Слайд 1Социально-психологический портрет семьи подростка
Социально-психологическое исследование
Слайд 2В опросе приняли участие 167 родителей из 3 образовательных учреждений
города и 167 подростков, общий объем выборки составил 334 человека.
Цель:
изучение социально-психологических особенностей современной семьи подростка
Слайд 3Задачи исследования:
Изучение стиля воспитания подростков;
Исследование факторов, определяющих климат в семье
и стратегии выхода из конфликтов.
Изучить влияние социально-демографических факторов на воспитание
подростков;
Проведение сравнительного анализа данных, полученных по выборке родителей с данными, полученными по выборке детей.
Проведение сравнительного анализа данных по группам младших школьников и подростков (с использованием данных, полученных в 2006 году);
Слайд 5Родительская семья – образец для создания собственной семьи подростка
Слайд 6Ожидания ребенка от семьи.
.
Слайд 7Составляющие воспитательного влияния (группа родителей).
Слайд 8Составляющие воспитательного влияния (сравнительный анализ).
Слайд 9Воспитательное воздействие школы.
Слайд 10Трудности, возникающие в воспитании
Слайд 11Анализируя полученные данные, следует отметить:
Родители подростков отмечают больше трудностей, влияющих
на процесс воспитания в семье, чем родители младших школьников. С
возрастом проблемы, возникшие в младшем школьном возрасте, не разрешаются, а углубляются.
Родители детей разных возрастов отмечают схожие трудности, возникающие в процессе воспитания. Однако, влияние ряда причин, таких как, недостаток времени для общения с детьми, недостаток знаний, опыта, несогласованной родительской позиции родителями подростков оценивается выше. Можно предположить, что, несмотря на приобретение опыта воспитания, эти проблемы не были разрешены своевременно и, соответственно, перешли в следующий возрастной этап.
Слайд 12Только 15% из числа опрошенных за помощью в вопросах воспитания
обращаются в школу (к классному руководителю, социальному педагогу, психологу),
10% находят решение в педагогической литературе.
87% родителей предпочитают решать проблемы с детьми самостоятельно.
По данным корреляционного анализа, за помощью в школу чаще обращаются те семьи, где воспитанием подростков занимаются бабушки и дедушки, родители не могут справиться с влиянием окружения на подростка (влияние улицы оценивается негативно).
Слайд 13В ходе исследования выявлены следующие тенденции родителей в воспитании подростков:
Эмоциональная
дистанцированность, которая в том числе проявляется в излишней строгости. (
«Ребенок, когда повзрослеет, будет благодарить за строгое воспитание» 65 % ответов, «Ребенка, который злиться на весь мир лучше оставить в покое» 35 % ответов).
Повышенный контроль со стороны родителей («Внимательный, заботливый родитель должен знать, о чем думает его ребенок» 88 % ответов; «Хороший родитель должен оберегать своих детей даже от маленьких трудностей и обид» 53% ответов).
Противоречивость родительских установок. При повышенном контроле – готовность воспринимать подростка как равного («Родители должны считать детей равноправными по отношению к себе во всех вопросах жизни» 86% ответов). При эмоциональной дистанцированности – родители отмечают готовность выслушивать откровения детей – 96 % ответов. Требует дальнейшего изучения мотивация родителей в общении с подростком, т.к. установка на то, что «Родители, которые выслушивают откровенные высказывания детей о переживаниях, помогают им в более быстром социальном развитии» может указывать на демократический стиль воспитания (если мотивом является интерес к жизни ребенка, доверие ему) и на авторитарный (мотивом общения является контроль за жизнью ребенка).
Практически половина родителей (47 % ответивших) считают воспитание тяжелой и нервной работой, не получают от общения с подростком эмоциональной отдачи.
Слайд 14Подростки, оценивая воспитательные установки, позитивно воспринимают гиперопеку со стороны родителей.
Такая ситуация приводит к инфантилизации (детскости) поведения подростков, трудностям в
формировании ответственности за собственное поведение (ответственность перекладывается на плечи родителей). При этом дети стремятся к эмоциональному контакту с родителями. 56 % подростков считают, что «Воспитание – это тяжелая и нервная работа», что может негативно сказаться на формировании родительской модели самого подростка, а также провоцировать чувство вины по отношению к родителям.
Слайд 15Предпочитаемые черты в воспитании ребенка
.
Слайд 16Данные корреляционного анализа (стратификационные факторы)
Можно отметить в целом благополучную картину
воспитания в полных семьях. В них ответственность за развитие ребенка,
прежде всего, лежит на родителях и не транслируется на бабушек, дедушек и школу.
Приоритетным выдвигается нравственное воспитание ребенка, а успеваемость и общение со сверстниками менее значимы, что может свидетельствовать о доверительных отношениях в семье.
В качестве трудностей в воспитании ребенка реже указывается влияние улицы и материальное неблагополучие, что также свидетельствует о более зрелой воспитательной системе (ответственность за «просчеты» родители также берут на себя).
При этом в семье родители ориентированы, прежде всего, на соблюдение норм в поведении. Конфликты между родителями и детьми чаще возникают из-за длительного просмотра телепередач и компьютерных игр и реже конфликты бывают из-за требования денег и покупок.
Дети из семей этой группы чаще выбирают свою реальную семью в качестве модели для своей будущей семьи, отмечают готовность родителей идти на компромисс в конфликте.
Слайд 17На статистически достоверном уровне установлено, что родители с высоким уровнем
образования больше внимания уделяют нравственному воспитанию ребенка, они более инициативны
в общении, но при этом имеют противоречивые родительские установки: с одной стороны повышен контроль поведения подростка, с другой – демократический стиль воспитания. Они хотели бы воспитать в своем ребенке волю, усидчивость, интеллект, творческие способности.
Родители этой группы больше заинтересованы в получении педагогических знаний и опыта. Дети из семей этой группы отмечают, что родители воспитывают в них интеллектуальные качества, а также эмоциональный контакт между детьми и родителями.
Следует отметить, что родители с низким уровнем образования при возникновении проблем в воспитании детей стремятся их решать самостоятельно, а также чаще используют в качестве стратегии выхода из конфликта компромисс.
Слайд 18Установлено, что чем старше респонденты, тем чаще они считают приоритетными
вопросы здоровья и физического воспитания в развитии детей, также для
них характерна стратегия ухода в конфликтной ситуации.
Можно отметить, что со временем накапливаются социальные проблемы в семьях. Так, более взрослые родители отмечают, что воспитанию детей мешает неблагоприятная обстановка в семье, отмечается более низкое материальное положение семьи, мать меньше получает помощи от других членов семьи в воспитании подростка.
Дети в таких семьях больше ждут от семьи общения, понимания, поддержки.
Чем моложе родители, тем важнее воспитание целеустремленности в детях, причинами конфликтов часто выступают успеваемость подростков и внешний вид.
Слайд 19Семьи с высоким материальным уровнем также имеют свои особенности. Так,
отцы в таких семьях чаще включаются в воспитательный процесс, меньше
оценивается влияние школы на подростков, родители стремятся развить целеустремленность в детях.
Подростки отмечают, что родители более демократичны с ними. При этом сами родители склонны к гиперопекающему стилю воспитания, а в конфликтных отношениях чаще выбирают соперничество.
Слайд 21Причины конфликтов в семье (сравнительный анализ)
Слайд 22Стратегии разрешения конфликтов (группа родителей)
.
Слайд 23Сравнительный анализ выбора стратегии поведения в конфликте родителями и детьми.
Слайд 24Частота общения между родителями и подростками в семье.
Слайд 25Мотивация и инициатор общения в семье.
Слайд 30Современное состояние семьи многими специалистами оценивается как кризис. Он проявляется
в уменьшении способности семьи выполнять такие необходимые для общества функции
как воспроизводство населения и воспитание новых поколений. Индикаторы кризиса: уменьшение числа браков, рост разводов; малозначимость детей, как фактора, снижающего вероятность разводов. Доминирующая в современном обществе установка на самореализацию личности противоречит представлениям о традиционной модели семейной организации.
Слайд 31Таким образом, семья подростка больше нуждается в поддержке других социальных
институтов, чем семья младшего школьника. При этом большинство семей стремиться
решить проблемы самостоятельно. Причин этому факту может быть несколько: социальные (отсутствие соответствующих учреждений по месту жительства), неинформированность родителей, а также психологические: страх родителей оказаться педагогически несостоятельными в представлениях окружающих, боязнь потерять авторитет в глазах ребенка и т.д.
Слайд 32Проблема становления, устойчивости семьи одна из основных проблем современного общества.
Семья, семейные отношения, супружеские отношения были и остаются объектом изучения
разных наук: философии, психологии, педагогики, социологии, демографии и многих других. Такое внимание к семье, ее становлению и распаду, обусловлено тем огромным значением семьи как социального института, определяющего не только образ жизни людей, но и качество потомства, здоровья нации и государства.