Слайд 1Структура и закономерности инновационной деятельности.
профпереподготовка «Менеджмент в образовании»
Федчикова Наталья Петровна
Автономная
некоммерческая организация дополнительного образования
«Сибирский институт непрерывного дополнительного образования»
Слайд 2Структура инновационного процесса
Инновационный процесс, по мнению большинства авторов включает семь
элементов, соединение которых в единую последовательную цепочку образует структуру инновационного
процесса.
К этим элементам относятся:
– инициация;
– маркетинг инновации;
– выпуск (производство) инновации;
– реализация инновации;
– продвижение инновации;
– оценка экономической эффективности инновации;
– диффузия инновации.
Слайд 3Схема инновационного процесса
Слайд 4Инициация
Началом инновационного процесса является инициация.
Инициация – это деятельность, состоящая в выборе
цели инновации, формулировке задачи, выполняемой инновацией, поиске идеи инновации, ее
технико-экономическом обосновании и в материализации идеи.
Материализация идеи означает превращение идеи в вещи (товар), то есть в имущество, новый продукт, в документ имущественного права (лицензию на право использования «ноу-хау», технологии) или в документ по технологической операции.
Инициация не только является отправной точкой инновационного процесса, но и основой для дальнейшего нормального хода протекания самого инновационного процесса.
Слайд 5Инициация
Началом инициации является определение цели инновации и задач, которые она
должна решить.
Затем следует поиск основной идеи инновации.
Поиск идеи
– весьма трудоемкий процесс, требующий творческого подхода. Поиск идеи есть процесс творческий и производится с помощью специально разработанных методик.
После того как идея найдена, необходимо ее обосновать. Технико-экономическое обоснование идеи – это подтверждение экономической целесообразности, необходимости и технической возможности материализации найденной инновационной идеи в форму вещи, то есть в новый продукт.
Слайд 6Технико-экономическое обоснование идеи включает:
– обоснование выбранной идеи из всех имеющихся
идей по определенному критерию или по системе критериев;
– обоснование необходимости
разработки данного инновационного проекта для крупных технологий;
– определение возможности превращения идеи в материальную форму (новый продукт), пригодную для продажи на рынке;
– изучение и выбор рынка с точки зрения выхода инновации на него;
– обоснование времени выхода инновации на рынок;
– расчет затрат на производство и реализацию инновации;
– расчет эффективности производства и реализации инновации.
Результатом технико-экономического обоснования выбранной идеи является ее оформление в виде рыночного товара, что означает материализацию идеи в новый продукт или операцию в виде товара, готового к продаже.
Слайд 7Маркетинг инноваций
После обоснования нового продукта (операции) проводятся маркетинговые исследования предлагаемой
инновации, в ходе которых изучается спрос на новый продукт или
операцию, определяется количество или объем выпуска продукта (если они лимитируются), определяются потребительские свойства и товарные характеристики, которые следует придать инновации как товару, выходящему на рынок.
Слайд 8Проведение маркетинговых исследований связано с:
исследованием рынков сбыта наукоемкой продукции и технологий
и поиском новых потребителей;
изучением научно-технической и коммерческой политики потенциальных конкурентов
на рынках наукоемкой продукции и технологий;
- систематизацией данных о потребительских свойствах товаров конкурирующих фирм и т. п.
Осуществление рекламы новых товаров (продуктов и услуг) предполагает:
- организацию выставок, конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний;
- изучение, обобщение отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности в соответствующей сфере;
- осуществление рекламно-издательской, консультационной и лекционной деятельности, направленной на ознакомление потенциальных потребителей с новыми товарами.
Слайд 9Выпуск инноваций
Осуществление выпуска (производства) новых товаров предполагает:
- проектирование производственных процессов по выпуску
нового товара;
- внесение изменений в процедуры, методы и стандарты производства
и контроля качества новой продукции;
- приобретение необходимых для выпуска новых товаров технологий, патентов, лицензий, ноу-хау, торговых марок;
- приобретение оборудования для создания необходимых мощностей по производству новых товаров,
- создание новых подразделений и обеспечение их кадрами;
- разработку методов перехода (с остановкой или без остановки производства) производственных подразделений на выпуск новой продукции, а также графиков перехода основных производственных подразделений на выпуск новой продукции и обеспечения выпуска новой продукции вспомогательными подразделениями, формирование системы взаимодействий подразделений в процессах запуска и производства новой продукции;
- установление и поддержание кооперационных связей с производителями деталей, узлов и комплектующих изделий, необходимых для выпуска нового товара;
- выпуск опытной партии нового товара;
- поэтапное достижение проектных показателей объемов производства нового товара.
Слайд 10Реализация инноваций
Продвижение инновации представляет собой комплекс мер, направленных на реализацию
инноваций (передача информации, реклама, организация процесса полномасштабного производства и поставки
продукции на рынок).
Осуществление рекламы новых товаров (продуктов и услуг) предполагает:
- организацию выставок, конференций, симпозиумов, семинаров, совещаний;
- изучение, обобщение отечественного и зарубежного опыта инновационной деятельности в соответствующей сфере;
- осуществление рекламно-издательской, консультационной и лекционной деятельности, направленной на ознакомление потенциальных потребителей с новыми товарами.
Слайд 11Продвижение инноваций
Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение подвергаются
статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая эффективность
инновации.
Продвижение новых товаров на рынки связано с:
- выбором рынков сбыта и позиционированием на них новых товаров, разработка и реализация ценовой политики, обеспечивающей рост объемов реализации новой продукции на рынках;
- определением каналов сбыта новой продукции (анализ каналов товародвижения, требований потенциальных потребителей новой продукции к характеристикам каналов товародвижения: скорость оформления и доставки, обеспечение сохранности, регулярность функционирования, обеспечение необходимых размеров разовой поставки, тара и упаковка);
- организацией взаимодействия с потенциальными покупателями новых товаров.
Слайд 12Оценка эффективности инноваций
Результаты реализации инновации и затраты на ее продвижение
подвергаются статистической обработке и анализу, на основании чего рассчитывается экономическая
эффективность инновации.
Слайд 13Диффузия инновации
Диффузия (лат. Diffusio — распространение, растекание) инновации представляет собой
распространение однажды освоенной инновации в новых регионах, на новых рынках.
Обеспечение конечного потребления (использования) новых товаров предполагает осуществление таких функций как:
- разработка и реализация различных схем привлечения финансовых ресурсов (лизинг, факторинг и т. п.), обеспечивающих доступ конечных потребителей к новой продукции;
- предоставление новых товаров потенциальным потребителям для реализации инвестиционных проектов;
- сервисное обслуживание своей новой продукции производителями.
Слайд 14Важным в понимании главных особенностей инновационного процесса, направленных на создание
и использование нововведений, является представление его модели в виде фрагмента
жизненного цикла нового продукта, показывающего общий механизм зарождения новшества.
Слайд 15Особенностью инновационного процесса выступает его циклический характер, выражающийся в определенной
структуре этапов, которые проходит нововведение.
Полный жизненный цикл нововведений включает
следующие стадии:
- возникновение,
- рост,
- зрелость,
- освоение,
- распространение,
- насыщение,
- рутинизацию,
- кризис,
- завершение.
Слайд 16Иногда структуру инновационного процесса изображают в свернутом виде, например, включающем
четыре этапа, каждый из которых состоит из подэтапов:
Слайд 171. Создание новшеств:
- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в
изменениях;
- проектирование новшеств;
- экспериментальное апробирование новшеств;
- экспертиза новшеств.
Слайд 18
2. Распространение новшеств:
- подготовка к распространению;
- информирование о новшествах;
- поддержка
освоения новшеств;
- анализ распространения и освоения новшеств.
Слайд 193. Освоение новшеств:
- анализ образовательной деятельности и выявление потребности в
изменениях;
- поиск новшеств;
- оценка и выбор новшеств;
- проектирование желаемого будущего
образовательной системы;
- внедрение новшеств;
- анализ и оценка результатов изменений;
- институализация нововведений.
Слайд 204. Образовательная деятельность
Данная структура инновационного процесса характеризует административный подход и
описывает этапы, связанные с инновационными процессами, в которых участвуют множество
научных и управленческих организаций, школ, внедренческих центров...
В то же время педагогические инновации могут быть предметом внедрения на разных уровнях – от деятельности учителя или школы до всемирных образовательных систем.
Слайд 21О.Г. Хомерики выделяет структуру инновационного процесса
а) деятельностную: совокупность таких компонентов,
как мотив, цель, задачи, содержание, формы, методы, результаты, реализующиеся в
определенных материальных, финансовых, временных и прочих условиях;
б) субъективную: инновационная деятельность всех субъектов развития школы: директора, его заместителей, учителей, ученых, учащихся, родителей, спонсоров, методистов, преподавателей вузов, консультантов, экспертов, работников органов образования, аттестационной комиссии;
в) уровневую: взаимосвязанная инновационная деятельность субъектов на международном, федеральном, региональном, районном, городском, школьном уровнях;
г) содержательную: разработка и освоение новшеств в обучении, воспитательной работе, организации учебно-воспитательного процесса, в управлении школой;
д) управленческую: взаимодействие четырех видов таких управленческих действий, как планирование, организация, руководство, контроль.
Слайд 22В такой структуре уже предусмотрено место субъектам образовании и определена
их роль в инновационной деятельности на уровне образовательного учреждения.
Слайд 23Анализ опыта нововведений, накопленного к настоящему времени в российских и
зарубежных организациях, позволяет подметить в нем определенные закономерности, т. е.
устойчивые, повторяющиеся и существенные связи, обусловливающие структуру и динамику инновационных процессов, их эффективность.
Эти закономерные связи уже давно привлекают внимание исследователей как в России , так и за рубежом .
Опираясь на результаты их исследований, а также обобщение инновационной практики отечественных предприятий, возможно выделение и рассмотрение следующих закономерностей инновационных процессов.
Слайд 24Закономерность динамического равновесия
Всякое изменение неизбежно противостоит сложившемуся объекту с уже
увязанными между собой целями, связями, нормами. Функционирование, т. е. цикличное
воспроизводство каких-то действий, результатов, только тогда может быть эффективным, когда оно регулярно. Нововведение на какое-то время «сбивает» функционирование, требует его перестройки, а затем восполнения потерь времени, труда, ритма. Нововведения нарушают равновесие в системе. Меняясь в чем-то одном, она должна сохраниться в других, обычно основных своих качествах. Поэтому важно найти баланс между тенденциями функционирования и изменения, обеспечить гибкое равновесие организационной системы.
Слайд 25Закономерность взаимоадаптации новшества и среды
Сравнительно высокая степень программированности самого
предмета нововведения контрастирует с фактическим отсутствием единого объекта его внедрения.
Точнее, объект (масса конкретных организаций, регионов) очень разнообразен. Несходство специфических «местных» условий (организационных, социокультурных, экономических и т. д.) в отдельных средах приводит к тому, что, несмотря на общность, единообразие предмета нововведения (вводимого новшества), каждое его внедрение имеет признаки уникальности. Не будучи в состоянии учесть наиболее значимые параметры названного разнообразия, проект нововведения оказывается перед неизбежностью множественной трансформации в различных сферах внедрения. Как следствие этого, требуется взаимоадаптация новшества и его среды.
Слайд 26Закономерность первенства податных нововведений по сравнению с обеспечивающими.
Закономерность первенства продуктных
нововведений по сравнению с обеспечивающими. Ориентируя предприятия на обновление своей
продукции, мы тем самым побуждаем их к модернизации имеющегося у них оборудования и технологии. Если они будут жизненно заинтересованы в переходе на все более прогрессивные изделия, то довольно скоро станет ясно, что без столь же прогрессивных средств труда им этих целей не достичь, так же, как и без современных методов и структур управления, способов оценки труда руководителей. Значит, в системе управления научно-техническим прогрессом основной стимулирующий акцент следует делать на выпускаемую продукцию, а она уже неизбежно «потянет» за собой основные фонды, тем более, что передовые изделия, будучи продуктными для одного предприятия, становятся обеспечивающими нововведениями для многих других.
И наоборот, преимущественный упор в директивах и стимулах на модернизацию процесса производства оборачивается тем же «отчетным внедрением».
Слайд 27Закономерность усложнения организационных структур
По мере развития общества и народного хозяйства
происходит постоянное накопление «прошлого труда», который овеществляется в технике, иных
материальных формах, а также объективируется в организационных структурах. Этот процесс приводит не только к нарастанию «массы», но и к усложнению взаимосвязей, усилению зависимости между различными компонентами всей системы хозяйства, то есть ее «плотности». Вследствие этого осуществление каждого нововведения вызывает все больший радиус вторичных, производных явлений, далеко идущих последствий, своего рода тектонический эффект. Уже сам объем вторичных нововведений увеличивает реальную трудоемкость и даже может превышать полезную значимость исходного нововведения. К тому же некоторые из них могут оказаться неприемлемыми. Отсюда — возрастание трудностей осуществления нововведений, усиление риска и ответственности, что выражается в разных формах уклонения от нововведений, сопротивления им.
Заметим, что в нашей стране распространена привычка реагировать на возникающие проблемы созданием все новых и новых организаций, что усугубляет и без того далеко зашедшую тенденцию усложнения организационных структур.
Слайд 28Закономерность изменения инновационного эффекта.
Смысл этой закономерности заключается в том, что
при переходе от экспериментального нововведения к его тиражированию обнаруживается ослабление
разовых эффектов при возрастании общего. Результат пробного нововведения на стадии эксперимента обычно выше, потому что здесь складывается активизирующее влияние специального контроля и психологического подъема во время экспериментирования.
Слайд 29Закономерность потенциальной регрессии
Неудача первого нововведения дискредитирует последующие. Поэтому важно строгое
соблюдение условий внедрения новшеств. Нарушение этого требования подрывает доверие к
данному и ко всем последующим новшествам.
Курское объединение «Химволокно», к примеру, работая в свое время по щекинскому методу, условно высвободило почти две тысячи человек. Объем производства увеличился вдвое, выработка стала самой высокой в отрасли. И что же? Заводу, соответственно, урезали фонды материального стимулирования — ведь численность персонала сократилась. Щекинский метод требовал, как известно, «замораживания» фонда заработной платы. Если этот фонд «приводился в соответствие с численностью», то пропадала всякая охота сокращать эту численность. Соблазн получить сиюминутную выгоду исключает возможность получения значительно большего эффекта в будущем. Трудно вернуть прежнее доверие человеку, если он однажды его потерял. Сказанное можно отнести и к оценке дел человеческих.
Слайд 30Закономерность комплексности инновационного процесса
Опыт показывает, что не бывает чисто
технических или экономических нововведений, ибо каждое из них имеет свои
социальные, психологические и иные аспекты и следствия. Комплексность является еще одной из закономерностей инновационного процесса.
Нововведение более успешно, когда оно охватывает не одну узкую сферу, скажем, производство деталей, но включает в себя также то, что влияет на общий результат: управление, маркетинг, обучение персонала, финансы, продажу... «Следовательно, инновационное развитие должно носить, — как справедливо замечает А. И. Николаев, — комплексный характер.
Слайд 31Закономерность социального дискомфорта.
Для успеха нововведений должны быть определенная доля социального
дискомфорта, желание его преодолеть.
Самоуспокоенность и самоудовлетворенность, конформизм и отсутствие
внутреннего диссонанса — не самые лучшие психологические условия для нововведений.
Слайд 32Выделение закономерностей инновационного процесса важно не только в теоретическом отношении.
Надо понять и признать истину, что так называемое сопротивление нововведениям,
их видоизменение в разных средах не есть лишь плод консерватизма, некомпетентности отдельных работников. Это объективные и повсеместные трудности перехода к новому, преодоления существующего, налаженного. Последнее имеет самостоятельную ценность в любой организационной, культурной системе, ибо обеспечивает ее сохранение. Оно же поддерживается тем, что среда стремится приспособить новшество к своим особенностям, снижая потенциал идущих за ним изменений. Все это задает известную инерционность функционирования организационных систем и препятствует нововведениям. Для управления же инновационными процессами важно то, что система только тогда будет открыта новшествам, когда их освоение станет условием ее сохранения. Именно создание таких условий должно стать задачей управления для того, чтобы инновационный импульс вызвать внутри самой системы.
Слайд 33Список литературы
1. Инновационный менеджмент/под ред. С.Ю.Ягудин. М.: Учебник для вузов,
ЮНИТИ, 1997
2. Инвестиции и инновации: Словарь-справочник//под ред. Бора. М., 1998.
3.
Новицкий Н. Инновационный путь развития экономики//Экономист. 2000. №6.
4. Основы инновационного менеджмента: Учеб. Пособие/под ред. П.Н.Завлина, А.К.Казанцева, Л.Э.Миндели. М.: Экономика, 2000.