Слайд 1«Сюжетно-ролевая игра как средство организации нравственного воспитания детей старшего дошкольного
возраста в ДОУ»
Воспитатель: Черкасова Н. Ю.
МБДОУ «Детский сад «Подсолнух»
Слайд 2«Без игры нет и не может быть
полноценного развития.
Игра
– это огромное светлое окно,
через которое в духовный мир
ребенка
вливается живительный поток
представлений, понятий.
Игра – это искра, зажигающая
огонёк пытливости и любознательности.»
В.А. Сухомлинский
Слайд 3 Актуальной задачей в настоящее время
является воспитание у дошкольников нравственно-волевых качеств: самостоятельности, организованности, настойчивости, ответственности,
дисциплинированности.
Формирование нравственно-волевой сферы – важное условие всестороннего воспитания личности ребенка. От того, как будет воспитан дошкольник в нравственно-волевом отношении, зависит не только его успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.
Именно в дошкольном периоде детства закладываются основы этики, оформляются и укрепляются индивидуальные варианты отношения к себе и к окружающим.
Слайд 4Игра, как ведущая деятельность дошкольника имеет важнейшее значение в формировании
личности. Она оказывает влияние на нравственное развитие ребенка дошкольника.
Слайд 5Нравственное воспитание – целенаправленный процесс приобщения детей к моральным ценностям
человечества и конкретного общества
Механизм нравственного воспитания
Слайд 6Задачи нравственного воспитания
Слайд 7Методы нравственного воспитания
В.Г.Нечаева – 2 группы:
1. Организация практического опыта общественного
поведения (приучение, показ действий, пример, организация деятельности)
2. Формирование нравственных представлений,
суждений, оценок(беседы, чтение, рассматривание и обсуждение картинок)
Формы нравственного воспитания
Специальные учебные занятия, игровые ситуации, взаимодействие с окружающим (общение со сверстниками).
Слайд 8Сюжетно-ролевые игры
Сюжетно-ролевые игры имеют большое значение в развитии
ребенка, развивая произвольное внимание, память, воображение, творчество. Через сюжетно-ролевую игру
педагог выводит ребенка во взрослую жизнь, учит думать, чувствовать, действовать, адаптироваться к меняющимся условиям, принимать решения в незнакомой обстановке.
Слайд 9 Особенности сюжетно-ролевой игры раскрыты
в работах психологов:
Л.С. Выготский
Д.Б. Эльконин
А.В.
Запорожец
педагогов:
Д.В. Менджерицкая
Н.Я. Михайленко
Слайд 10Основой сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация.
Самостоятельность детей в
сюжетно-ролевой игре – одна из ее характерных черт.
Самое главное –
в игре ребенок воплощает свой взгляд, свои представления, свое отношение к тому событию, которое разыгрывает
Сюжетно-ролевая игра имеет следующие структурные компоненты: сюжет, содержание, роль
Слайд 11Особенности сюжетно-ролевой игры
в старшем дошкольном возрасте
У дошкольников старшей группы
развивается содержание игр. Начинают отражаться разнообразные общественные отношения, поступки. В
играх находят отражение специфика деятельности взрослых, их взаимодействия в труде, их отношения к труду. Изменение тематики связано с расширением их источников. Дети отражают не только те события, в которых они сами принимали участие, но и те, которые они наблюдали на экскурсиях, прогулках, а также повседневной жизни. Для этого возраста наша задача заключается в том, чтоб показать, как роль может быть включена в различные взаимосвязи с другими ролями. Воспитатель чаще берет дополнительную роль на себя. Постепенно подводит детей к более сложным изменениям знакомого сюжета, затем к придумыванию новых сюжетов.
У детей возрастает требовательность к качеству выполняемой роли. Основная задача руководства играми – развитие у них самостоятельности и самоорганизации, формирование умений договориться о теме игры, распределить роли, подготовить игровую обстановку. Также педагог должен постоянно обогащать содержание игр.
Слайд 12Цель: вызвать у детей интерес к профессиями врача, медсестры, санитарки,
расширить словарный запас детей –закрепляются такие понятия как «аптека», «осмотр»,
«доктор», «медсестра», «поликлиника», «рецепт». Свести к минимуму страх перед походом к врачу.
Игровые ситуации: «На приеме у лор врача», «На приеме у хирурга», «На приеме у окулиста» и др.
Значение в воспитании нравственности: учить детей уходу за больными и использованию медицинских инструментов, воспитывать в детях внимательность, чуткость, заботливое отношение к людям.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ПОЛИКЛИННИКА», «БОЛЬНИЦА», «СКОРАЯ ПОМОЩЬ»
Слайд 14Цель: расширить и закрепить знания детей о работе в «Салоне
красоты».
Игровые ситуации: «Парикмахер», «Мастер маникюра», «Мастер косметичес-кого кабинета».
Значение в
воспитании нравственности: воспитывать культуру общения, формировать положительные взаимоотношения между детьми; кроме того, дети начинают уделять большее внимание своему внешнему виду, учатся быть аккуратными.
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «САЛОН КРАСОТЫ»
Слайд 15СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ШКОЛА»
Цель: расширять знания детей о школе.
Значение в
воспитании нравственности: воспитывать у детей желание учиться; прививать уважение к
труду учителя и труду работников школы; помо-гать детям усвоить некоторые моральные нормы; воспитывать справедливые отношения; упрочнить формы вежливого обращения; воспитывать дружбу, умение жить и работать в коллективе.
Слайд 16СЮЖЕТНО-РОЛЕВЫЕ ИГРЫ «ДОМ, СЕМЬЯ», «ДОЧКИ - МАТЕРИ»
Цель: Побуждать детей творчески
воспроизводить в играх быт семьи. Совершенствовать умение самостоятельно создавать для
задуманного
сюжета игровую обстановку.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать ответственное отношение к своим обязанностям, взаимопомощь и коллективный характер труда.
Слайд 17
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «АТЕЛЬЕ»
Цель: Расширить и закрепить знания
детей о работе в швейном ателье, формировать первоначальное представление о
том, что на изготовление каждой вещи затрачивается много труда.
Значение в воспитании нравственности: воспитывать уважение к труду работников швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество другого; развивать и укреплять дружеские взаимоотношения между детьми.
Слайд 18
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА «ПОЖАРНЫЕ»
Цель: формирование у детей целостного представления
о пожарной безопасности.
Значение в воспитании нравственности: расширять представления детей о
гуманной направленности работы пожарных, ее необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях; воспитывать уважение к труду пожарных, к людям разных профессий и желание оказывать помощь другим; воспитывать чувство ответственности за свои действия, смелость, товарищество; формировать положительные взаимоотношения между детьми; воспитывать у детей такие качества, как мужество, самоотверженность, находчивость.
Слайд 20Игра — одно из незаменимых средств сплочения детского коллектива. Она
помогает педагогу всесторонне изучить ребят, проникнуть в их духовный мир.
В творческой игре каждая роль раскрывает определенные правила общественного поведения. Игровые цели достигаются только в совместной коллективной деятельности. Выполняемая каждым роль имеет смысл при условии, если соответственно выполняют свою роль все участники игры. Эта роль вынуждает ребенка проявлять дисциплинированность, выдержку, терпение, великодушие. Обсуждение с детьми положительных и отрицательных поступков, отношений в процессе игры помогает формированию общих оценочных мнений и суждений о нравственных поступках и нравственных нормах.
Сюжетно - ролевые игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой активной личности, способной находить выход из критического положения, принимать решение, проявлять инициативу, т. е. приобретают те качества, которые необходимы в будущей жизни.