Слайд 1Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура и типология современного
урока
Слайд 2Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Цель урока-это модель тех
конкретных знаний, умений и навыков, которые необходимо сформировать на уроке.
Задачи
обучения - усвоение общеобразовательных, политехнических, специальных знаний, умений и навыков (всех видов, качеств и уровней), формирование способов творческой деятельности, нравственных отношений и научного мировоззрения
Слайд 3Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Характеристики функций обучения
образовательная
функция - это вооружение учащихся системой научных знаний всех видов,
качеств трех уровней, формирование у них специальных и общеучебных умений и навыков всех видов трех уровней, зафиксированных в программах
Слайд 4Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Характеристики функций обучения
воспитательная
функция - это организация овладения учащимися опытом эмоционально-ценностного отношения к
миру, действительности, формирование у школьников научного мировоззрения, нравственных, трудовых, этических, эстетических представлений и взглядов, убеждений, способов соответствующего поведения и деятельности в обществе, системы идеалов, отношений, потребностей, духовной и физической культуры
Слайд 5Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Характеристики функций обучения
развивающая
функция - это целенаправленное развитие познавательных сил и способностей учащихся,
их психических свойств, мотивов учения, познавательных интересов, интеллектуальной, волевой и эмоциональной сфер, познавательных процессов: мышления, памяти, речи, внимания, воображения, восприятия, умения владеть логическими операциями, суждениями, умозаключениями
Слайд 6Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Основные звенья (этапы) современного
урока
1) организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся
к уроку;
2) проверка домашнего задания;
3) проверка знаний и умений учащихся для подготовки к новой теме;
4) постановка цели занятия перед учащимися;
5) организация восприятия и осмысления новой информации, т.е. усвоение исходных знаний;
6) первичная проверка понимания;
7) организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и упражнений в ее применении.
Слайд 7Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Многообразие структур урока
Структура урока
– это совокупность различных вариантов взаимодействия между элементами урока, возникающая
в процессе обучения и обеспечивающая его целенаправленную деятельность.
Слайд 8Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
КЛАССИЧЕСКИЕ ТИПЫ УРОКА:
вводный;
тренировочный;
контрольный (проверочный);
закрепление
ЗУН;
урок самостоятельной работы;
урок с использованием ТСО;
урок практической работы;
комбинированный урок;
повторительно-обобщающий урок;
урок
повторения;
урок овладения ЗУН;
предметный урок (характерен для начальных классов).
Слайд 9Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.Н.
КАЗАНЦЕВУ:
урок с разнообразными видами занятий;
урок в виде лекции;
урок
в виде беседы;
урок-экскурсия;
урок с использованием учебного кино-, видеофильма, телепередачи;
урок самостоятельной работы учащихся в классе;
лабораторные или другие практические занятия.
Слайд 10Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ УРОКОВ ПО В.А.
ОНИЩУКУ:
урок усвоения новых знаний;
урок освоения новых умений и навыков;
урок комплексного применения знаний;
урок обобщения и систематизации знаний;
урок проверки, оценки и коррекции ЗУН;
комбинированный урок.
Слайд 11Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ УРОКОВ ПО И.П.
ПОДЛАСОВУ:
комбинированный урок;
урок изучения новых знаний;
урок формирования новых умений;
урок контроля и
коррекции знаний и умений;
урок практического применения знаний и умений
Слайд 12Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ УРОКОВ ПО Н.П.
ГУЗИКУ:
урок общего разбора темы и методики ее изучения;
комбинированное семинарское занятие;
урок
обобщения и систематизации знаний;
урок межпредметного обобщения материала;
урок-практикум.
Слайд 13Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
ПО М.И. МАХМУТОВУ:
Тип урока
Урок изучения нового материала (вводная
и вступительная части, наблюдение и сбор материалов как методические варианты уроков)
Виды уроков
урок-лекция;
урок-беседа;
урок с использованием учебного кино-, видеофильма;
урок теоретических или практических самостоятельных работ (исследовательского типа);
урок смешанный (сочетание различных видов урока на одном)
Слайд 14Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
ПО М.И. МАХМУТОВУ:
Урок совершенствования ЗУН (сюда входят уроки
формирования ЗУН, целевого применения усвоенного и т.д)
урок самостоятельной работы (репродуктивного типа -устных или письменных упражнений);
урок - лабораторная работа;
урок практических работ;
урок-экскурсия;
урок-семинар
Слайд 15Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
ПО М.И. МАХМУТОВУ:
Урок обобщения и систематизации знаний
Сюда входят основные виды
всех пяти типов уроков
Слайд 16Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
ПО М.И. МАХМУТОВУ:
Контрольные уроки (учета и оценки ЗУН)
устная форма
проверки (фронтальный, индивидуальный и групповой опрос);
письменная проверка; зачет;
зачетные и лабораторные работы; контрольная (самостоятельная) работа;
смешанный урок (сочетание трех первых видов)
Слайд 17Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
ТИПЫ И ВИДЫ УРОКОВ
ПО М.И. МАХМУТОВУ:
Комбинированный урок
На нем решается несколько дидактических задач
Слайд 18Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ УРОКА:
ролевые игры;
исполнение
сказочного сюжета;
урок фантазирования;
деловая игра;
урок взаимообучения;
круглый стол или конференция;
пресс-конференция;
урок открытых мыслей;
урок-соревнование;
урок-КВН;
урок-викторина;
аукцион
знаний;
урок-диспут;
урок-турнир;
урок- эврика;
межпредметный интегрированный урок;
урок-конкурс;
урок творчества;
урок-спектакль;
смотр знаний;
урок-игра;
урок-зачет;
урок-путешествие;
урок-состязание
урок-диалог;
мозговая атака;
актуальное интервью;
урок-лекция.
Слайд 19Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура урока изучения нового
материала:
первичное введение материала с учетом закономерностей процесса познания при высокой
мыслительной активности учащихся;
указание на то, что учащиеся должны запомнить;
мотивация запоминания и длительного сохранения в памяти;
сообщение либо актуализация техники запоминания (работа с опорными для памяти материалами, смысловая группировка и т.п.);
первичное закрепление, под руководством учителя, посредством прямого повторения частичных выводов;
контроль результатов первичного запоминания;
регулярное систематизирующее повторение через короткие, а затем более длительные промежутки времени в сочетании с различными требованиями к воспроизведению, в том числе и с дифференцированными заданиями;
внутреннее повторение и постоянное применение полученных знаний и навыков для приобретения новых;
частое включение опорного материала для запоминания в контроль знаний, регулярная оценка результатов запоминания и применения.
Слайд 20Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура урока закрепления и
развития знаний, умений, навыков:
сообщение учащимся цели предстоящей работы;
воспроизведение учащимися знаний,
умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий;
выполнение учащимися различных заданий, задач, упражнений;
проверка выполненных работ;
обсуждение допущенных ошибок и их коррекция;
задание на дом (если это необходимо).
Слайд 21Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура урока формирования умений
и навыков:
постановка цели урока;
повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой;
проведение
проверочных упражнений;
ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования;
упражнения на их освоение;
упражнения на их закрепление;
тренировочные упражнения по образцу, алгоритму, инструкции;
упражнения на перенос в сходную ситуацию;
упражнения творческого характера;
итог урока;
задание на дом.
Слайд 22Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура урока повторения:
организация начала
урока;
постановка образовательных, воспитательных, развивающих задач;
проверка домашнего задания, направленного на повторение
основных понятий, умозаключений, основополагающих знаний, умений, способов деятельности (практической и мыслительной). На предыдущем уроке, зная о предстоящем повторении, нужно подобрать соответствующее домашнее задание;
подведение итогов повторения, проверка результатов учебной работы на уроке;
задание на дом.
Слайд 23Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура урока проверки знаний:
организация
начала урока. Здесь необходимо создать спокойную, деловую обстановку. Дети не
должны бояться проверочных и контрольных работ или чрезмерно волноваться, так как учитель проверяет готовность детей к дальнейшему изучению материала;
постановка задач урока. Учитель сообщает ученикам, какой материал он будет проверять или контролировать. Просит, чтобы дети вспомнили соответствующие правила и пользовались ими в работе. Напоминает, чтобы учащиеся обязательно сами проверили работы;
изложение содержания контрольной или проверочной работы (задачи, примеры, диктант, сочинение или ответы на вопросы и т.п.). Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого ученика;
подведение итогов урока. Учитель выбирает хорошие работы учащихся, анализирует допущенные ошибки в других работах и организует работу над ошибками (иногда на это уходит следующий урок);
определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, а также путей их устранения и совершенствования знаний и умений.
Слайд 24Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура урока применения знаний,
умений и навыков:
организация начала урока (психологический настрой учащихся);
сообщение темы урока
и его задач;
изучение новых знаний, необходимых для формирования умений;
формирование, закрепление первичных умений и применение их в стандартных ситуациях - по аналогии;
упражнения в применении знаний и умений в измененных условиях;
творческое применение знаний и умений;
упражнение по отработке навыков;
домашнее задание;
итог урока с оценкой проделанной учащимися работы.
Слайд 25Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура повторительно-обобщающего урока:
организационный момент;
вступительное
слово учителя, в котором он подчеркивает значение материала изученной темы
или тем, сообщает цель и план урока;
выполнение учащимися индивидуально и коллективно различного рода устных и письменных заданий обобщающего и систематизирующего характера, вырабатывающих умения, формирующих понятийные знания, на основе фактов и явлений;
проверка выполнения работ, корректировка (при необходимости);
формулирование выводов по изученному материалу;
оценка результатов урока;
подведение итогов;
задание на дом (не всегда).
Слайд 26Т.В. Гаврилова, заместитель директора НМЦ Фрунзенского района
Структура комбинированного урока
организация начала
урока;
проверка домашнего задания, постановка цели урока;
подготовка учащихся к восприятию нового
учебного материала, т.е. актуализация знаний, практических и умственных умений;
изучение нового материала, в том числе и объяснение;
закрепление материала, изученного на данном уроке и ранее пройденного, связанного с новым;
обобщение и систематизация знаний и умений, связь новых с ранее полученными и сформированными;
подведение итогов и результатов урока;
задание на дом;
подготовка (предварительная работа), необходимая учащимся для изучения новой темы (не всегда).