Слайд 1.
Современные подходы к системе оценивания в образовательном процессе. Портфолио учащихся
Подготовила
зам. директора по УВР
МКОУ «Каменская ООШ»
Маркова О.В.
Слайд 2
Достоинства и недостатки пятибалльной системы оценивания
Слайд 3ФЕДЕРАЛЬНЫЕ ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ
Необходимо изменение системы оценивания учебных достижений
обучающихся.
Система оценивания должна быть сориентирована на оценку сформированности различных
компетенций у обучающихся и последующее составление индивидуального образовательного маршрута для каждого обучающегося.
Система оценивания, основная задача которой, оценивание учебных достижений каждого обучающегося с целью выстраивания маршрута обучения и корректировки индивидуальных результатов может быть названа формирующим оцениванием.
Слайд 4Новое в системе оценки результатов образования
Система оценки – инструментальное ядро
государственных образовательных стандартов
Оценка предметных, метапредметных и личностных результатов общего образования
Ориентация
оценки на деятельностный подход
Комплексный подход к оценке результатов образования
«Встроенность» оценивания в образовательный процесс
Слайд 5ПРОБЛЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
1. Новые образовательные цели не проверяются старыми контрольно
измерительными материалами
2. Традиционная фиксация в журнале не позволяет увидеть соответствие
требованиям
3. Пятибалльные отметки не отражают всего разнообразия качественных оценок
4. Традиции оценивания не позволяют развивать самооценку школьников
5. Традиции оценивания дискомфортны для учеников, отрицательно влияют на их мотивацию
Слайд 6ТЕНДЕНЦИИ МОДЕРНИЗАЦИИ
СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
специальный отбор содержания образования для контроля;
структурирование учебного
материала;
использование более дифференцированных, по сравнению с пятибалльной, шкал оценивания;
использование нестандартных
форм и средств оценивания;
ознакомление с критериями оценивания и учеников и их родителей;
совместная с учащимися выработка критериев оценки;
оценивание каждого, даже самого незначительного достижения ученика;
создание условий для самоконтроля и самооценки учащихся;
делегирование ученикам полномочий в сфере контроля и оценки;
привлечение учащихся к взаимоконтролю и взаимооценке;
предоставление учащимся возможности выбора уровня и характера заданий для контроля.
Слайд 7МЕСТО СИСТЕМЫ ОЦЕНИВАНИЯ
В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ
1. Система оценивания - механизм
осуществления контрольно-диагностической связи между учителем, учеником и родителями по поводу
успешности образовательного процесса, а также понимание этой связи самим учащимся.
2. Cистема оценивания и самооценивания является естественным механизмом саморегуляции образовательного процесса, что и определяет его исключительную важность.
3. Место системы оценивания в развитии образовательной системы уникально, так как именно она является наиболее очевидным интегрирующим фактором школьного образовательного пространства.
Слайд 8Основные функции системы оценивания
Слайд 10ЛИЧНОСТНЫЕ
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
ПРЕДМЕТНЫЕ
Самоопределение:
внутренняя позиция школьника;
Самоидентификация;
самоуважение и самооценка
Смыслообразование:
мотивация (учебная,
социальная); границы
собственного
знания и
«незнания»
Ценностная и
морально-этическая
ориентация:
ориентация на выполнение
морально-нравственных норм;
способность к решению моральных
проблем на
основе децентрации;
оценка своих поступков
Регулятивные:
управление своей
деятельностью;
контроль и коррекция;
инициативность и
самостоятельность
Коммуникативные:
речевая деятельность;
навыки сотрудничества
Познавательные:
работа с информацией;
работа с учебными моделями;
использование знако-
символических средств,
общих схем решения;
выполнение логических
операций сравнения, анализа,
обобщения, классификации,
Установления аналогий,
подведения под понятие
Основы системы
научных знаний
Опыт «предметной»
деятельности по
получению,
преобразованию
и применению
нового знания
Предметные и метапредметные действия с учебным материалом
Требования к результатам освоения
основной образовательной программы
Слайд 11критерии достижения – планируемые результаты;
оценка предметных, метапредметных, личностных результатов;
оценка способности
решать учебно-практические задачи;
сочетание внутренней и внешней оценки
комплексный подход: использование
стандартизированных работ
(устных, письменных);
нестандартизированных работ: проектов, практических работ, портфолио, самоанализа, самооценки и др.
уровневый подход в инструментарии, в представлении результатов;
накопительная система оценки индивидуальных достижений;
использование персонифицированной и неперсонифицированной информации;
интерпретация результатов на основе контекстной информации
Система оценки: основные особенности
Слайд 12ТЕСТОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Учащиеся овладевают обобщенными способами учебных действий в процессе решения
учебных задач со специально подготовленными образцами учебных заданий с различным
сочетанием известной и неизвестной части в содержании каждого задания.
Высокая степень объективности внешнего контроля оценки результатов учебной деятельности позволяет постепенно переводить его в самоконтроль и самооценку.
Слайд 13РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ШКОЛЬНИКОВ
Комплекс оценивающих механизмов, представленный шкалой «стоимости»
различных видов учебной деятельности и представляемых результатов.
Обеспечивает обработку информации
об учебных достижениях как по количественным, так и по качественным показателям индивидуальной работы школьников.
Слайд 14УЧЕБНЫЙ ПРОЕКТ
В ходе реализации проекта формируются,
развиваются и закрепляются
важнейшие
общеучебные умения и навыки,
приобретаемые, в том
числе, и в результате
совместной работы в триаде «ученик-
учитель-родитель».
Слайд 15В современной педагогике:
Метод проекта используется не вместо систематического предметного обучения,
а наряду с ним, как компонент системы образования. Инструментом метода
учебных проектов является собственно учебный проект: обучение происходит в процессе осуществления учебного проекта.
Слайд 16Метод учебного проекта характеризуется как:
Одна из личностно ориентированных технологий;
Деятельностный (учение
через деятельность);
Обучающий групповой деятельности;
Построенный на принципах проблемного обучения;
Развивающий умения самовыражения,
самопроявления, самопрезентации и рефлексии;
Формирующий навыки самостоятельности;
Воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;
Здоровьесберегающий.
Слайд 17Классификация:
Проект на один урок;
Проект на весь учебный год;
Проект по одной
теме;
Межпредметный проект;
Внепредметный проект;
Внешкольный проект;
Проектирование по составу участников: - индивидуальное, -
групповое, - разновозрастное, - общешкольное и т.д.
Доминирующая в проекте деятельность.
Слайд 18 Педагогической целью проведения презентации является выработка и или развитие презентативных
умений и навыков. К ним относятся умения:
кратко, достаточно полно и
лаконично (укладываясь в 10—12минут) рассказать о постановке и решении задачи проекта;
демонстрировать понимание проблемы проекта, собственную формулировку цели и задач проекта, выбранный путь решения;
анализировать ход поиска решения для аргументации выбора способа решения;
демонстрировать найденное решение;
анализировать влияние различных факторов на ход работы над проектом;
проводить самоанализ успешности и результативности решения проблемы, адекватности уровня постановки проблемы тем средствам, с помощью которых отыскивалось решение.
Слайд 19 Метод проектов формирует следующие ключевые компетентности:
в сфере самостоятельной познавательной деятельности,
через самостоятельную работу над проблемой проекта, приобретение знаний из различных
источников информации;
в сфере социально-трудовой деятельности, через навыки самоорганизации, самооценки, самопрезентации, умения адаптироваться к действительности;
коммуникативная компетентность, через умение общаться и «работать в команде», сотрудничать с людьми в различных видах деятельности;
компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности, через умение использовать свое свободное время; решение творческих и прикладных задач проекта.
Слайд 20Учебный проект – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность
учащихся-партнеров, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на
достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Слайд 21МОНИТОРИНГ
Обеспечивает учителя оперативной обратной связью об уровне усвоения учащимися учебного
материала.
Является эффективным средством выявления зон успешности учебной деятельности.
Позволяет
учителю проектировать и проводить педагогическое исследование.
Слайд 23Основной смысл портфолио – «показать все, на что ты способен».
Смещение
акцента с того, что учащийся не знает и не умеет,
на то, что он знает и умеет.
Слайд 24Портфолио позволяет решать следующие задачи:
поддерживать высокую учебную мотивацию
поощрять самостоятельность, расширение
возможностей самообразования, самореализации
развивать навыки самооценки деятельности обучающихся
формировать умения ставить цели,
планировать и организовывать собственную учебную и внеучебную деятельность
создавать дополнительных возможности для успешной социализации обучающихся
Слайд 25Планируемые результаты технологии портфолио:
сформировать у учащихся навыки и умения анализировать
собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями
на основе полученной информации, рассмотрев все возможные варианты, принимать правильное самостоятельное решение. А также систематизировать, анализировать собранный материал. Повысить учебную мотивацию и мотивацию успеха учебной деятельности.
Слайд 26Портфолио позволяет учитывать результаты,
достигнутые учеником в разнообразных видах деятельности:
учебной
творческой
социальной
коммуникативной
Слайд 28Моя семья.
Нарисуй портрет своей семьи
Родословное дерево
Чем я люблю
заниматься
2.
1.
Слайд 30Страницы раздела «Коллектор»
Правила поведения в школе
Законы жизни класса
Примерный список литературы
для самостоятельного
и семейного чтения.
План – памятка Решения задачи
Памятка
«КАК УЧИТЬ СТИХОТВОРЕНИЯ»
Памятка
«РАБОТА С ТЕТРАДЬЮ»
Памятка, как поступать в
стрессовых ситуациях
(пожар, опасность и пр.)
Памятка: Правила общения
6.
5.
Слайд 31 «Мои достижения»
Моя
лучшая работа
Задание, которое мне больше
всего понравилось
Я
прочитал ……. книг.
Что я теперь знаю,
чего не знал раньше?
Что я теперь умею,
чего не умел раньше?
Мои цели и планы на следующий
учебный год: …………..
Чему я еще хочу научиться?
Какие книги прочитать?
Мое участие в школьных и
классных мероприятиях
Мои проекты
Продукты совместного творчества
(с родителями, одноклассниками)
8.
7.
Слайд 32Выявлено, что учащиеся имеют более высокие результаты, если:
они хорошо мотивированы
не
тревожны
верят в собственные силы и способности
владеют эффективными стратегиями обучения (включая
постановку цели, выбор стратегий, самоконтроль и самооценку процесса обучения).
Слайд 33Послесловие
Кто работает с портфолио, тот работает больше,
но его работа будет интереснее, его ученики станут более самостоятельными
и их достижения более зримыми.
Удачи!