Слайд 1Тактика, методы и приемы предупреждения и преодоления нарушений в поведении
ребенка.
ГУ «Первомайская средняя школа отдела образования акимата Мендыкаринского района»
Школьный психолог
Иванова Е.И.
Слайд 2Нарушение: Непослушание - отказ слушаться кого-нибудь (oтца, мать, других членов
семьи)
Как проявляется
Невыполнение принятого в семье распорядка, режима дня, отказ выполнять
трудовые обязанности, поручения, уроки
Причина
• Предъявление ребенку невыполнимых или взаимоисключающих требований (приказаний).
• Нарушение этики общения (неосторожно сказанное, слово) и норм поведения.
Несогласованность в требованиях родителей и членов семьи к ребенку.
• Непедагогичные методы воспитания.
• Недостаток родительского внимания.
• Отсутствие доверия или привязанности между ребенком и родителями.
• Преобладание наказаний над поощрениями
Слайд 3Воспитательные методы и приемы
• Не ругать, не читать нотаций часто.
•
Не считать непослушание ребенка из ряда вон выходящим явлением.
• Выражать
огорчение по поводу его поступка, действия, ошибки.
• Поговорить доброжелательно без упреков и повышения голоса.
• Проявлять любовь и внимание
Слайд 4Нарушение: Агрессивность - действия, имеющие целью причинить моральный, психологический, физический ущерб
или нанести вред другим
Появление:
Гнев, ненависть, враждебность, упрямство. Плач, крик, намеренное
непослушание, разбрасывание вещей и игрушек, попытки ударить родителей, других членов семьи
Причина:
• Авторитарный стиль воспитания.
• Деформация системы ценностей членов семьи.
• Упущения в нравственном воспитании детей.
• Подражание героям кино- и видеофильмов.
• Чувства голода и усталости.
• Чрезмерное количество ограничений по отношению к ребенку.
• Стремление самоутвердиться
Слайд 5Что делать с такой агрессией?
• Формировать эмоциональную устойчивость и волевую
регуляцию поступков и поведения.
• Вовлекать в межличностные отношения.
• Учить понимать
переживания других; отождествлять себя с Другим человеком, менять свое мнение и позицию, сопоставляя их с мнениями и позициями других людей для преодоления эгоизма.
• Создать спокойную, доброжелательную атмосферу в семье.
• Предъявлять требования в различных формах, уважая личность ребенка.
• Обоснованно применять методы поощрения и наказания с учетом психофизиологических и половозрастных особенностей детей.
Слайд 6Упрямство -
неуступчивость, стремление добиться своего вопреки здравому смыслу
Как проявляется
Сердитость, злость, сопротивление,
настаивание на том, что хочется только ребенку
Причина такого поведения
• Нарушение
взаимоотношений родителей с ребёнком.
• Неумение поддержать ребенка в трудной ситуации.
• Игнорирование интересов и потребностей ребенка.
• Утверждение родительского авторитета силой
Слайд 7Как помочь ребёнку с упрямством
• Проявлять твердость и настойчивость, не
злясь и не показывая плохое настроение.
• Не унижать ребенка.
• Не
применять принуждения.
• Откладывать решение спорной проблемы на какое-то время,
• Привлекать к решению спорной проблемы друзей ребенка.
• Контролировать себя и свои действия
Слайд 8Каприз - прихоть, проявление необычного состояния отклонение от обычного нормального
поведения
Как проявляется
Бурное проявление гнева, плача, крика, топанье ногами, катание по
полу, попытки укуситъ, поцарапать, пнуть, плюнуть, швыряние вещей и предметов, хлопанье дверью
Причины
• Неосторожно сказанные слова членов семьи,
• Отсутствие требовательности со стороны взрослых.
• Отрицательная реакция родителей на капризы.
• болезненное состояние.
• Чрезмерная родительская любовь.
• Беспрекословное выполнение родителями всех желаний и прихотей ребенка.
• Проявление протеста в ситуации необоснованного подавления взрослыми самостоятельности и инициативы ребенка.
• Перевозбуждение нервной системы ребенка
Слайд 9Воспитательные приёмы
• Разумно организовать режим дня ребенка.
• Создать здоровую морально-психологическую
атмосферу в семье.
• Проявлять умеренную требовательность.
• Вырабатывать у ребенка привычку
считаться с мнением и интересами других людей.
• Соблюдать режим сна, питания и т. д. Устранять источник впечатлений.
• Отвлекать ребенка от того, что стало причиной каприза (обнять, погладить по голове, поцеловать, проявить доброжелательность).
• Проявлять спокойствие и равнодушие в момент каприза.
• Избегать угроз, упреков, насилия, физических наказаний.
• Спокойно и ласково поговорить с ребенком после того, как он успокоится, придет в себя.
• Проявлять любовь
Слайд 10Гиперактивность -(греч. hyper - сверху-непроизвольные движения при нарушении нервной системы
Проявление
Чрезмерная подвижность;
неспособность к продолжительной концентрации внимания (реагирование на движение, звуки, свет)
Причины
•
Употребление матерями алкоголя и наркотиков в период беременности.
• Осложнение беременности и родов,
• Соматические заболевания в ранней детстве.
• Физические и психические травмы.
• Нарушения центральной нервной системы
• Стрессы и переутомление матери
Слайд 11Воспитательное воздействие на данного ребёнка
• Разумно организовать распорядок дня.
• Выделить
для ребенка отдельную комнату или уголок.
• Создавать спокойную обстановку при
подготовке ребенком уроков.
• Упреждать конфликтные ситуации.
• Подбирать игры, которые способствуют концентрации внимания, выработке выдержки, координации движений.
•поддерживать малейшие проявления позитивного поведения.
• избегать частых наказаний
Слайд 12Замкнутость - скрытность, отдаленность, отчужденность, обособленность необщительность
Как проявляется
Неразговорчивость, молчаливость, скрытность и
обособленность
Причина такого поведения
• Авторитарный стиль семейного воспитания.
• Индивидуально-психологические и половозрастные
особенности.
• Недостатки воспитания в учреждениях (детский сон, школа-интернат).
• Способ защиты от чрезмерной опеки взрослых
Слайд 13Воспитательные методы и приемы
• Проявлять терпение и тактичность в игра и
общении с детьми.
• Установить дружеские отношения во время игры, совместного
труда и досуга.
• Включать ребенка в различные коллективное дела (игры, соревнования, конкурсы, спектакли).
• Проявлять ласку и любовь
Слайд 14
Гнев - чувство сильного возмущения, негодования
Проявление
Проявление агрессивности, плач, крик, битье посуды,
швыряние книг, игрушек, предметов, повышение голоса, насильственые действия по отношеиию
к животным, младшему брату или сестре, употребление оскорбительных слов и выражений
Причина
• Неудовлетворение потребностей ребенка.
• Оскорбление.
• Применение принуждений и наказаний.
• Нарушение этики взаимоотношений и общения.
• Несправедливое отношение к ребенку.
Состояние болезни.
Слайд 15Воспитательные методы и приемы
•Проявлять спокойствие в момент гнева ребенка.
• Не наказывать.
•
Оставлять на время в покое.
•Отвлекать ребенка от того, что становится
причиной гнева
Слайд 16
Драчливость - склонность ребенка к физическим столкновениям, драке
Проявление
(Насильственные действия по отношению
ко младшим братьям, сестрам, животным, драки с детьми на улице
и в школе
Причины
• Желание привлечь внимание отца, матери, других членов семьи.
•Соперничество между детьми.
• Притеснения в отношении младших братьев и сестер со стороны более сильного старшего ребенка.
• Отсутствие в семье справедливости по отношению к детям.
•Отсутствие в семье контроля за соблюдением дисциплины и порядка
Слайд 17Воспитательные методы и приемы
• Выяснить причины драки.
• Развести детей по комнатам,
предоставляя возможность успокоиться.
•Лишать на время телевизора, компьютера.
• Давать поручения по
дому.
• Устанавливать требования по защите прав каждого ребенка.
• Установить правило, чтобы в семье не подшучивали над другими зло и обидно.
• Не разрешать старшему ребенку дразнить младшего.
• Быть справедливыми и беспристрастными посредниками при ссорах детей
Слайд 18
Воровство - склонность воровать чужие вещи и деньги
Как проявляется
В зависимости от
возраста может проявляться как воровство игрушек, вещей, денег, продуктов питания,
спортивных товаров, мобильных телефонов, велосипедов
Причина поведения
• Мечта ребенка иметь заветную вещь.
• Желание сделать подарки друзьям.
•Стремление укрепить свое положение (ста-тус) в коллективе ровесников.
•Месть родителям за невнимание, недостаток любви к нему.
• Способ компенсации за свою безрадостную жизнь в детском учреждении.
• Способ самоутверждения в жизни.
•Выполнение требований взрослых
Слайд 19Воспитательные методы и приемы
• Разъяснять, как себя вести по отношению к
чужим вещам.
• Не устраивать публичных судилищ над ребенком дошкольного возраста
при возвращении взятой у другого игрушки или вещи.
• Не вешать ребенку ярлык "вор", тем самым унижая его достоинство.
• Не вспоминать о воровстве в случае, если это вызывает гнев.
• Не предрекать будущее.
• Не применять физическое наказание
Слайд 20
Ложь (лживость) - намеренное искажение истины, фактов и явлений действительности
Проявление
В зависимости
от возраста может проявляться как мнимая и настоящая ложь в
силу разных причин
Причина
• Мечта добиться признания, похвалы своих достоинств.
• Стремление добиться любви родителей, родственников, взрослых.
•Желание доказать свое превосходство над кем-то.
• Способ приобрести что-то, что иным путем не приобретешь.
• Способ защититься от неприятностей со стороны друзей.
•Стремление избежать наказания родителей, педагогов, воспитателей, друзей.
• Чрезмерная строгости дисциплина в семье, основанная на страхе.
•Приспособление.
• Симуляция болезни
Слайд 21Воспитательные методы и приемы
• Избегать запретов и наказаний.
• Своевременно замечать попытки
лжи и предупреждать пользование ее результатами.
• Исключать из методов семейного
воспитания запугивание.
• Проявлять внимание, доброту, ласку, участие, поддержку.
• Не лгать
Слайд 22
Скорбь, глубокая печаль, страдания в результате разлуки, утраты
Проявление
Шок, отчаяние, гнев,
тревога, страх, чувство вины
•Проявление замкнутости, тревожности, раздражительности, беспокойства во сне
Причина
•Потеря
любимой игрушки, вещи, животного.
• Разлука с матерью, отцом, братом, сестрой, другими членами семьи, любимым человеком
• Смерть родителя (родителей), других членов семьи
Слайд 23Воспитательное воздействие
• Избегать длительных разлук с детьми дошкольного и младшего
школьного возраста.
• Не обманывать детей, давать точную и конкретную информацию
о случившемся с учетом их возраста.
• В случае смерти родителей или близких людей дать возможность детям присутствовать на похоронах.
• Успокоить ребенка, приглушить у него чувство вины
В случае ссоры или расставания с любимым человеком, успокоить, привести примеры из жизни, из к\ф, лит-рного произведения, что ещё будут парни (девушки).