки.
Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию и отчаяние.
Второй — одиночество.
Люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.
Третий — эмоциональное истощение, соматизация.
Усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьезным физическим недомоганиям — гастриту, мигрени, повышенному артериальному давлению, синдрому хронической усталости и т.д.
Слайд 9Основные подходы к работе с профессиональным выгоранием
1.Забота о себе и
снижение уровня стресса:
- стремление к равновесию и гармонии;
- здоровому
образу жизни;
- удовлетворение потребности в общении;
- умение отвлекаться от переживаний, связанных с работой.
Обучение навыкам саморегуляции.
2.Трансформация негативных убеждений, чувства отчаяния, утраты смысла и безнадежности:
- стремление находить смысл во всем - как в значительных событиях жизни, так и в привычных, повседневных заботах;
- стремление бороться со своими негативными убеждениями;
- создание сообщества.
3.Повышение уровня профессионального мастерства.
Саморегуляция — это управление своим психоэмоциональным состоянием, которое достигается путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.
Слайд 11
Утренние и вечерние игры – формулы
Формула 1.
Уверенность в себе.
«Я человек смелый и уверенный в себе. Я
все смею, все могу и ничего не боюсь»
Формула 2. Любовь к ученикам.
«Я люблю своих учеников. Я всегда радуюсь встречам с ними. Я всегда открыт к диалогу с моими учениками».
Упражнение «На работу»
Формула 1. «Я радостно иду на работу. Я люблю свою работу. Это является для меня высшим смыслом моей жизни»
Слайд 12
Игры – формулы в течение рабочего дня
Формула
1. Спокойствие, стабильность.
« Я хочу быть спокойным и стабильным. Я
хочу быть уверенным в себе».
Формула 2. Уменьшение напряжения в процессе работы.
«На протяжении всего дня я сохраняю абсолютное самоуправление, абсолютное подчинение всех действий достижению наибольшего результата своей работы. Ни при каких обстоятельствах я не нервничаю и не раздражаюсь. Во всякой обстановке я сохраняю выдержку и самообладание.
Я не позволяю себе раздражаться из-за грубости и нарушения дисциплины учениками. Я сдерживаю себя там, где не может сдержаться никто другой. И каждый при общении со мной чувствует эту силу. Я способен прилагать огромные усилия и сдерживать себя в самых волнующих обстоятельствах. Я все могу. И я всегда своим поведением буду показывать образец большой духовной силы и выдержки».
Формула 3. Любовь к своей работе.
«Я очень люблю свою работу, она доставляет мне огромное наслаждение и наполняет мою жизнь радостью постоянных побед и большим смыслом».
Слайд 13
Упражнение «Снятие усталости и
восстановление
работоспособности»
Формула 1. «Я верю в то, что
могу легко и быстро восстанавливаться после работы. Всеми силами я стараюсь ярко почувствовать себя бодрым – энергичным после работы. После работы я чувствую бодрость, молодую энергию во всем теле».
Формула 2. «Я полон сил и энергии, я готов продолжать работу на уровне своих лучших возможностей, энергично, внимательно, с вдохновением. Я полон сил и энергии, у меня энергичные – здоровые – молодые нервы, у меня неутомимое молодое – богатырское сердце».
Формула 3. «Мне легко, легко, свободно. Безмятежное счастье. Ярко, отчетливо чувствую безмятежное счастье. Я безмятежно счастлив».
Слайд 14Берегите свое психологическое здоровье . Будьте внимательны к здоровью своих
учеников.
Все в ваших руках.